Философия Сократа, Платона, Аристотеля, ее значение для античной культуры и современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:57, доклад

Описание работы

В середине V века в Древней Греции полисная система достигает своего расцвета. В Афинах устанавливается демократическим форма государственности с элементами аристократического правления, которая предполагает участие всех граждан в управлении государством. Это требует умения красиво и аргументировано Говорить, доказывать свое мнение в судах и народном собрании - высшем органе управления.

Работа содержит 1 файл

Философия Сократа.docx

— 22.83 Кб (Скачать)

Философия Сократа, Платона, Аристотеля, ее значение для  античной культуры и современности

В середине V века в Древней  Греции полисная система достигает  своего расцвета. В Афинах устанавливается  демократическим форма государственности  с элементами аристократического правления, которая предполагает участие всех граждан в управлении государством. Это требует умения красиво и  аргументировано Говорить, доказывать свое мнение в судах и народном собрании - высшем органе управления. Именно поэтому в данный период развиваются риторика (искусство красноречия), эристика (искусство спора) и логика (искусство правильного мышления). Навыкам риторики иэристики обучали первые платные учителя философии софисты (от греческого слова «софистэс», - мудрец, знаток). Софистов поддерживал Перикл, просвещенный правитель Афин, который на протяжении длительного времени избирался на высшие государственные должности. Однако уже в конце V века до н.э.слово «софист» приобретает негативный смысл.

 

Это было связано с тем, что софисты могли одинаково  убедительно доказывать совершенно противоположные утверждения. В  условиях стремительных изменений  законов, традиций и обычаев, казавшихся ранее незыблемыми, софисты поставили  под сомнение объективность государственных  законов, религиозных и моральных  принципов.

 

В центре внимания софистов оказывается конкретный, индивидуальный человек, с его желаниями и  чувственными стремлениями. Для софистов человек является носителем мнения, знанием объективной истины он не обладает. Софисты Протагор и Горгий полагали, что объективная истина непознаваема. Все относительно и зависит от индивидуальных предпочтений человека. Ход рассуждений софистов таков: мир материален, но основное свойство материи - изменчивость. Все в мире постоянно меняется на противоположное, соответственно, о каждом предмете можно высказать два противоположных мнения. Из этого утверждения Протагор делает вывод: «Если о каждой вещи мира можно высказать два противоположных мнения, то все, что бы мы ни сказали, будет истинным. Отсюда - все истинно». Другой софист Горгий из этих посылок вывел обратный вывод, что все ложно. В своей работе «О природе или о несуществующем» Горгий доказывает невозможность и бессмысленность попыток познания природы.

 

Учитывая невозможность  объективных общекосмических критериев добра и зла, истинности и ложности, Протагор объявляет таким критерием представления самого человека: «Человек есть мера всех вещей». Указывая на разнообразие законов и религиозных обычаев различных стран, софисты считали закон и религию безосновательными, изобретенными человеком, а не данными богами. Поэтому уже в конце пятого века софисты стали рассматриваться как реальная угроза основам полисной государственности. Деятельность софистов была официально запрещена.

 

Противоположным по духу философом  этой эпохи был Сократ. Если софисты  рассматривают человека с чувственной  стороны, то для Сократа человек, в первую очередь, является носителем  разума. Разум позволяет человеку познать различие между добром и  злом и тем самым добиться счастливой жизни. Такое познание возможно только с помощью общих понятий - справедливости, блага, мужества, которые являются определениями  Бога. Бог Сократа предстает как  космический разум, благо и истина. Он проявляется в разуме каждого  человека. Особое место в философии  Сократа занимает учение о душе как  о нефизической идеальной сфере  бытия. Забота о душе, ее воспитание и образование, становится главной  целью бесед Сократа. Сократ был  убежден, что человек не может  усвоить знание внешним образом  как информацию. Знание может быть лишь результатом собственных размышлений  и волевых усилий, вследствие которых  в душе формируются непоколебимые  нравственные принципы. Отсюда проистекает  известное изречение «Познай  себя».

 

В своих беседах Сократ занимался поиском определений  блага и одновременно стимулированием  самостоятельного мышления собеседника, начиная с простых и понятных каждому тем и постепенно продвигаясь  к более сложным вопросам. Метод  ведения философской беседы Сократ называл «диалектикой», что означает «искусство разделять», то есть проводить  различие между добром и злом и  распределять понятия по категориям. Беседа предполагала, как правило, два  этапа: этап иронии, на котором Сократ показывал собеседнику неопределенность и противоречивость его представлений, то есть требовал отказа от следования расхожим мнениям и предрассудкам, и этап «майевтики» (от греческого термина, обозначавшего искусство повивальной бабки) или «рождения истины», когда предпринималась попытка дать определение обсуждаемого понятия. Сам Сократ ничего не писал, о его беседах известно из произведений Платона и Ксенофонта Афинского. Последователями Сократа стали Платон и представители Сократических школ - кинической, киренской и мегарской.

