Философия Спинозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:17, доклад

Описание работы

Бенедикт (или евр. Барух) Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 г. в еврейской семье. Отец — Михаил де Спиноза был купцом, который мечтал видеть свеого сына преемником в торговом деле. Годы молодости Барух проводит в еврейском религиозном училище, после окончания которого отец берет его в помощники. Однако любви к торговому делу у Спинозы-младшего нет, он занимется чем угодно, только не торговлей: изучает латынь, входит в политическую жизнь, знакомится с республиканцами, проникается идеями либерализма. Барух не живет жизнью еврейской общины, и члены ее несколько раз пытаются образумить его и вернуть в общину, но он не слушается, и тогда его даже грозятся убить. В конце концов 27 июля 1656 г. Спинозу отлучают от общины (Голландия была наиболее веротерпимой страной, где евреи со всей Европы спасались от гонений).

Работа содержит 1 файл

Философия Спинозы.docx

— 29.12 Кб (Скачать)

Бенедикт (или евр. Барух) Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 г. в еврейской семье. Отец — Михаил де Спиноза был  купцом, который мечтал видеть свеого сына преемником в торговом деле. Годы молодости Барух проводит в еврейском религиозном училище, после окончания которого отец берет его в помощники. Однако любви к торговому делу у Спинозы-младшего нет, он занимется чем угодно, только не торговлей: изучает латынь, входит в политическую жизнь, знакомится с республиканцами, проникается идеями либерализма. Барух не живет жизнью еврейской общины, и члены ее несколько раз пытаются образумить его и вернуть в общину, но он не слушается, и тогда его даже грозятся убить. В конце концов 27 июля 1656 г. Спинозу отлучают от общины (Голландия была наиболее веротерпимой страной, где евреи со всей Европы спасались от гонений).

После отлучения  Спиноза уезжает из Амстердама в  деревню, где в тиши занимается писанием книг и шлифовкой линз, вследствие чего, как предполагают, он заболеет туберкулезом и умрет еще нестарым. В это время он пишет многие свои трактаты, первый из которых —  «О Боге, человеке и его счастье».

Впоследствии Спиноза  поселяется близ г. Гааги, знакомится с главой правительства Амстердама Яном де Виттом, который оказывает ему покровительство. Барух пишет другие трактаты, в частности (анонимно) «Богословско-политический трактат». В 1672 г. де Витта убивают, начинаются гонения на его сторонников, и Спиноза опять уезжает в провинцию, а трактат его запрещают.

После этого Спиноза  уже не занимается политикой. Он пишет  другие трактаты, в том числе основной — «Этика», который увидел свет в 1675 г. «Политический трактат» — одно из последних его произведений, который  Спиноза не успел закончить: 21 февраля 1677 г. он умирает. Кроме названных  работ, стоит отметить трактат «Об  усовершенствовании разума», в котором  Спиноза говорит о своих гносеологических воззрениях, и критическую работу «Основы философии Декарта».

На прошлой лекции мы говорили о том духе рационализма, который господствовал в 17 веке. Рационалистическая философия возникает  как следствие общего духа эпохи, уверенности в успехах разума и наук. Одним из родоначальников  этой философии был Рене Декарт, но, знакомясь с философией Спинозы, мы увидим, что никакой другой философ  не может быть назван рационалистом  в той степени, как Спиноза. Даже сама «Этика» имеет необычную  для философских работ структуру. Написана она под огромным влиянием естественных наук, а образцом научного знания в то время была математика, поэтому в качестве образца Спиноза  берет работу Эвклида «Начала  геометрии». «Этика» построена по тем же принципам, что и произведение Эвклида: в начале каждой главы Спиноза дает ряд определений и аксиом, на основе которых доказывает теоремы, из которых выводит следствия (которые называет короллариями). При доказательстве каждой из теорем он ссылается на определенную теорему, определение, аксиому или королларий — и так на протяжении всех пяти книг этой работы, так что вся «Этика» по структуре, композиции и способу мышления напоминает математический трактат. Спиноза хотел таким образом достичь абсолютно истинного познания (как в математике) при помощи философских методов. Поэтому сам метод философствования Спинозы оказал огромное влияние на последующую философскую мысль. Все философы, хотевшие научиться методологии, рано или поздно обращались к мыслям Спинозы. Сам же он восходит к декартовскому поиску истинного метода, опоры на истинные аксиомы (такой аксиомой для Декарта была уверенность в существовании познающего субъекта), поэтому Спиноза является последователем картезинской школы.

