Философия Сократа

Автор: Анна Лукина, 30 Ноября 2010 в 22:33, реферат

Описание работы

Биография и основные принципы философии Сократа.

Содержание

Введение…………………………………………………………….4
Жизнь Сократа……………………………………………………...5
Философские взгляды Сократа……………………………………7
Смерть Сократа…………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………...16

Работа содержит 1 файл

реферат по фил.doc

— 562.00 Кб (Скачать)

 

          Смерть  Сократа.

     Сократ  знаменит не только тем, как жил, но и тем, как принял свою смерть.

     В глазах большинства афинских граждан, далёких от философии и раздражённых деятельностью приезжих и своих собственных софистов, Сократ мало отличался от остальных “мудрецов”, подвергавших критике и обсуждению традиционные представления и религиозные культы. После свержения тирании тридцати и восстановления в Афинах демократии Сократ был обвинен в безбожии. Обвинение исходило от трагического поэта Мелета. В диалоге “Менон” Платон сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся из Афин тридцатью тиранами и участник их ниспровержения, выказывает крайнюю неприязнь перед софистами, говоря, что “софисты—это очевидная гибель и порча для тех, кто с ними водится”. Когда Сократ, приведя в пример заурядных детей выдающихся афинян, высказывает уверенность, что “добродетели обучить нельзя” Анит грубо его обрывает, после чего Сократ с горечью замечает, что Анит думает, что и он, Сократ, подобно софистам губит людей. В диалоге “Эвтифрон”Сократ говорит случайно встреченному им Эвтифрону, что некий Мелет, человек, по-видимому, молодой и незначительный, написал на него, Сократа, донос, где обвиняет его в том, что он развращает юношество, выдумывая новых богов и ниспровергая старых. Эвтифрон успокаивает Сократа. Однако весной 399 г. до н. э. философ предстал перед судом присяжных. В качестве обвинителя выступил Мелет, заявивший, что клятвенно обвиняет Сократа в том, что “он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; и наказание за то—смерть”. Для успеха своего обвинения Мелет должен был набрать по крайней мере пятую часть голосов тех, кто заседал в Гелиее. В ответ на обвинение Сократ произнес свою защитительную речь, в которой опровергал выдвинутые против него обвинения, после чего был признан виновным уже большинством голосов. Теперь Сократу надо было самому себе назначить наказание. Согласно платоновской “Апологии”, он гордо говорит, что заслуживает не наказания, а высшей чести древних Афин - обеда в пританее за государственный счёт. После чего присяжные осудили Сократа на казнь еще большим количеством голосов. Тогда Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже стар (ему было тогда 70 лет) и не боится смерти, которая есть или переход в небытие. В памяти же потомства он, Сократ, навсегда останется мудрецом, тогда как его обвинители. Все три речи Сократа содержатся в платоновском произведении «Апология Сократа».

      Сократа должны были казнить сразу, но накануне суда из Афин ушел на остров Делос корабль  с ежегодной религиозной миссией. До возвращения корабля казни  запрещались обычаем. В ожидании казни Сократу пришлось тридцать дней провести в тюрьме. Накануне ее ранним утром к Сократу, подкупив тюремщика, пробирается его друг Критон, сообщивший, что стражи подкуплены и Сократ может бежать, но Сократ отказался, считая, что надо повиноваться установленным законам. И хотя теперь его осудили несправедливо, закон надо чтить (Платоновского диалог “Критон”).             

      Последний день Сократ провел со своими учениками. Он говорит им, что не боится смерти, потому что был к ней подготовлен всей своей философией и образом жизни. Ведь само философствование, по его убеждению, есть не что иное, как умирание для земной жизни и подготовка к освобождению бессмертной души от ее смертной телесной оболочки. Вечером пришла жена Ксантиппа, пришли родственники Сократа, привели его трех сыновей. Он с ними простился и отпустил их. Затем в присутствии своих учеников Сократ выпил чашу растительного яда. Согласно Платону, Сократ скончался тихо. Его последними словами была просьба принести петуха в жертву Асклепию. Такую жертву обычно приносили богу медицины выздоровевшие. Сократ же хотел этим подчеркнуть, что смерть тела - это выздоровление души.

 

                Заключение.

     Рассматривая  этого уникального человека и  философа Сократа, я хотела бы привести слова Л. Шестова, который очень  точно и объемно охарактеризовал его:”При всей его внешней скромности, при всей его видимой нетребовательности : он разговаривал и с ремесленниками, и с рабами, и с детьми; он жил бедно, одевался бедно, ел, что Бог пошлет, терпеливо сносил жалобы и брань своей Ксантипы - право называться мудрейшим он отстаивал всеми силами своего замечательного ума. Он уступал другим богатства, почести... но правоты своей он не уступил бы никому; тот, кто хотел быть правым, должен был идти за Сократом. Да и мог бы Сократ отречься от этого своего права? Он отказался...от всего, чем люди жили, - от всех чувственных благ. Он не колеблясь утверждал, что лучше претерпеть несправедливость, чем самому быть несправедливым. И в его устах это не было пустой фразой. Все древние писатели единогласно свидетельствуют, что слова Сократа были его делом - и не в переносном смысле, а в буквальном. Он принимал, когда нужно было, несправедливость - и тяжкую несправедливость, но себе не разрешал быть несправедливым даже по отношению к обидчику. И так как в жизни человеку, который сам не хочет обижать, приходится постоянно терпеть обиды от других, то жизнь Сократа была очень трудной и мучительной...” И чем же мог жить Сократ, когда он роздал все, что у него было? И вот он создал сам себе духовную пищу - не хлебом будет жить человек, не почестями и другими человеческими чувственными радостями, а сознанием своей справедливости, своей правоты. Человек может так жить, чтобы всегда чувствовать себя правым, и когда он чувствует себя правым, ему больше ничего и не нужно. Эта мысль Сократа, это дело Сократа легло в основание всей греческой философии - оно легло в основание всей вековой мудрости человечества.

 

           Список используемой литературы

1. Г. Хафнер  Выдающиеся портреты античности :337 портретов в слове и образе. - М.,1984 г.

2. Б. Рассел  История западной философии. - М.,1993 г.

3. М. Вальяно  Основы философской культуры. - М.,1994 г.

4. Фролов учебник  “Введение в философию” – М.,1989г.

Информация о работе Философия Сократа