Философия средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Культурно-исторические условия и определяющая роль религии в процессе развития средневековой философской мысли. Теоцентризм, патристика и схоластика средневековой философии. Теологическая переработка философского наследия античности - учений Платона и Аристотеля. Развитие христианско-философских идей от А.Блаженного до Ф.Аквинского. Социально-культурные предпосылки философии Возрождения.

Работа содержит 1 файл

философия контр 4 сем.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Наиболее  крупными представителями средневековой  схоластики в научной литературе выделяются Северин Боэций, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Фома Аквинский, и др.

Схоласты  считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости понимания различий вещей. Этого можно достичь лишь при наличии основательно разработанного, опирающегося на знание логики метода. Суть схоластического метода сводится к тому, чтобы обеспечивать движение мысли от анализа способов высказывания о сущем, к анализу реальности. При этом схоластика исходит из убеждения, согласно которому понятия укоренены не только в человеческом разуме, но и в Божественном уме, созидающем бытие. Иными словами, понятие рассматривается как бы существующим двойным способом в уме человека и в бытии. Ключом к постижению мира считается постижение универсалий. Решение поставленной проблемы представлялось в 2х течениях: реализма и номинализма. Если первые считали, что общие понятия обладают подлинной реальностью отдельно от единичных вещей, то вторые, наоборот, считали, что общие понятия есть лишь отражение сходных черт в единичных вещах. Однако отметим, что Пьер Абеляр придавал универсалиям свойство понятий, как нечто большее, чем просто обобщение.

Фома  Аквинский (1225/1226 — 1274 гг.) считается самым крупным представителем схоластической философии, основными принципами которой выступают принцип разъяснения и принцип принятия и согласования противоположных тенденций. По мнению Фомы Аквинского, отношение к выдающимся предшественникам наряду со знанием Библии является основой преподавания философии. Такая установка побудила его написать ряд комментариев к трудам философов прошлого (Боэция, Аристотеля). Но главными его философскими сочинениями стали “Сумма против язычников” и “Сумма теологии”. Особенностью философии Фомы Аквинского является то, что он высоко ценил идеи Аристотеля, стремился дать им такую интерпретацию, чтобы создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры. Своим современникам Фома казался новатором, так как в какой-то мере дал новую трактовку традиционно рассматривавшимся философами проблемам и ввел в употребление новые способы, приемы аргументации, а также отверг некоторые традиционные подходы к осмыслению некоторых вопросов. Он не стремился прослыть оригиналом, но новизна в его мысли имела место. Она проявлялась в том, что он терпеливо анализировал разные мнения, стремясь достичь истины и систематически синтезировал разные позиции, используя для этого всеобъемлющие философские принципы и категории.

Фома  Аквинский стремился использовать философию для обоснования и  доказательства истин веры. Он считал, что философская теология является высшим выражением знания.

Согласно  представлениям Фомы, предметом философии  являются истины разума, а предметом  теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и  вдохновителем его развития. Бог, по учению Фомы, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо, это — чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.

В произведении «Сумма теологии» приводятся пять доказательств существования Бога:

    Бог рассматривается как «неподвижный двигатель», приводящий все в движение;

    Бог рассматривается как первая причина;

    Бог является источником необходимости  в мире;

    Бог есть источник совершенства, сам являясь  совершенным;

    Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать9.

Фома  считал Бога благом и источником блага. Бог, по мнению христианского мыслителя, вездесущ и выступает источником любви и радости. Он добр и ему  чуждо чувство ненависти.

Согласно  учению Фомы, люди и животные обладают душами, но человеческие души отличаются от душ животных, так как первые являются разумными, а вторые чувственными. Однако даже человеческая душа лишена способности непосредственного содержания Бога и Божественных идей, но ей открыт путь рационального познания.

Фома  полагал, что человек ищет счастья  по своей природе как существо, стремящееся реализовать свои потенции. Наивысшее счастье человека мыслитель  видит в познании Бога. На этом пути человек должен сознательно избрать  бедность, облегчающую путь к Богу. Этому способствует следование Божеским установлениям, в соответствии с которыми должен жить и действовать каждый христианин. Моральные заповеди, дарованные Богом, рассматриваются как рациональные. Нормативное содержание моральных заповедей обращено к разуму человека, который должен этим содержанием овладеть. Главная задача морального закона, раскрывающегося в заповедях христианской морали, регулятивная. Он шаг за шагом ведет человека по пути добродетели. При этом высшее назначение человека выходит за пределы естественного порядка. Следовательно, человеку необходимо сверхъестественное руководство. При этом знание морального закона переходит в добродетели благодаря желанию добра, а не воздействия страха. Движение к добродетели должно осуществляться благодаря любви и Богу, как законодателю и творцу всего сущего.

Фома  немало сделал для обоснования божественного  происхождения власти монарха и  необходимости подчинения простых  людей господам. В то же время  он доказывал, что светской власти подчиняются только тела людей, а не их души. Души должны, по его мнению, направлять к Богу церковь.

XV и  XVI столетия были временем больших  перемен в экономике, политической  и культурной жизни европейских  стран. Бурный рост городов  и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средизем-номорья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

Таким образом в этот исторический период поменялась общая ориентация философии и стиль философствования. Указанные социально-экономические сдвиги в общественном развитии привели и к существенным изменениям в философии. На первый план вышли вопросы, связанные с человеком, поэтому основным принципом, характеризующим данную веху в развитии философии стал гуманизм. Однако данный переход включил в себя все те знания, которые аккумулировала Средневековая философия. 
 
 

Литература:  
 

  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник для ВУЗов. М., 1997.
  2. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979

Информация о работе Философия средневековья