 

В сократических школах, получивших распространение в IV III вв. до н.э., исчезает различие между философскими взглядами софистов и Сократа. Для представителей Киренской школы, основателем которой был Аристипп, как и для Сократа, цель жизни - благо или счастье, однако, в отличие от Сократа, счастье понимается ими как удовольствие и наслаждение. Подлинно счастливым может стать только человек мудрый, который на основе знания способен сделать выбор между ощущениями, ведущими к страданию, и ощущениями, приносящими наслаждение, между злом и добром. Представители Кинической школы, основанной Антисфеном, также считают целью жизни счастье, по понимают его как свободу, выражающуюся в независимости от собственных желаний. Киник стремится быть подобным богам, которые счастливы, ни в чем не нуждаются и ни от кого не зависят. Кинический мудрец - это аскет, который отказался от имущества, богатства, социальной и политической деятельности. Ярким представителем кинизма был Диоген Синопский, живший в глиняной бочке. Для Диогена такая жизнь была еще и способом возвращения к природе, к состоянию догосударственной жизни, которое киники рассматривали как «золотой век». Мегарская школа считает, что подлинное благо представляет собой единое и неизменное бытие, а все остальное, что не обладает единством, - зло. Мир единичных вещей - это противоположность блага, зло и небытие. Для обоснования этого тезиса мегарцы создавали остроумные логические аргументы.

 

Ученик Сократа Платон является наиболее значительным представителем не только античной философии, но и  всей западной философии в целом. В его учении осуществляется синтез натурфилософии досократиков с философской антропологией Сократа. Тем самым Платон преодолевает ограниченность натурфилософии, в которой отсутствовала проблема человека, и ограниченность философии Сократа, в которой не было учения о космосе. В результате Платон создает всеобъемлющую философскую систему, которая раскрывает космос как диалектическое единство духовного и физического, как совершенный живой организм. Взгляды Платона изложены в его многочисленных произведениях, написанных в форме диалогов, наиболее важными из которых являются «Федон», «Пир», «Теэтэт», «Парменид», «Тимей» и «Государство». Платон является основателем Академии, главного философского заведения античности, просуществовавшего до VI века нашей эры.

 

Критически переосмысливая опыт предшественников, Платон рассматривает  космос как живой организм, у которого есть ум, душа и тело. Космический  ум играет решающую роль во всех сферах космической жизни. Он предстает  как совокупность мыслей или понятий, которые Платон обозначает термином «идея». Идея - это общее понятие, напоминающее общие понятия в  философии Сократа, которое у  Платона становится активно действующей  духовной субстанцией. Идея является причиной бытия вещи, источником ее внешней  формы и внутренней структуры, а  также целью, к которой стремится  развитие вещи. Рассмотрение взаимодействия идеи и вещи осуществляется у Платона  на основе диалектики, соединяющей  в единое целое диалектику элеатов, Гераклита и Сократа.

 

Чувственный мир есть диалектическое единство противоположностей - ума  и тела, идеи и материи, предела  и беспредельного, единого и многого. Находясь посредине между бытием и небытием, идеальным и материальным, чувственный мир всегда стремится к высшему и идеальному, однако его постоянно тянет вниз бесформенная материя. Поэтому все в космосе находится в процессе рождения и умирания, перехода от бытия к небытию и от небытия к бытию. Используя мифологические образы, Платон характеризует чувственный космос, как дитя, рожденное от брака космического ума-отца, содержащего в себе все идеи, и бесформенной матери-материи. Космос - живое существо, которое обладает умом, содержащим идеи-образцы всех вещей, душой, которая является источником движения, и составленным из четырех элементов математически упорядоченным телом, в котором находятся ум и душа. Единство всех частей космоса обеспечивает Единое или Благо (аналог единицы Пифагора), которое выше Ума и поэтому непознаваемо. Строгая иерархия космоса воспроизводится в человеке, душа которого состоит из трех частей: разумной, аффективной (волевой) и вожделеящей. Как и в космосе, в душе человека разум вместе с волей должен подчинять себе вожделения. Душа человека есть часть космической души, поэтому она уже потенциально обладает всеми возможными знаниями. Попадая в тело, душа забывает то, что она знала, находясь в высших сферах космоса. Поэтому процесс познания есть процесс припоминания, который возможен лишь, на основе рассмотрения противоречий.

 

По образцу совершенной  космической иерархии должно строиться  и государство. Идеальное государство, как и космос, имеет ум, душу и  тело. Умом государства являются философы-правители которые выбираются из военного сословия. Душой государства, его волей, подчиненной уму, являются воины, защищающие государство и обеспечивающие в нем порядок. Как правители, так и воины не имеют частной собственности и ведут аскетический Образ жизни. Тело государства представлено третьим сословием, Которое включает в себя земледельцев, ремесленников, торговцев и представителей других неблагородных профессий. В отличие от правителей и воинов, представители низшего сословия наслаждаются всеми благами жизни. В платоновском совершенном государстве каждый человек должен заниматься тем, к чему он имеет природные способности, то есть своим делом. Правителям должна быть присуща мудрость, воинам - мужество, третьему сословию - умеренность. Все три сословия объединяет главная добродетель государства - справедливость. Справедливость состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом в соответствии с природными способностями. Космическая справедливость - это гармоничность, упорядоченность и структурированность.

