Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:06, контрольная работа
Целью нашей работы является анализ процесса возникновения, формирования и проявления идей космизма в различных видах и жанрах мирового искусства.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотрение идей Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского
- изучение философских и мировоззренческих представлений К.Э. Циолковского
Введение………………………………………………………………………………….3
1.Руссекий космизма – предыстория и общая характеристика……………………....5
2.Философско-мировоззренческие концепции К.Э.Циолковского………………….7
3.Развитие идей русского космизма в науке………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………………..15
Список использованных источников…………………………………………………16
Словарь…………………………………………………………………………………17
Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы". Это означает:
Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не может убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию". По словам Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало. Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина "безмерно выше космоса" и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и энергию, что "космос сам не в силах делать". Проникновение в свойства причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые "не могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других сознательных". Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:
Основные
идеи космизма находят также своё
отражение в рассуждениях Циолковского
о "воле Вселенной". Если всё вокруг
"порождено Вселенной. Она - начало
всех вещей", то "от неё всё и
зависит. Человек или другое высшее
существо и его воля есть только
проявление воли Вселенной". В контексте
"живой Вселенной" метафизика
человеческой судьбы состоит в том,
что смерти нет. В процессе возникновения
и распада союзов "атомов-духов"
смерть "сливается с рождением".
Новая жизнь "хотя и разрушима,
но новое разрушение сольётся с новым
совершенным рождением... Разрушения
или смерти будут повторяться, бесчисленное
множество раз, но все эти разрушения
есть не исчезновения, а возникновения".
Согласно космической философии "души
хотя и нет", жизнь в ритмах
эволюции Вселенной "непрерывна, счастлива,
могущественна, никогда не прекращалась
и никогда не прекратится", т.к.
во временно мёртвом веществе нет
субъективного ощущения времени. Такой
подход к судьбе человека в космизме
характерен только для Циолковского
и является очевидной альтернативой
"активно-эволюционного
Современный
космизм представляет собой программу
становления человечества и космическая
философия Циолковского может рассматриваться
как перспективный вариант
3.Развитие идей русского космизма в науке.
Бурное развитие технологии в наши дни привело к закономерным кризисным явлениям, которые трансформировались в конце XX в. в глобальные проблемы, связанные, в том числе, и с экологией. Культура техногенной цивилизации всегда включала в себя научную рациональность, которая была направлена на преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями человечества. Необходимо указать на совпадение многих представлений научной картины мира с идеями философии русского космизма. В русском космизме предпринималась попытка возродить идею органичной связи человека и космоса.
В
религиозном направлении
В отличии от религиозного космизма, в естественнонаучном направлении при решении проблемы взаимосвязи человека и космоса особое внимание уделялось осмыслению научных достижений, подтверждающих эту взаимосвязь. Н.Г.Холодный развивал эти идеи в терминах антропокосмизма, в противовес атропоцетризму. “Поставив себя на место бога, - отмечал он, - человек разрушил естественные связи с природой и обрёк себя на продолжительное одиночное существование”.6 По его мнению, антропоцентризм прошёл несколько этапов в своём развитии: на первой стадии человек не выделял себя из природы и не противопоставлял себя ей, скорее он “очеловечивал” природные силы (отношение слабого к сильному); на втором этапе человек, выделяя себя из природы, начинает смотреть на неё как на объект исследования, основу своего благосостояния; на следующей стадии человек возносит себя над природой, опираясь на силу духа, он познаёт Вселенную; и наконец, на следующем этапе, наступает кризис антропоцентристского мировоззрения, которое начинает разрушаться под влиянием успехов науки и философии. Н.Г.Холодный справедливо отмечал, что антропоцентризм в своё время сыграл позитивную роль в качестве мировоззрения, освободившего человека от страха перед силами природы ценой своего возвеличивания над ней. Однако постепенно стали возникать зачатки нового взгляда - антропокосмического. Антропокосмизм рассматривался Холодным как определённая линия развития человеческого интеллекта, его воли, которые вели человека к достижению его целей. Важным элементом в антропокосмизме была попытка пересмотреть вопрос о месте человека в природе и его взаимоотношении с Космосом на основе естественнонаучных знаний. Человек начинал рассматриваться как одна из органических частей мира, и утверждалось убеждение, что только на этом пути можно найти ключ к пониманию природы самого человека. Человек должен стремиться к единству с природой, которое обогащает и расширяет его внутреннюю жизнь.