Цель философии, по Спинозе, — счастье. Вообще цель жизни  — счастье, и философия должна направлять свои усилия для достижения человеком счастья. Поэтому этика  является главным разделом в любой  философии, и основную свою работу Спиноза  назвал «Этикой». Примерно такой же взгляд на философию бытовал и  в эпоху эллинизма, когда и  стоики и эпикурейцы физику и логику считали вспомогательными средствами для этической части философии.

Для того чтобы определить, что такое счастье человека, нужно  ответить на вопрос: что такое человек? Для этого надо ответить на вопрос, в чем сущность человека? Для ответа на этот вопрос необходимо узнать, что  такое природа и сущность вообще? Так что все упирается в  вопрос о субстанции. Поэтому и  начинается «Этика» Спинозы с  рассмотрения этих, казалось бы, далеких  от насущных проблем вопросов: что  такое субстанция? что такое природа? и т.д.

Прежде чем перейти  к анализу трактата Спинозы, несколько  слов о том, как он мыслил познаваемость  мира. Согласно убежденности Спинозы, мир познаваем, причем познаваться  он может как при помощи чувственных  способов, так и при помощи разума. Отличие этих двух способностей человеческого  познания в том, что идеи, доставляемые при помощи чувств, смутны и недостоверны. Они истинны, но их истинность ограничена, тем более что в силу смутности  идей человек не всегда может увидеть  ту долю истины, которая содержится в идеях, дающихся при помощи органов  чувств. Идеи же, которые даются при  помощи разума, истинны и достоверны. Поэтому разум является основным орудием человека при достижении истины. Отсюда и упор Спинозы на рациональные доказательства.

Приведем ряд определений, с которых Спиноза начинает свою «Этику». «Субстанция есть то, что  существует само в себе и представляется само через себя». «Причина самого себя есть то, сущность чего заключает в  себе существование» (как и философия  Декарта, философия Спинозы корнями  своими уходит в средневековье). «Бог есть субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов».

Забегая вперед, сделаем  небольшое замечание о религиозности  Спинозы. В советской философии  бытовало мнение о материализме Спинозы. Это мнение вытекало из мнений Маркса и Ленина, именно так трактовавших философию Спинозы, однако это представляется несколько странным — уже потому, что первая книга «Этики» называется «О Боге», причем о Боге там говорится  отнюдь не так, как говорил бы философ-атеист. Поэтому Спиноза, конечно же, ни в  коей мере не может быть назван философом-материалистом  или атеистом. Большую роль сыграли  его общественно-политические мировоззрения  и то, что Спиноза отождествляет  Бога и природу (о том, как он понимает природу, мы поговорим немного позднее  и увидим, что под природой Спиноза  понимает совсем не то, что имеет  в виду современный человек).

Исходя из этих определений, Спиноза доказывает ряд теорем. Первая гласит: не может быть двух или более  субстанций одной и той же природы  с одним и тем же атрибутом, поскольку субстанция представляется сама через себя и потому всегда является причиной самой себя. Другой вывод в отношении субстанции гласит: одна субстанция не может производиться  другой субстанцией. Вследствие этого  Спиноза доказывает, что природе  субстанции присуще существование, т.е. субстанция необходимо существует, не может не существовать. Спиноза  доказывает это так: поскольку субстанция есть причина самой себя, следовательно, субстанция-сущность заключает в  себе существование, а поскольку  субстанция не может производиться  другой субстанцией, то, следовательно, субстанция необходимо существует. Это напоминает онтологическое доказательство бытия Бога.

