Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 14:15, контрольная работа
Повествование о средневековой философии нужно начать с философии раннего Христианства, в частности с Блаженного Августина. Об Августине можно сказать всё что угодно, но нельзя сказать, что он был человеком Средних веков, т.к. он жил намного раньше. Но дело не только в этом, но и в том, что по всему своему культурному облику, по всем своим привычкам, по своим интересам это ещё был человек Античного мира. Конечно, его нельзя назвать полностью и Античным философом, и не случайно в истории философия Августина и философия раннего Христианства не рассматривается как часть Античной философии.
1. Периодизация средневековой философии…………… …...……..6
2. Смыслы средневековой философии……………………………….8
3. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики…12
Заключение ………………………………………………………. 15
Список использованных источников …...…………………….… 16
2.
В силу этого основаниями
Попытки разрешения проблемы универсалий открывали возможности обнаружить процедуры сопричастности земного и горнего миров. В контексте теологически ориентированной культуры логика, бывшая вместе и инструментом философии и самой философией, представляла собой особые способы созерцания Бога, позволявшие строить между Ним и человеком субъект - субъектные отношения. По существу такая логика непременно становилась теологикой.
3.
Средневековое слово в
4.
Идеи субъектности и
Идея воплощенности Слова означала, что зрение и слух становятся важнейшими органами чувств, видение же как умозрение - условием философствования.
5.
Принцип креационизма, лежащий в
основании христианского
6. В силу акта творения человека по образу и подобию Бога, в силу дарованной человеку способности разумного причащения Богу человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли. Вопрос о свободе воли тесно связан с вопросом о Высшем благе, которым является Бог, зле, которое толкуется как нехватка блага, и предопределении (выразителем этой идеи являлись Августин, Иоанн Скот Эриугена и др. Идея предопределения, однако, не стала ортодоксальной идеей). Смысл свободы воли связывался не с подчинением необходимости, а с определением поступков совестью и свободным выбором человека (Боэций, Абеляр, Бернард Клервоский, Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский и др.). Творец мира брал залог для испытания духа опытом мира в виде любви или ненависти, что было тесно связано с возможностью знания: чем больше любовь к Богу, тем точнее знание.
7.
Богооткровенность истины в
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики, монах Фома Аквинский (1225/26-1274), ученик знаменитого теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (1193-1280), как и его учитель, пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учения Аристотеля. При этом последнее было преобразовано таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.
У
Фомы высшее начало есть бытие. Под
бытием Фома понимает христианского Бога,
сотворившего мир, как об этом повествуется
в Ветхом Завете. Различая бытие и сущность,
Фома не противопоставляет их, а наоборот,
(вслед за Аристотелем) подчеркивает их
общий корень. Сущности, или субстанции,
согласно Фоме, обладают самостоятельным
бытием, в отличие от акциденций (свойств,
качеств), которые существуют только благодаря
субстанциям. Отсюда выводится различие
субстанциональных и акцидентальных форм.
Субстанциальная форма сообщает всякой
вещи простое бытие, а потому при ее появлении
мы говорим, что нечто возникло, а при ее
исчезновении - что нечто разрушилось.
Акцидентальная форма - источник определенных
качеств, а не бытия вещей. Различая вслед
за Аристотелем актуальное и потенциальное
состояния, Фома рассматривает бытие как
первое из актуальных состояний. Во всякой
вещи, считает Фома, столько бытия, сколько
в ней актуальности. На этом основании,
он выделяет четыре уровня бытийности
вещей в зависимости от их степени актуальности.
Разумная душа у Фомы называется "самосущей". В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела - мышления и волнения; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа - бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе.
Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле, прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.
В
мире Фомы подлинно сущими оказываются
индивидуумы. Этот своеобразный персонализм
составляет специфику как томистской
онтологии, так и средневекового
естествознания, предмет которого -
действие индивидуальных "скрытых сущностей",
душ, духов, сил. Начиная с Бога, который
есть чистый акт бытия, и кончая малейшей
из сотворенных сущностей, каждое сущее
обладает относительной самостоятельностью,
которая уменьшается по мере движения
вниз, то есть по мере убывания актуальности
бытия существ, располагающихся на иерархической
лестнице.
Учение Фомы пользовалось большим влиянием
в средние века, римская церковь официально
признало его. Это учение возрождается
и в XX веке под названием неотомизма - одного
из наиболее значительных течений западной
католической философии.
Заключение.
Проанализировав основные положения философии средних веков, можно сказать, что средневековая философия в целом теоцентрична: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него. При всей сложности средневековой культуры, в ней были серьезные недостатки: редкостью были люди, которые знали четыре правила арифметики, ведь если кто-то умел делить, то это просто считался образованнейший человек. Эта нелюбовь, презрение к математике, и даже арифметике, к другим естественным наукам - характерная черта всей средневековой жизни.
Список литературы