Философия софистов и Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:14, отчет по практике

Описание работы

Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости).

Работа содержит 1 файл

Философия софистов и Сократа.docx

— 30.81 Кб (Скачать)

Философия софистов и Сократа

 

1. Общее понятие софистики и  периодизация софистских школ.

Софиты – философская школа  в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители  данной философской школы выступали  не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому  искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди  софистов выделятся группы так называемых:

старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал  к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал  софистику в практической деятельности.

2. Характерные черты философии  софистов.

Для софистов характерно:

критическое отношение к окружающей действительности;

стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

стремление доказать условность государства  и права, их несовершенство;

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

субъективизм в оценках и  суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что  действительность существует только в  мыслях человека.

Философия Платона

 

1. Общая характеристика личности  и творчества Платона.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской  школы – Академии, основоположник идеалистического направления в  философии. Платон – первый древнегреческий  философ, оставивший после себя ряд  фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

2. Платон – основоположник идеалистического  направления философии.

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

материальные вещи изменчивы, непостоянны  и со временем прекращают свое существование;

окружающий мир («мир вещей» также  временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная  субстанция;

реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны  и постоянны;

любая существующая вещь является всего  лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

3. «Триада» Платона – «единое», «ум», «душа».

Также Платон выдвигает философское  учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

«единого»;

«ума»;

«души».

«Единое»:

является основой всякого бытия;

не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);

есть ничто;

выше всякого бытия, выше всякого  мышления, выше всякого ощущения;

первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки  зрения человека, так и всего плохого).

«Ум»:

происходит от «единого»;

разделен с «единым»;

противоположен «единому»;

является сущностью всех вещей;

есть обобщение всего живого на земле.

«Душа»:

подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

также согласно Платону душа может  быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

душа человека (вещи) есть часть  мировой души;

душа бессмертна;

при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном  царстве за свои земные поступки, приобретает  новую телесную оболочку;

постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

4. Гносеология (учение о познании) Платона.

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической  картины мира:

поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

«чистые идеи» невозможно познать  с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное  знание, а лишь мнение – «докса»);

высшей духовной деятельностью  могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

Идеализм Платона

Привычка – это не мелочь. Платон был из аристократического рода, один из самых преданных учеников Сократа. Платон создал свою школу в прекрасной роще и назвал ее академий. Общее  направление философии Платона  – объективный идеализм.

Идея по Платону – не просто мысль, но сущность любой вещи: совокупность ее свойств, функций и назначения. Существует мир вещей (материальный мир, в котором мы живем) и мир  идей (нематериальный). 
 
Мир идей – возвышается над миром вещей.

Признаки любой идеи:

Стол – материальный предмет. 
Идея стола: нематериальна, невещественна.

1) Невещественна 
2) Любая вещь имеет срок существования, а идея не разрушается вместе с вещью. Идея неразрушима и в отличии от вещи она обладает вечностью времени. 
3) Каждая идея выступает в виде общего закона для класса одноименных вещей 
4) Идея воплощает целостность вещи и ее бесконечный предел (треугольник состоит из трех отрезков, но каждый отрезок это не треугольник)

5) Идея, в отличии от вещи обладает совершенством

Идеальное в философии – это  не материальное.

Идеи существуют объективно, вне  зависимости от человека. Место пребывания идей – это далекие, наднебесные места. Таким образом идея это умозрительная, бестелесная сущность, которую можно постичь только разумом. Мир идей существует изолированно от мира вещей и существует вечно. Это и есть объективный идеализм. Истинное бытие это мир идей, а не мир вещей.

Отношение знания к  идее (эйдосу) Платона. Теория познания как припоминание

Разместил: Pushok Дата публикации: 25 April 2011

Гносеологическая теория Платона неразрывно связана с  его теорией об идеях. По Платону, кто последовательно поднимается  по ступеням созерцания прекрасного, тот  увидит, в конце концов, нечто  прекрасное, удивительное по своей  природе. Его «прекрасное» и есть идея (эйдос), то есть истинно-сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом. Иными словами, «прекрасное» - причина и образец всех вещей. В этом значении идея противопоставляется миру чувственных вещей. Чувственные вещи непременно изменчивы, в них нет ничего устойчивого и прочного. Идея же не подлежит

никакому изменению  и превращению. По Платону каждая вещь чувственного человеческого мира причастна к идее с одной стороны, и к материи с другой. Таким  образом, получается, что раз чувственная  вещь является лишь подобием идеи, то она  есть ее несовершенное и искаженное отражение. Истинное знание заключено  в понятиях. Вильгельм Виндельбандт пишет: «если в понятиях заключено такое знание, которое хотя и вызывается восприятиями, но не развивается из них и существенно от них отличается, то и идеи, служащие объектами   понятий   должны   обладать,   рядом   с   объектами   восприятий,

ч/ самостоятельной и более высокой реальностью». У Платона появляется как бы два мира: мир материальный, мир чувственных вещей, и есть мир истинный, мир идей. Мнение о мире представлено чувствам, тогда как знание относится к сверхчувственному вечному миру; например, мнение относится к отдельным прекрасным предметам, знание же относится к прекрасному самому по себе. В последней книге «Государства» в качестве вступления к осуждению живописцев имеется весьма ясное изложение теории идеи или форм. Здесь Платон объясняет, что когда ряд индивидов имеет общее название, они имеют также общую идею или форму. Например, хотя может быть много кроватей, существует лишь одна идея, или форма, кровати. Точно также как отражение кровати в зеркале является лишь кажущимся, но не реальным, так и разные отдельные кровати нереальны, являясь лишь копиями идеи, которая представляет собой одну реальную кровать и создана Богом, Об этой одной кровати, созданной Богом, возможно знание, но в отношении многих кроватей, сделанных плотниками, может быть лишь мнение. Философа как такового будет интересовать лишь одна идеальная кровать, а не многие кровати, обнаруживаемые в чувственном мире. Он будет испытывать некоторое равнодушие к обыкновенным мирским делам. "Если ему свойственны возвышенные помыслы и охват мысленным взором целокупного времени и бытия, думаешь ли ты, что для такого человека много значит человеческая жизнь?" (Платон, "Диалоги").

Таким образом, имеется  существенное различие между знанием  и мнением. Человек, обладающий знанием, имеет знание о чем-то, то есть о  чем-то, что существует, так как то, что не существует, есть ничто. Знание же непогрешимо, поскольку логически невозможно, чтобы оно было ошибочным. Но мнение может быть ошибочным. Не может быть мнения о том, чего нет, потому что это невозможно; не может быть мнения о том, что есть, так как это было бы знанием. Поэтому мнение должно быть одновременно о том, что есть и. чего нет. Но как это возможно? Ответ гласит, что отдельные предметы всегда включают в себя противоположные свойства: то, что прекрасно, является также в некоторых отношениях безобразным; то, что справедливо, бывает в некоторых отношениях несправедливым и т. д. Все отдельные чувственные объекты, как утверждает Платон, обладают этим противоречивым характером; они являются, таким образом, промежуточными между бытием и небытием и пригодны в качестве предметов мнения, но не знания. Тогда возникает вопрос, каким образом мы, созерцая всегда несовершенные, текучие чувственные вещи, приходим к познанию вечных, совершенных идей. Например, как можно получить идею двойки, созерцая многообразие окружающих нас вещей? Ведь чтобы различать попарно вещи, мы уже должны иметь идею двойки. Или каким образом мы получаем идею треугольника, круга, квадрата, ведь в природе нет этих фигур? И откуда берется идея государства, которой не соответствуют какие-либо чувственные вещи? Проблема состоит в следующем: чтобы увидеть в материальном мире, что вот эта вещь соответствует определенной идее, необходимо уже иметь представление об этой идее. Например, чтобы увидеть, что две вещи равны по длине, необходимо уже иметь в голове идею равенства.

Платон в качестве решения  этой проблемы строит теорию познания как припоминания. Однако его гносеологическое учение будет довольно сложно понять, если не упомянуть теорию Платона  о душе. По Платону, душа бессмертна и подобна соединенной силе колесницы  и возничего. Образ возничего  Платон вводит для того, чтобы показать, что главной и движущей силой  души является разум. Именно он контролирует эмоции человека, через душу человек  познает истинную суть вещей. У Платона  бессмертие души находится в непосредственной связи с тем обстоятельством, что сама душа есть то, что мыслит, так что мышление - не свойство души, а ее субстанция. Теперь непосредственно  переходим к рассмотрению теории припоминания. Душа, считает Платон, существовала еще до земной жизни, а  затем она пала, соединилась с  материей и тем самым осквернила себя. Раньше душа пребывала в имматериальном мире, созерцала великолепные и истинные вещи, лучше даже сказать, что она созерцала суть вещей, то, что поистине существует, в себе и для себя, и таким образом у нее возникала истинная наука. В зависимости от того, видела душа больше или меньше, приходит она на землю более или менее совершенной. В таком состоянии она сохраняет воспоминание о том, что она видела до этого, и, находя в чувственном мире подобия тех идей, которые она l созерцала в  имматериальном мире,  вспоминает их  и испытывает восторг. Платон, возможно, приводит этот миф, чтооы показать, что в душе человека уже существует божественная сущность, и что человек в состоянии созерцать эту  божественную  сущность  в  чистой  мысли.   Таким  образом,  человек  в у состоянии развить это божественное из самого себя и тем самым познать его.

 

Философия Аристотеля

 

1. Критика Аристотеля как способ  объяснения сути бытия.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился  на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных  идей), и «мир вещей» в целом, как  и каждая вещь в отдельности, являлся  лишь материальным отображением соответствующей  «чистой идеи».

Ошибка Платона, по Аристотелю, в  том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку  данной проблемы:

не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все  вещи и предметы материального мира;

существуют только единичные и  конкретно определенные вещи;

данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея  лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся  в конкретном месте и имеющий  свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и  т.д.;

индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.

2. Категории Аристотеля как способ  объяснения сути бытия.

Поскольку бытие не есть «чистые  идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что  такое бытие) Аристотель пытается через  высказывания о бытие, то есть через  категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий  говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

сущность (субстанция);

количество;

качество;

отношение;

место;

время;

положение;

состояние;

действие;

страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие  – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также  согласно Аристотелю категории –  это высшее отражение и обобщение  окружающей действительности, без которых  немыслимо само бытие.

8. Историческое значение философии  Аристотеля в том, что он:

внес существенные коррективы в  ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

Информация о работе Философия софистов и Сократа