Еще одно свойство субстанции, которое выводит Спиноза: субстанция не может быть конечной, она необходимо бесконечна. Субстанция одна, и если бы она была конечна, то было бы и  еще кое-что помимо субстанции. По этой же причине субстанция не может  быть и временной, поскольку, если субстанция ограничена во времени, то тогда она  сменяет в своем существовании  что-либо другое — иначе мы должны предположить, что существуют две  или три субстанции (чего не может  быть). Поэтому субстанция вечна. Субстанция не изменяется, т.е. не развивается; она  неделима. Поэтому в силу определения, что Бог есть субстанция, состоящая  из бесконечно многих атрибутов, понятно, что все высказывания Спинозы  о субстанции относятся и к  понятию о Боге. То есть Бог, таким образом, есть Существо, необходимо существующее; Бог есть Существо, существующее вечно; Бог есть Существо простое; Бог один; Он неделим, бесконечен и т.д. Отсюда вытекает 14-я теорема Спинозы: кроме Бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляемой. Вывод: существует только Бог и только одна субстанция.

Что такое атрибут? Атрибут есть то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность, т.е. то, каким образом человек  мыслит субстанцию; атрибут представляется существенным свойством субстанции — то есть атрибут является тем, без чего субстанция не может быть представлена. Модус есть состояние  субстанции. То есть субстанция всегда представляется нами не сама по себе, а  посредством различных атрибутов. В силу того, что субстанция одна, неделима и бесконечна, человеческий ум не может помыслить субстанцию иначе, чем посредством атрибутов.

По Спинозе в  Боге существует бесконечное количество атрибутов, в Нем все атрибуты совпадают (поскольку Бог есть существо неделимое и простое, в Нем  нет никаких различий и Он непротиворечив). Поэтому в Боге, или в субстанции, все атрибуты и все модусы совпадают.

Хотя атрибутов  и бесконечное множество, но Спиноза  называет лишь два атрибута субстанции: протяженность и мышление. Очевидно возражение Спинозы Декарту, который  считал протяженностье и мышление двумя субстанциями, не зависящими одна от другой. Хотя это возражение Декарт мог бы и не принять, поскольку мы помним о декартовском различии между несотворенной и сотворенной субстанцией; по Декарту, есть только одна несотворенная субстанция — Бог и две сотворенные — протяженность и мышление. Но дальше Декарт отпускает понятие Бога как субстанции и говорит о двух субстанциях — протяженности и мышлении.

По Спинозе, ни протяженность, ни мышление не могут быть субстанциями, ибо протяженность есть всегда протяженность  чего-то,; субстанция не может представляться о чем-то еще, она есть причина самой себя и, по определению, представляется сама через себя. Доказывая какое-то положение, Спиноза всегда ссылается на теорему или определение. Так и здесь: он доказывает, что протяженность не может быть субстанцией, поскольку субстанция всегда представляется сама через себя, я протяженность представляется через какой-то другой носитель протяженности.

То же самое и  относительно мышления: оно не может  быть субстанцией, поскольку мышление есть всегда мышление о чем-то. Следовательно протяженность и мышление есть атрибуты субстанции, а не сама субстанция.

Поскольку субстанция существует реально, то реально существуют и протяженность и мышление. А  поскольку в субстанции совпадают  все атрибуты, то, соответственно, совпадают  и атрибут мышления и атрибут протяженности. Поэтому и оказывается возможным при помощи мышления постигать мир протяженных вещей, и ряд идей совпадает с рядом вещей. Отсюда возникает и сама возможность познания мира. Таким образом Спиноза решает проблему, казавшуюся неразрешимой для многих философов: каким образом оказывается возможным познать при помощи нематериального разума материальный мир вещей, ведь подобное познается только подобным.

Поскольку протяженность  совпадает с мышлением, а протяженность  сама по себе есть тот мир, в котором  мы живем, называемый природой, то можно  сказать, что и протяженность  и мышление можно назвать природой. Поэтому Спиноза далее говорит  как бы через запятую: Бог, или  природа. Природа понимается Спинозой не только как ее материальная составляющая; природа существует постольку, поскольку  совпадает и с мышлением и  с Богом.

