Философия современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:13, реферат

Описание работы

Тема реферата «Философия современной России». Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном мире происходят большие перемены, поэтому стоит уяснить какое они оказывают влияние на современную философию, что является основной целью данной работы. Для этого будут рассмотрены следующие вопросы: в чем особенности развития философии на современном этапе, какие проблемы в развитии русской философии стоят на сегодняшний день, и есть ли в России философия, а если есть, то необходима ли она для России.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

     Философия сегодня все больше обнаруживает прямой практический смысл. Цивилизация вступает в переломный пункт. Старые формы культуры нуждаются в изменении. Существует необходимость в новых способах понимания мира и человека, в новой системе ценностей. На многие вопросы, которые возникли сегодня, мы пока не в состоянии дать ответ. В наше время можно говорить о кризисе цивилизации и человека. Выход из этого кризиса невозможен без участия философии. Иногда говорят, что наше время "избавилось от всяческих утопий". В действительности человек всегда будет стремиться к совершенствованию, улучшению того, что есть, к проектированию будущего и формулировке идеалов. Обсуждаемые сегодня идеи межкультурного диалога или совершенствования человеческой телесности, между прочим, и являются такого рода идеалами (можно даже сказать, современными утопиями). Другое дело, насколько они хороши. Но в любом случае ясно, что и их формулировка, и выявление условий их возможности и желательности невозможны без участия философии. При этом сегодня перед философией остро стоит задача не только по выявлению оснований разных форм деятельности и формулированию способов их возможных изменений, но и по сохранению и спасению тех ценностей, без которых ни человек, ни культура невозможны (ценности свободы, личности, рациональности). В современном потоке многообразных изменений возникла угроза самому существованию человека.

     Философия сегодня все более специализируется. Современный философ не может быть одинаково хорошим знатоком и логики, и этики, и политической философии, что было возможно в прошлом. Он не может строить всеобъемлющих систем, как это делали Аристотель или Г.Гегель. Он сознает, что его построения не могут претендовать на абсолютность, ибо связаны с осмыслением конкретной культурной ситуации, которая быстро меняется – сегодня быстрее, чем раньше. Философ хорошо понимает, что предлагаемые им концепции имеют гипотетический характер и даже в том случае, если они будут приняты и повлияют на те или иные формы деятельности, в будущем наверняка будут скорректированы и трансформированы. Сегодня философ не может занимать позицию стороннего наблюдателя, который извне только рефлектирует над основаниями разных типов деятельности. Ибо теперь ясно, что философская рефлексия включается в деятельность, меняет ее и при этом сама меняется. Философ сознает себя в качестве активного участника процесса культуротворчества в его разных формах, участника внутрикультурной и межкультурной коммуникации. Философия больше не может претендовать на нахождение "вечных истин", зато она получила возможность постоянного развития вместе с беспрерывным обновлением человека и культуры.

     Поэтому "конец философии" невозможен в двух смыслах: и потому, что ни одна философская концепция не может сегодня дать "окончательного" решения философских проблем, и потому, что потребность в философском осмыслении разных форм культурной деятельности не только не исчезла, а стала более острой, чем раньше. В этой связи я хочу сделать одно разъяснение.

     Невозможность строить всеобъемлющие системы  не означает, что философия утратила систематический характер. Мышление – это вообще попытка увязать воедино различные факты и явления. Философия всегда была и всегда останется выражением одного из высших проявлений мышления. Поэтому она не может не быть системной. Она не может быть собранием фрагментов – иначе это не философия. При всей своей современной специализированности она всегда останется также способом интеграции разных форм культуры, способом коммуникации между далеко разошедшимися видами культуротворчества.

     Многие  крупные и влиятельные современные  философы, такие, например, как Б.Рассел, Л.Витгенштейн, К.Поппер, Ю.Хабермас, М.Фуко, Р.Рорти, Х.Патнэм и другие, сопрягали и сопрягают анализ познания, моральной философии, политики. Другое дело, что предлагаемые попытки системного синтеза не могут претендовать на всеобъемлемость и всегда осознают свою гипотетичность.

     В современной философии происходит много интересного, в частности, процесс взаимодействия тех направлений и школ, которые в недавнем прошлом противостояли друг другу.

