Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:11, контрольная работа
Описание работы
Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно.
Содержание
1 Общая характеристика эпохи Средневековья 2 2 Особенности средневековой философии .Теоцентризм, креационизм , провиденциализм . «Бог и человек» - центральная проблема
11 3 Основные философские течения ( патристика и схоластика , реализм и номинизм). Выдающиеся философы : Ф.Аквинский .
II
век: время покоя - императоры Троян
и Марк Аврелий. Церковь значительно возрастает,
формируются основные догматы.
III
век: с правления Диоклетиана
начинается период позднейшей
Римской империи. При Константине
столица переносится в Константинополь,
христианство превращается в
государственную религию (постепенно
начинается гонение на язычников,
при Феодосии отменены Олимпийские
игры).
Процесс
роста христианства до Константина,
равно как и мотивы обращения
Константина, по-разному объяснялись
различными авторами. Гиббон указывает
пять причин:
1.
Непоколебимое и, если нам будет дозволено
так выразиться, не терпящее противоречия
усердие христиан, правда заимствованное
из еврейской религии, но очищенное от
того духа замкнутости и неуживчивости,
который, вместо того чтобы привлекать
язычников под закон Моисея, отталкивал
их от него.
2.
Учение о будущей жизни, усовершенствованное
всякого рода добавочными соображениями,
способными придать этой важной истине
вес и действенность.
3.
Способность творить чудеса, которую
приписывали примитивной церкви.
4.
Чистая и строгая мораль христиан.
5.
Единство и дисциплина христианской
республики, мало-помалу образовавшей
самостоятельное и беспрестанно расширявшееся
государство в самом центре Римской империи".
Для
этого периода характерен кризис
рабовладельческого производства. Крупные
землевладельцы начинают сдавать землю
в аренду начало феодализма города
приходят в упадок, исчезают деньги, возвышается
деревня. Возникает новый тип власти, близкий
к восточной деспотии: император опирается
на армию, бюрократию и церковь (!). Церковь
становится более иерархична, а изменение
характера церкви к нарастанию несогласия,
желанию вернуться к чистой апостольской
церкви, возникают ереси и расколы/ Своеобразной
чертой, отличающей период от Константина
до Халкедонского собора (451 год), является
то, что теология приобрела политическое
значение. Два вопроса один за другим приводили
в волнение христианский мир: сначала
- о природе Троицы, а затем - доктрина воплощения.
325 - Никейский собор - вырабатывается Символ
веры.
IV
век: окончательное торжество христианства,
крещение становится обязательным для
всего населения империи. После смерти
Феодосия Римская империя раскалывается
на западную и восточную, так как Феодосий
завещал её двум сыновьям Гнорию и Аркадию,
которые начинают враждовать. 24 августа
410 года в Рим вторгаются вестготы во главе
с Алларихом, посланные Аркадием из Византии.
К этому времени вестготы были христианами
и в Испании образовали первое варварское
королевство. Западная империя приходит
в упадок, в то время как восточная империя
укрепляется и расширяет свои границы.
Однако в VII веке и её начинают тревожить
арабы. К X веку наступает расцвет отношений
с Русью, крещение Руси, но в XIV веке Византия
гибнет под натиском турков, образуется
Османская империя. В западной же части
кризис в Х веке сменился подлинным расцветом
с появлением империи Карла Великого (королевство
Франков).
2.Особенности
средневековой философии .Теоцентризм,
креационизм , провиденциализм .
«Бог и человек» - центральная
проблема .
Теоцентризм
- (греч. theos - Бог), такое понимание
мира, в котором источником и причиной
всего сущего выступает Бог. Он центр
мироздания, активное и творящее его начало.
Принцип теоцентризма распространяется
и на познание, где на высшую ступеньку
в системе знания помещается теология;
ниже ее - находящаяся на службе у теологии
философия; еще ниже - различные частные
и прикладные науки.
Креационизм
- (лат. creatio - создание, сотворение), принцип,
в соответствии с которым Бог
из ничего сотворил живую и неживую
природу, тленную, преходящую, пребывающую
в постоянном изменении.
Провиденциализм
- (лат. providentia - провидение), система взглядов,
в соответствии с которой всеми мировыми
событиями, в том числе историей и поведением
отдельных людей, управляет божественное
провидение (провидение - в религиозных
представлениях: Бог, высшее существо
или его действия).
Теоцентризм
Средневековая
философия была неразрывно связана
с христианством, поэтому общефилософские
и христианские идеи тесно в ней
переплетаются. Основная идея средневековой
философии - теоцентризм.
Теоцентризм
- (греч. theos - Бог), такое понимание
мира, в котором источником и причиной
всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания,
активное и творящее его начало. Принцип
теоцентризма распространяется и на познание,
где на высшую ступеньку в системе знания
помещается теология; ниже ее - находящаяся
на службе у теологии философия; еще ниже
- различные частные и прикладные науки.
Христианство
развивает созревшую в иудаизме
идею единого Бога, обладателя абсолютной
благости, абсолютного знания и абсолютного
могущества. Все существа и предметы
являются его творениями, все создано
свободным актом божественной воли. Два
центральных догмата христианства говорят
о триединстве Бога и боговоплощении.
Согласно первому, внутренняя жизнь божества
есть отношение трех "ипостасей",
или лиц: Отца (безначального первоначала),
Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего
принципа), и святого Духа (животворящего
принципа). Сын "рождается" от Отца,
святой Дух "исходит" от Отца. При
этом и "рождение" и "исхождение"
имеют место не во времени, так как все
лица христианской Троицы существовали
всегда - "предвечны" - и равны по достоинству
- "равночестны".
Креационизм
Согласно
христианскому догмату, Бог сотворил
мир из ничего, сотворил воздействием
своей воли, благодаря своему всемогуществу,
которое в каждый миг сохраняет,
поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение
характерно для средневековой философии
и называется креационизмом. (creatio - творение,
создание).
Догмат
о творении переносит центр тяжести
с природного на сверхприродное начало.
В отличие от античных богов, которые
были родственны природе, христианский
Бог стоит над природой, по ту сторону
ее и потому является трансцендентным
Богом. Активное творческое начало как
бы изымается из природы, из космоса и
передается Богу; в средневековой философии
космос поэтому не есть больше самодовлеющее
и вечное бытие, не есть живое и одушевленное
целое, каким его считали многие из греческих
философов.
В
античной философии уже были выработаны
определенные подходы в решении
проблемы преодоления дуализма мира
и его сущности. Пифагорейцы, Платон
и его последователи заложили основные
методологические принципы учения о духовном
единстве мира. Но ни классики античной
философии, ни неоплатоники не создали
концепции бога - личности. Они трактовали
Единое, как некое первоначальное, произведшее
из себя все бытие, как абсолютно абстрактно-безличную
идивидуальность. Личностное понимание
Бога впервые дано Филоном Александрийским.
Характеристика
Бога как личности была существенным
шагом вперед в направлении христианского
мировоззрения, но она не давала полного
преодоления пропасти между Богом и миром.
Для преодоления этой пропасти необходимо
было ввести опосредующие силы. Для этой
цели Филог использует одно из центральных
понятий античной философии - понятие
Логоса.
Но
в отличие от античной философии,
Логос у Филона выступает как сотворенный
Богом дух, который первоначально есть
божественный разум. В представлении Филона
о Логосе не доставало лишь отождествления
его с мессией - Христом.
Провиденциализм
Провиденциализм
- (лат. providentia - провидение), система
взглядов, в соответствии с которой всеми
мировыми событиями, в том числе историей
и поведением отдельных людей, управляет
божественное провидение (провидение
- в религиозных представлениях: Бог, высшее
существо или его действия).
3
. Основные философские
течения ( патристика
и схоластика , реализм
и номинизм). Выдающиеся
философы : Ф.Аквинский
.
В
средневековой философии можно
выделить, как минимум, два этапа
ее становления - патристику и схоластику,
четкую границу между которыми провести
довольно трудно.
Патристика
- совокупность теолого-философских
взглядов "отцов церкви", которые
взялись за обоснование христианства,
опираясь на античную философию и
прежде всего на идеи Платона.
Схоластика
- представляет собой тип философствования,
при котором средствами человеческого
разума пытаются обосновать принятые
на веру идеи и формулы.
Патристика
(II-VI век н.э.)