 

Анализируя жизнь современного ему полиса, Платон говорит о неизбежной деградации идеального государства, причиной которого становится несовершенство человеческой природы. Неправильными формами  государственного устройства, которые  одновременно представляют собой последовательные этапы упадка идеального строя, являются:

- тимократия - власть честолюбцев или военное государство, где вместо мудрости на первое место ставится мужество и отвага;

- олигархия - власть  богатого меньшинства, которая  устанавливается в результате  накопления правителями богатств;

- демократия - власть бедного  большинства, свергнувшего олигархов;

- тирания - власть одного  тирана, который приходит к управлению  государством в результате демократических  выборов.

 

Если в справедливом государстве все управляется  разумной частью души, то в тирании  как абсолютно несправедливом государстве  все подчинено самым низменным  желаниям вожделеющей части души.

 

Будучи крупнейшим событием античности, философия Платона является вершиной развития классического периода  и образцом для последующих этапов истории философии.

 

Аристотель, ученик Платона, провел 20 лет в платоновской Академии, общаясь как с самим Платоном, так и с другими известными философами. В результате, ему удалось  создать оригинальный вариант платонизма, в котором получили дальнейшую разработку основные идеи Платона. Вместе с тем, в философии Аристотеля проявился целый ряд противоречий, свидетельствовавший о закате классической эпохи. В произведениях «Метафизика», «Физика», «Политика», а также ряде логических и естественнонаучных работ излагается оригинальная доктрина Аристотеля. Он также был учителем крупнейшего полководца Александра Македонского и основателем Ликея, собственного учебного заведения.

 

Развивая платоновское учение об идеях, Аристотель стремится  подчеркнуть их активные формообразующие  функции. Идея или форма - общее понятие, сущность вещи, познаваемое разумом  с помощью логического определения. В форме сосредоточены три  причины бытия вещи: ее форма или  структура, производящая причина и  цель движения. Четвертая причина  бытия вещи заключается в материи, в которой форма воплощается. Осуществление четырех причин бытия  представляет собой переход от южности к действительности, в процессе которого раскрывается смысл и предназначение вещи.

 

Основное отличие Аристотеля от Платона состоит в отказе от образного мифологического способа  изложения философских Концепций. Кроме того, Аристотеля отличает стремление к детальному описанию единичных  вещей и подробнейшему анализу  понятий. С точки зрения логики Аристотеля, идея не может одновременно быть в  вещи и вне нее, как это было у Платона. Поэтому аристотелевские  формы не существуют вне тех вещей, сущностью которых они являются.

 

Весь космос образует иерархию форм, от низших, наиболее низких к материи, до высших, управляющих движением  звезд и планет. Пирамиду форм венчает  Ум-перводвигатель, который является источником движения всех вещей и самого космоса. Его изучением занимается высшая наука - первая философия или теология, позднее названная термином «метафизика». Погруженный в созерцание самого себя как самого совершенного в мире предмета, божественный Ум-перводвигатель не интересуется жизнью чувственного космоса. Однако каждая вещь стремится к нему как к высшей цели, что и определяет существование космического движения. Весь космос пронизан телеологическими, то есть целесообразными отношениями и представляет собой разумное упорядоченное целое.

 

Каждая вещь характеризуется  Аристотелем с помощью понятия  сущности или субстанции. Сущность - конкретная единичная вещь, представляющая собой соединение формы и материи, понятия и физического субстрата, идеального и материального. Сущность познается логическим определением через род и ни твое отличие, где  род - это материя, а видовое отличие - форма. С помощью логических умозаключений  возможно познание космоса, так как  логика раскрывает реально существующие связи бытия. Аристотель выделяет 10 наиболее общих категорий, описывающих  бытие вещей. Среди них важнейшие - сущность, количество, качество, отношение.

 

Физика Аристотеля рассматривает  важнейшие проблемы Движения, пространства и времени, которые были поставлены предшествующей философией. В середине космоса находится неподвижная  земля, вокруг которой расположены  три других элемента: вода, воздух и  огонь. Вокруг земли вращаются сферы  солнца, луны и пяти планет. Крайняя  сфера - небо неподвижных звезд, состоящих  из пятого элемента - эфира. Каждый из пяти элементов определяет существующие виды движения. Вода и земля движутся вниз как тяжелые элементы, воздух и огонь движутся вверх, к сфере  звезд. Эфир как самый совершенный  элемент обладает и самым совершенным  движением - круговым. В структуре  космоса существует фундаментальное  разделение на подлунный (земной) и надлунный (небесный) миры. Они описываюся противоположными характеристиками. Надлунный мир - это божественный мир звезд и планет, который живет по вечным и неизменным математическим законам. В нем происходит вечное совершенное круговое движение небесных тел. Подлунный мир - это земной мир, в котором все несовершенно, изменчиво и преходящее, который не допускает математически точного познания.

Информация о работе Философия Сократа, Платона, Аристотеля, ее значение для античной культуры и современности