     Аналитическая философия начала взаимодействовать  с феноменологией и герменевтикой, неопрагматизм с постструктурализмом, появились "аналитический марксизм", "аналитическое гегельянство". Делаются новые синтезы, возникает новая перспективная проблематика. Философия меняется и будет меняться. Выдавать какое-то из существующих ныне направлений за "единственно современную" философию (в недавнем прошлом мы утверждали это в отношении марксизма, сегодня некоторые наши философы относят это к постмодернизму) нет никаких оснований.

     Представление идеала как осуществимого было формой утопии, ибо эмпирически тот или  иной идеал не был реализован, хотя и мыслился философом либо как осуществимый в принципе, либо в качестве того, к чему можно приближаться - пусть даже бесконечно. Обе отмеченные стороны философии были взаимосвязаны, ибо именно в свете идеала и велась критика - иначе она не имела бы смысла. Критика была направлена на изменение существующих форм культуры - в этом смысле философию можно понять как самокритику культуры. В свете идеала и на основе предписываемых норм проектировались новые культурные формы. В качестве иллюстрации этой роли философии можно привести множество примеров, начиная от утопии государства у Платона, правового государства философов 17 столетия и идеального социального устройства у К.Маркса и кончая кантовским категорическим императивом (человек не средство, а самоцель), идеалом чисто описательной науки у Э.Маха, идеального научного языка у логических эмпириков и идеальной речевой коммуникацией у Ю.Хабермаса. Важно при этом подчеркнуть, что во многих случаях спроектированные идеалы оказывали реальное влияние на практику познания и социальной деятельности: если они и не были реализованы или не были реализованы в полной мере, они в любом случае по-новому нормировали деятельность и давали новые способы ее оценки. В этой связи можно вспомнить и идеал правового государства, который в ряде стран был в значительной степени осуществлен, и влияние идеала описательной науки на современную физику, и многие другие сюжеты подобного рода. Я хочу специально обратить внимание на то важное обстоятельство, что во всех случаях формулировка идеала в философии (если речь идет о серьезной, влиятельной философии) была не просто чем-то фантастическим, а всегда была связана с обнаружением и анализом реально существующих оснований разных форм культуры и выявлением реальных возможностей их изменения. Философия, таким образом, всегда играла роль бродильного элемента в культуре, роль силы, которая динамизировала культурное развитие. Наука и техника, которые определили развитие современной цивилизации (недаром она нередко называется технологической), не смогли бы сыграть своей роли без сотрудничества с философией, ибо именно последняя была способом их вписывания в культуру - их своеобразной культурной легитимизации - и вместе с тем способом их критического анализа и трансформации их оснований. Вместе с тем философия всегда играла роль интеграции разных форм культуры, ибо не только выявляла их основания, но и связи между  

 

Заключение

 
 

     В заключение хотелось бы сказать, что  философия в России была всегда, есть на современном этапе ее развития и будет. В связи с этим необходимы преобразования в философии. Прежде всего, нашей философии нужно больше самоуважения. Надо прекратить затянувшееся ученичество у Запада. Дело, конечно, не в том, чтобы не учиться у Запада философии, но учиться философии следует так, как Петр Великий учился у шведов военному делу. Наши философы не слабее, чем западные. Просто укоренившаяся и неявная система оценок, как международных, так и внутренних, такова, что наш философ априорно признается менее значительным, чем западный. Э. Соловьев, Ю. Давыдов, Г. Батищев, Ю. Солонин и М. Каган, Б. Марков и А. Замалеев, многие и многие другие – все это русские философы мирового класса.

     Наши  философы должны сражаться не только на фронте защиты своей самоценности и своей общемировой значимости, но и на фронте русского языка, и на фронте самого алфавита, самой кириллицы.

     На  сегодняшний день довольно много  происходит перемен, к которым мировая философия оказалась не готовой. Сознание не успевает их предвидеть. В философии, по-видимому, еще не наработаны новые идеи, которые могли бы сориентировать людей, указать пути выхода из кризисных состояний общества. Это придется делать на ходу. Но отсюда вовсе не вытекает, что наступил конец философии и нечего ею заниматься. Наоборот, отсюда следует, что нужна более напряженная философская работа, активизация философской мысли во всех ее проявлениях и во всех сферах культуры. Отсюда и подспорье для развития в частности философии в России, есть области, направления в которые и следует развиваться русской философии и занять соответствующее значимое место в мировой философии.

Информация о работе Философия современной России