Философия Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно.

Содержание

1 Общая характеристика эпохи Средневековья 2
2
Особенности средневековой философии .Теоцентризм, креационизм , провиденциализм . «Бог и человек» - центральная проблема

11
3
Основные философские течения ( патристика и схоластика , реализм и номинизм). Выдающиеся философы : Ф.Аквинский .

14
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Философия Средневековья , тема 4.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     II век: время покоя - императоры Троян и Марк Аврелий. Церковь значительно возрастает, формируются основные догматы.

     III век: с правления Диоклетиана  начинается период позднейшей  Римской империи. При Константине  столица переносится в Константинополь,  христианство превращается в  государственную религию (постепенно  начинается гонение на язычников,  при Феодосии отменены Олимпийские игры).

     Процесс роста христианства до Константина, равно как и мотивы обращения  Константина, по-разному объяснялись  различными авторами. Гиббон указывает  пять причин:

     1. Непоколебимое и, если нам будет дозволено так выразиться, не терпящее противоречия усердие христиан, правда заимствованное из еврейской религии, но очищенное от того духа замкнутости и неуживчивости, который, вместо того чтобы привлекать язычников под закон Моисея, отталкивал их от него.

     2. Учение о будущей жизни, усовершенствованное всякого рода добавочными соображениями, способными придать этой важной истине вес и действенность.

     3. Способность творить чудеса, которую  приписывали примитивной церкви.

     4. Чистая и строгая мораль христиан.

     5. Единство и дисциплина христианской  республики, мало-помалу образовавшей самостоятельное и беспрестанно расширявшееся государство в самом центре Римской империи".

     Для этого периода характерен кризис рабовладельческого производства. Крупные  землевладельцы начинают сдавать землю  в аренду начало феодализма города приходят в упадок, исчезают деньги, возвышается деревня. Возникает новый тип власти, близкий к восточной деспотии: император опирается на армию, бюрократию и церковь (!). Церковь становится более иерархична, а изменение характера церкви к нарастанию несогласия, желанию вернуться к чистой апостольской церкви, возникают ереси и расколы/ Своеобразной чертой, отличающей период от Константина до Халкедонского собора (451 год), является то, что теология приобрела политическое значение. Два вопроса один за другим приводили в волнение христианский мир: сначала - о природе Троицы, а затем - доктрина воплощения. 325 - Никейский собор - вырабатывается Символ веры.

IV век: окончательное торжество христианства, крещение становится обязательным для всего населения империи. После смерти Феодосия Римская империя раскалывается на западную и восточную, так как Феодосий завещал её двум сыновьям Гнорию и Аркадию, которые начинают враждовать. 24 августа 410 года в Рим вторгаются вестготы во главе с Алларихом, посланные Аркадием из Византии. К этому времени вестготы были христианами и в Испании образовали первое варварское королевство. Западная империя приходит в упадок, в то время как восточная империя укрепляется и расширяет свои границы. Однако в VII веке и её начинают тревожить арабы. К X веку наступает расцвет отношений с Русью, крещение Руси, но в XIV веке Византия гибнет под натиском турков, образуется Османская империя. В западной же части кризис в Х веке сменился подлинным расцветом с появлением империи Карла Великого (королевство Франков).

     2.Особенности средневековой философии .Теоцентризм, креационизм , провиденциализм . «Бог и человек» - центральная проблема .

     Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание  мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

     Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог  из ничего сотворил живую и неживую  природу, тленную, преходящую, пребывающую  в постоянном изменении.

     Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

     Теоцентризм

     Средневековая философия была неразрывно связана  с христианством, поэтому общефилософские  и христианские идеи тесно в ней  переплетаются. Основная идея средневековой  философии - теоцентризм.

     Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание  мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

     Христианство  развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного  могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

   Креационизм

     Согласно  христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (creatio - творение, создание).

     Догмат  о творении переносит центр тяжести  с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые  были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.

     В античной философии уже были выработаны определенные подходы в решении  проблемы преодоления дуализма мира и его сущности. Пифагорейцы, Платон и его последователи заложили основные методологические принципы учения о духовном единстве мира. Но ни классики античной философии, ни неоплатоники не создали концепции бога - личности. Они трактовали Единое, как некое первоначальное, произведшее из себя все бытие, как абсолютно абстрактно-безличную идивидуальность. Личностное понимание Бога впервые дано Филоном Александрийским.

     Характеристика  Бога как личности была существенным шагом вперед в направлении христианского  мировоззрения, но она не давала полного  преодоления пропасти между Богом и миром. Для преодоления этой пропасти необходимо было ввести опосредующие силы. Для этой цели Филог использует одно из центральных понятий античной философии - понятие Логоса.

     Но  в отличие от античной философии, Логос у Филона выступает как сотворенный Богом дух, который первоначально есть божественный разум. В представлении Филона о Логосе не доставало лишь отождествления его с мессией - Христом.

     Провиденциализм

     Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система  взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

     3 . Основные философские течения ( патристика и схоластика , реализм и номинизм). Выдающиеся философы  : Ф.Аквинский .

     В средневековой философии можно  выделить, как минимум, два этапа  ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

     Патристика - совокупность теолого-философских  взглядов "отцов церкви", которые  взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и  прежде всего на идеи Платона.

     Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

     Патристика (II-VI век н.э.)

     Свое  название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы  церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько периодов:

     Апостольский  период (до середины II века) - время деятельности апостолов-евангелистов.

     Апологетика (середина II века - начало IV) - Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.

     Зрелая  патристика(IV-VI) - Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная  патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные  деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.

     Схоластика

     Схоластика (от греч. «схоле» - спокойное занятие, учеба) - сред-невековая ученость. Она  тесно связана со складывающейся с VIII- IX вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это и новый  этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике. Он базировался на святоотеческой литературе, являя собой од-новременно вполне своеобразное и специфическое культурное обра-зование.

     Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй этап - от IX до XII в. - период интенсивного формирования. Третий этап - XIII в. - «золотой век схоластики». Четвертый этап - XIV-XV вв. - угасание схоластики.

     Схоластическая  ученость на практике представляла собой  ряд сту-пеней, поднимаясь по которым  ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали «семь свободных искусств». Последние делились на «тривиум» (от числа «три») и «квадривиум» (от числа «четыре»). Ученик должен был сначала освоить тривиум, т.е. грамматику (латинскую), диалектику, риторику. Квадривиум, как более высокая ступень, включал арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Учебными заведениями, обеспечивавшими еще более высокий уровень подготовки, были университеты.

     Средневековая философия вошла в историю  мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.

     Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии».

     Начиная примерно с XI века в средневековых  университетах возрастает интерес  к проблемам логики, которая в  ту эпоху но-сила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов XI--XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего «Кате-гории» Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались ос мыслить «истины веры». Стремление к рационалистическому обос-нованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а рас-членение и тончайшее различение понятий, установление опреде-лений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Увлечение таким обра-зом понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10--12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порож-дали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противо-стояли различные мистические течения, а в XV -- XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфи-лософии, с другой.

Информация о работе Философия Средневековья