Свое
название патристика получила от латинского
слова «патрис», означающее «отцы
церкви». Соответственно это период
христианских отцов церкви, которые
заложили основы христианской, а, следовательно,
и средневековой философии. Патристику
можно условно разделить на несколько
периодов:
Апостольский
период (до середины II века) - время деятельности
апостолов-евангелистов.
Апологетика
(середина II века - начало IV) - Апологетами
называли образованных христиан, вставших
на защиту христианства от языческой философии.
Для защиты христианства апологеты прибегали
к помощи античной и греческой философии,
используя аллегорию и логические доказательства,
пытаясь показать что верования язычников
нелепы, их философия не имеет единства
и полна противоречий, что христианская
теология это единственная философия,
несущая людям единую для всех истину.
Виднейшими трудами, сохранившимися до
наших дней были апологии Юстина, Татиана,
Тертуллиана.
Зрелая
патристика(IV-VI) - Выделяют восточную (греческую)
и западную (латинскую) патристику.
Благодаря греческому языку восточная
патристика связана с античной философией
сильнее западной. Наиболее известные
деятели восточной патристики: Григорий
Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн
Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин,
Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные
проблемы патристики: формирование символов
веры, проблема трех ипостасей, христология,
креационизм и другие.
Схоластика
Схоластика
(от греч. «схоле» - спокойное занятие,
учеба) - сред-невековая ученость. Она
тесно связана со складывающейся
с VIII- IX вв. системой образования на
Западе. Вместе с тем это и новый
этап в развитии духовной культуры
Европы, пришедший на смену патристике.
Он базировался на святоотеческой литературе,
являя собой од-новременно вполне своеобразное
и специфическое культурное обра-зование.
Принята
следующая периодизация схоластики.
Первый этап - от VI до IX в. - предварительный.
Второй этап - от IX до XII в. - период интенсивного
формирования. Третий этап - XIII в. - «золотой
век схоластики». Четвертый этап - XIV-XV
вв. - угасание схоластики.
Схоластическая
ученость на практике представляла собой
ряд сту-пеней, поднимаясь по которым
ученик мог дойти до самых высших. В
монастырских и церковных школах изучали
«семь свободных искусств». Последние
делились на «тривиум» (от числа «три»)
и «квадривиум» (от числа «четыре»). Ученик
должен был сначала освоить тривиум, т.е.
грамматику (латинскую), диалектику, риторику.
Квадривиум, как более высокая ступень,
включал арифметику, геометрию, музыку
и астрономию. Учебными заведениями, обеспечивавшими
еще более высокий уровень подготовки,
были университеты.
Средневековая
философия вошла в историю
мысли под именем схоластики, которое
уже с давних пор употребляется в нарицательном
смысле как символ оторванного от реальности,
пустого словопрения. И для этого, несомненно,
имеются основания.
Главная
отличительная особенность схоластики
состоит в том, что она сознательно
рассматривает себя как науку, поставленную
на службу теологии, как «служанку теологии».
Начиная
примерно с XI века в средневековых
университетах возрастает интерес
к проблемам логики, которая в
ту эпоху но-сила название диалектики
и предмет которой составляла
работа над понятиями. Большое влияние
на философов XI--XIV веков оказали логические
сочинения Боэция, комментировавшего
«Кате-гории» Аристотеля и создавшего
систему тонких различений и определений
понятий, с помощью которых теологи пытались
ос мыслить «истины веры». Стремление
к рационалистическому обос-нованию христианской
догматики привело к тому, что диалектика
превратилась в одну из главных философских
дисциплин, а рас-членение и тончайшее
различение понятий, установление опреде-лений
и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас
вырождалось в тяжеловесные многотомные
построения. Увлечение таким обра-зом
понятой диалектикой нашло свое выражение
в характерных для средневековых университетов
диспутах, которые иной раз длились по
10--12 часов с небольшим перерывом на обед.
Эти словопрения и хитросплетения схоластической
учености порож-дали к себе оппозицию.
Схоластической диалектике противо-стояли
различные мистические течения, а в XV --
XVI веках эта оппозиция получает оформление
в виде гуманистической светской культуры,
с одной стороны, и неоплатонической натурфи-лософии,
с другой.