Отсюда легко сделать  пантеистические выводы, и Спиноза  тут же был обвинен в пантеизме, в том, что он отождествил Бога и природу (материальную). Разумеется, это обвинение справедливо, хотя сам Спиноза и стремился его  избежать. Отсюда же и обвинение  Спинозы в материализме: если мы говорим «Бог или природа», то всегда есть соблазн одну из составляющих этого тождества убрать: если природу  мы видим, наблюдаем и уверены  в ее существовании, то зачем нам  нужен Бог? Отсюда и материалистическая трактовка Спинозы, но такая трактовка  в мировой историко-философской  науке не является наиболее распространенной. Она была трактовкой, принятой лишь в советской философии. Объяснялась  она во многом тем, что Маркс при разработке своей философии использовал многие положения Спинозы и находился под большим его влиянием.

Итак, хотя Спиноза  и называет всего два атрибута (а их существует бесконечное множество), то модусов существует действительно  бесконечное множество. Модус есть состояние субстанции, т.е. конкретная реальная вещь, как мы ее представляем и наблюдаем в мире. Модусы бывают простые и сложные. Простые модусы — это длина, ширина (то, что представляется само через себя). Сложный модус  — это, например, модус пространства (пространство состоит из длины, ширины и др. составляющих). Один из видов  модуса — тело; это есть модус  протяжения, а поскольку субстанция существует реально и протяженность  как атрибут субстанции существует реально, то и тело как модус протяженности  также существует реально. Поэтому  нет смысла сомневаться в существовании  чувственного мира, как это делали скептики или Декарт.

То есть Спиноза  сначала доказал возможность  и необходимость познания при  помощи разума мира вещей, а потом  доказывает существование мира вещей, реальность существования мира. Но поскольку протяженность в Боге совпадает с мышлением (другим атрибутом  Бога), то тело как модус протяжения совпадает с душой как модусом  мышления. Душа, по мнению Спинозы, есть не что иное, как идея тела: человек  мыслит свое тело и таким образом  имеет понятие о теле, и это  есть его душа. Но это еще не вся  душа, потому что кроме такого понятия  о душе есть еще понятие о самосознающей душе. Это есть идея идеи тела, идея души.

Кроме конечных модусов, каковыми являются душа и тело и  все многообразие вещей в мире, есть бесконечные модусы. Их всего  два. Один — движение и покой (бесконечный  модус, относящийся к атрибуту протяжения), а другой — бесконечный разум (модус, относящийся к атрибуту мышления). Эти модусы являются бесконечными, поскольку нет ни одной вещи, относящейся  или к протяжению, или к разуму, которая не имела бы этих модусов. Нельзя представить себе ни одну материальную вещь, которая не находилась бы в  состоянии движения или покоя. С  другой стороны, нельзя представить  себе ни одной мыслящей вещи, которая  не обладала бы мышлением, а все мыслящие вещи объединяются бесконечным разумом.

Благодаря движению, этому бесконечному модусу, все в  мире связано. Таким образом, в мире господствует полный детерминизм (объективная  закономерность и причинная обусловленность  всех явлений природы).

Модус бесконечного разума есть посредник между бесконечным  Божественным разумом, атрибутом мышления, и нашими конечными душами, конечными  мышлениями. При помощи бесконечного разума все люди мыслят одинаково, а  не так, что у каждого человека есть своя логика и свои законы мышления. Как любая материальная вещь находится  в движении или в покое и  это есть бесконечный модус, присущий всем материальным вещам, так и бесконечный  разум присущ каждому индивидуальному  разуму, каждой душе. В силу этого  каждая индивидуальная душа мыслит одинаково  со всеми остальными душами. Этот модус  бесконечного разума позволяет нам  понимать друг друга, познавать мир  и сознавать самих себя как  часть природы.

Информация о работе Философия Спинозы