Похожие
идеи развивал и Н.А.Умов, подчёркивая,
что “человек может мыслить себя
как часть, как одно из преходящих
звеньев Вселенной”. Он также полагал,
что антропоцентрическое
Проблема единого мира и единого знания о мире была наиболее основательно разработана В.И.Вернадским. Вернадский отмечал, что “антропоцентрическое представление не совпадает с тем реальным выявлением Космоса, который охватывается научной работой и научной мыслью исследователя Природы”.8 Он отмечал, что “в науке нет до сих пор ясного сознания, что явления жизни и явления мёртвой природы, взятые с геологической, т.е. планетарной точки зрения, являются проявлением единого процесса”. Но, как подчёркивает Вернадский, биологи не должны забывать, что изучаемая ими сфера жизни является неразрывной частью земной коры и оказывает на неё активное обратное влияние, изменяя её. Они не должны рассматривать жизнь в отрыве от эволюции целостного космоса. По его мнению, такая установка явилась следствием того, что длительное время Вселенная казалась безжизненной. Основанием для таких настроений явилось утверждение в науке принципа Коперника, а когда в первой половине XIX в. Были получены числовые данные о размерах Вселенной, казалось, что жизнь вообще растворилась в космическом пространстве, и постепенно стало утверждаться мнение, что малое значение жизни в мироздании является выводом из научных исследований. Однако по мере развития науки появляются основания усомниться в бесспорности такого рода заключений. Вернадский противопоставляет традиционной точке зрения иную позицию. Он демонстрирует, что в мировой эволюции жизнь выступает не случайным, а закономерным следствием, что характер космического развития жизненных процессов обусловлен всем космическим целым. При таком рассмотрении жизнь выступает уже как космическое явление. Вернадский рассматривает человечество как часть биосферы, которая оказывает на эту систему активное воздействие. Возникающее в процессе биоэволюции человеческое сознание становится особым фактором эволюции, значение которого возрастает с течением времени. Перерастание биосферы в ноосферу как бы является логическим завершением эволюции материи: все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот мир.
В
философии космизма очень отчётливо
обозначились два аспекта взаимосвязи
человека и космоса: с одной стороны,
человек рассматривался как неотъемлемая
часть меняющегося Космоса, зависящая
во всех своих проявлениях от космического
целого. С другой стороны, сам человек
рассматривался в качестве фактора
эволюции, развивая свои способности
таким образом, что, создавая новую
технику и технологию, он начинал
активно воздействовать на окружающий
мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв. вера в
научно-технический прогресс была достаточно
зримой и ещё не проявлялись кризисные
последствия технократического отношения
к миру, космисты предупреждали будущие
поколения от возможных негативных последствий
безудержной и ничем не ограниченной технологической
эксплуатации природы. И все же космизм
не получил широкого распространения
и повторил судьбу многих философских
течений, продуктивные идеи которых значительно
опережали свою эпоху. Тем не менее в современной
ситуации перед лицом экологического
кризиса, поиск “общего дела” как регуляции
отношений человека и остального мира
приобретает уже приоритетное значение.
Особо стоит подчеркнуть совпадение главных
принципов философии космизма и многих
основных идей современной научной картины
мира. Космизм возвращает нас к целостному
видению мира как единства человека и
космоса. Он в состоянии сыграть позитивную
роль в соединении идей западноевропейской
культурной традиции и восточных философских
систем, где человек изначально рассматривался
как неотъемлемая часть Космоса. А также
помочь в разработке новой метафизики
связанной с новым пониманием отношения
человека к окружающему миру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Тема русского космизма довольно
объемная и многогранная. Нет
вопроса, который не затронули
бы в своих работах
Каждый из космистов предлагал свой вариант будущего развития человечества. Циолковский рисовал вполне идиллическую картину: “... климат будет изменяться по желанию и надобности. Вся земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды.
Все эти идеи получили
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Словарь основных терминов