Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 01:50, реферат
Философские размышления по поводу: кто такие самураи, что представляет собой их жизнь? ? Во-вторых, что самое важное в жизни самурая, какие главные ориентиры и ценности он имеет? И, в-третьих, какая в итоге философия логично вытекает из их образа жизни и мировоззрения?
Здесь мне кажется надо попробовать отделить внешнюю часть философии самурайства от внутренней. Самурайская этика должна в основе своей нести более глубокий слой – психологию и философию воина вне зависимости от социального статуса. В связи с этим вспоминается Платон: он как раз объяснял, что некоторые люди являются воинами от рождения, просто потому что так устроена их душа. Воины в идеальном государстве Платона – это те, кто в чьей душе преобладает волевое, яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей. Гнев в теории души Платона находится между низменными потребностями и разумом, он еще слеп, но уже способен к благородству и поступкам. Такие люди способны переносить неудобства, умеют подчиняться, а главным стремлением в их жизни является «добиться своего или умереть!». Однако Платон отводил им лишь служебную роль в государстве, а управление отдавал мудрецам. Но культура самураев строилась иначе. Во-первых, настоящий самурай определяется не рождением, а своими поступками: можно родиться в семье воинов, но вести себя как недостойно, непочтительно или трусливо. А во-вторых, на Востоке в отличие от Запада воинов никогда не рассматривали столь упрощенно, как тупую физическую силу без разума. Уже в кастовом строе Древней Индии за кшатриями закрепляется мудрость поступка, дела (в отличие от брахманов – мудрецов слов и гимнов). Точно также в Китае и Японии образ воина формируется в монастырях и утонченных трактатах. В средневековой Японии Платона бы не поняли: если не воины-самураи носители культуры, то кто тогда12?
Внутренняя философия настоящего воина-самурая строится на его стремлении к победе – это и есть его Дух. Некоторые мастера боевых искусств считают, что преодоление смерти воином – это не просто признание ее неизбежности, а нечто более серьезное. Андрей Кочергин (глава школы боевого каратэ «Кои но такинобори рю») объясняет, что единственный способ никогда не увидеть свое поражение – это идти до конца: «либо победа, либо смерть». Если Дух настолько силен, что способен настаивать на своих решениях вплоть до смерти тела (без которого дух все-таки не существует), то значит, он действительно приручает смерть. Философию самурая можно рассмотреть также через призму идей Карлоса Кастанеды. Наиболее точно отражает все подлинные боевые системы и воинские философии его идея «безупречного действия» [16]. Для магического воина Кастанеды самое главное – это намерение, если оно сильно, то по его учению способно менять мир. В самурайских историях тоже встречаются магические элементы, однако здесь намерение понимается более просто: ты должен – ты сделаешь. Когда воин понимает, что просто идти и делать то, что требуется – просто (т.е. он отделит от поступка все мысли и страхи), то тогда его поступки станут безупречны. Не важно, погиб он или уцелел, достиг или нет: если никто не сможет его упрекнуть, то значит, он победил.
Философия самураев во многом переворачивает привычное нам представление о смерти. Нам кажется, что жизнь идет к смерти как бы уменьшаясь, наше время истекает и заканчивается. Но для японского самурая: смерть – это максимальная полнота. Во-первых, потому что его смерть – это не конец смысла, а высший смысл: исполненный долг. Такая смерть бывает даже желанной, потому что в ней человек собирает себя воедино в конечном смысле (как у Кастанеды воин перед смертью собирает в себе всю энергию). Смерть – это не наказание, а награда, к которой всей своей жизнью движется самурай. И во-вторых, нужно помнить о сильном влиянии буддизма на культуру самураев, для них смерть – это начало истинной жизни. Как пишет Шопенгауэр: «моя фантазия часто играет мыслью, что жизнь всех людей и моя собственная - только сновидения какого-то вечного духа, дурные и хорошие сновидения, а каждая смерть — пробуждение» [16]. Для буддиста – это не фантазия, а непосредственная вера в то, что этот мир иллюзорен и полон страдания. Две этих характеристики позволяют самураю принять смерть и даже преодолеть чувство страха. Небытие не страшит самурая, если он жил правильно, то после смерти он навсегда остается в духе самурайства.
В
конечном счете, я думаю можно
признать как наиболее верные о философской
составляющей самурайства, слова одного
тренера. Он говорил о том, что философский
подход к жизни привносит отличие боевого
искусства от драки – появляется дисциплина,
за ней осознанность, а вслед за этим –
свобода выбирать. Вед «самая лучшая драка
- та, которой удалось избежать». Ну а если
не удается ее избежать, то нужно достойно
ее принять. Философский подход здесь
в ясном принятии действительности, которая
может быть довольно агрессивной, и философия
учит как стать, а затем остаться физически
и духовно здоровым человеком.
Список
используемой литературы: