Философия софистов и Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:14, отчет по практике

Описание работы

Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости).

Работа содержит 1 файл

Философия софистов и Сократа.docx

— 30.81 Кб (Скачать)

дал материалистическую трактовку  происхождения мира и человека;

выделил 10 философских категорий;

дал определение бытия через  категории;

определил сущность материи;

выделил шесть типов государства  и дал понятие идеального типа – политии;

внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал  систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).

МЕТАФИЗИКА АРЕСТОТЕЛЯ

Происхождение термина "метафизика" случайно. В 1 веке до н. э. греческий  ученый Андроник из Родоса решил привести в порядок и "переиздать", т. е. исправить и заново переписать рукописи Аристотеля. В своем издании Андроник вслед за группой сочинений, относящихся к физике, поместил группу трактатов под названием "То, что следует за физикой".

Через всю "метафизику" Аристотеля проходит - как ее главная мысль - критика основного учения Платона - учения об "идеях".

Возражения Аристотеля против учения Платона об "идеях" могут быть сведены в основном к четырем.

Первое и основное из этих возражений Аристотеля состоит в том, что  предложения Платона об "идеях" как самостоятельном бытии, отдельном  от существования чувственных вещей, бесполезно как для познания этих вещей, так и для объяснения их бытия, поскольку платоновские "идеи" по существу простые копии чувственных  вещей.

Второе возражение Аристотеля против теории "идей" состоит в том, что постулируемая Платоном область, или мир, "идей" бесполезен не только для познания, но и для чувственного существования идей, так как у  Платона область "идей" начисто  обособлена от мира чувственных вещей.

Третье возражение Аристотеля против платоновской теории "идей" основывается на распространении платоновского  учения о логических отношения "идей" и получило название "третий человек". Поводом для такого названия было то, что согласно Платону, кроме чувственного человека и кроме "идеи" человека ("второго человека") необходимо допустить также существование  еще одной (возвышающейся над  ними) "идеи" человека.

Четвертое возражение Аристотеля против теории "идей" Платона состоит  в указании, что теория эта не дает и не может дать объяснение важному свойству вещей чувственного мира - их движению и становлению, возникновению  и гибели. Т. к. "идеи" образуют, по Платону, особый и совершенно отдельный, замкнутый мир сущностей.

На пороге теоретической философии  Аристотеля мы встречаем введенное  им понятие субстанции ("сущности"). Под субстанцией Аристотель понимает бытие вполне самобытное, пребывающее  в самом себе, но не в чем-либо ином (единичное бытие). Особенность  субстанции в том, что она может  внутри себя самой совмещать противоположные  друг другу свойства, но во вне себя не может иметь ничего, что было бы ей противоположно. По Аристотелю, для нашего познания единичное бытие есть сочетание "формы" и "материи". В плане бытия "форма" -сущность предмета. В плане познания "форма" - понятие о предмете. В понятии "материя" Аристотель различает два значения. Под "материей" он разумеет, во-первых, субстрат в безусловном смысле. Это только "материя", или, иначе чистая возможность. И, во-вторых, под "материей" он понимает и такой субстрат, который уже не только возможность, но и действительность. Но не все существующее в мире может быть выведено из этих начал и Аристотель рассматривает все, чему учили известные ему философы о началах бытия и мира. Рассмотрение это показывает, что история мысли выдвинула четыре основных начала:

1.   "материя"- то, в чем  реализуется понятие;

2.   "форма" - понятие, которое  принимает "материя", когда  происходит переход от возможности  к действительности;

3.   причина движения;

4.   цель, ради которой происходит  известное движение.

Как вечная и невозникшая причина мирового процесса, как причина всех происходящих в мире движений перводвигатель мира есть, согласно Аристотелю, бог. Здесь онтология и космология Аристотеля, его учение о бытии и его учение о мироздании сливаются с его теологией. И бытие, и мир, и бог - понятия метафизики Аристотеля, его учения о сущности бытия, различные, но связанные между собой грани его учения, его философии.

Но "метафизика" - "первая философия", как ее называет Аристотель, - исследует  не отдельные области бытия, а  начало и причины всего сущего. Предварительной задачей при  разработке учения о бытии Аристотель считал выделение основных родов, или  разрядов, бытия. В специальном сочинении о категориях "Категории" таких родов указано десять: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действование и претерпевание.

В метафизике Аристотеля иерархия, или  классификация, наук соответствует  иерархии форм бытия. Место каждой науки  в этой классификации определяется близостью ее предмета к "чистой форме", т. е. степенью "формальности" ее предмета. Так наибольшее достоинство  и наивысшее положение Аристотель охводит наукам "теоретическим" ("созерцательным"). Науки эти дают знание начал и причин и поэтому "согласны с философией". Наивысший предмет метафизики Аристотеля - сущность, созерцательно постигаемая лишь умом, мышлением о мышлении.


Информация о работе Философия софистов и Сократа