Философия средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

Цель данной работы раскрыть особенности и отличительные черты философии средневековья.
В работе рассмотрены такие вопросы как возникновение и основные направления философии средневековья, философская мысль средневековья, отличительные особенности философии средневековья – схоластика.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Возникновение и основные направления философии средневековья…….4
Философская мысль средневековья…………………………………………8
Отличительные особенности философии средневековья – схоластика….10
Заключение………………………………………………………………………….17
Список литературы ………………………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

реферат - философия средневековье.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

           Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская  церковь   официально  признало   его.   Это   учение возрождается  и в XX веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений западной католической философии [7, с. 141].

           Проанализировав основные  положения   философии   средних веков, можно  сказать,  что  средневековая  философия  в целом теоцентрична: все  основные  понятия  средневекового  мышления соотнесены с Богом и определяются через него. 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Исходя  из рассмотренной темы, можно сделать следующие выводы, выделив отличительные особенности философии средневековья.

     1. Идеология    средневековой     философии сформировалась на  взглядах христианства и античной философии.

     2. В средневековой философии проводится различие бытия,  или существования (экзистенции),  и сущности  (эссенции).  У  всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса:

             1. Есть ли вещь?

             2. Что она такое?

             3. Какова она?

             4. Почему (для чего) она есть? 

     3. Для средневековой философии очень характерны два течения: реалисты и номиналисты.  Согласно  средневековым   реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.  И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Согласно номиналистам,  общие понятия - только имена;  они  не обладают  никаким  самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования  некоторых  признаков,  общих для целого ряда вещей. 

     4. Средневековая философия  вошла в историю мысли под именем схоластики. Главная   отличительная   особенность   схоластики состоит в  том,  что  она  сознательно  рассматривает себя как науку, проставленную на службу теологии.

     5. В средние века формируется новое воззрение на  природу. Новый взгляд  на природу лишает ее самостоятельности,  как это было в античности,  поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей (творить чудеса). В силу  всего  этого  в средние века меняется отношение к природе.  Во-первых,  она перестает быть  важнейшим  предметом познания,  как это было в античности;   основное внимание   теперь   сосредотачивается   на   познании  бога  и человеческой души. Во-вторых, если даже   и  возникает  интерес  к  природным явлениям,  то  они выступают главным образом в качестве символов,  указывающих на другую,  высшую  реальность  и отсылающих  к ней;  а это - реальность религиозно-нравственная.

     6. Человек не только занимает отныне первое  место во  всей природе  как ее царь - в этом смысле человека высоко ставили и некоторые греческие философы,  - но  и в качестве  образа  и подобия бога он выходит за пределы природы вообще,  становится как  бы  над  нею  

     Проанализировав основные  положения   философии   средних веков, можно  сказать,  что  средневековая  философия  в целом теоцентрична: все  основные  понятия  средневекового  мышления соотнесены с Богом и определяются через него. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 
 

  1.  Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. - М.,2006.
  2. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия. М., 2001.
  3. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. М., 2001.
  4. Радугин А. А. Философия. М.,1997.
  5. Рычков А. К., Яшин Б. Л. Философия. М., 2002.
  6. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. СПб, 2001.
  7. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М., 1997.
  8. Мамардашвили М. К. Введение в философию средневековья // Мамардашвили М. К. Мой опыт не типичен. СПб, 2006.
  9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,2001.

Информация о работе Философия средневековья