Философия П.Я. Чаадаева

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 16:33, реферат

Описание работы

“О Чаадаеве уже не однажды заходила речь в нашей литературе, но, вероятно, еще долго нельзя будет сказать, что уже довольно говорили об этом человеке”, - писал известный общественный деятель, революционер-марксист Г.В. Плеханов в 1908 году. С тех пор прошло много десятилетий, но о Чаадаеве продолжают говорить. Действительно, фигура этого философа всегда привлекала к себе огромное внимание со стороны исследователей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….…3

Биография Чаадаева……………………………………………………………………..4

Проблема познания в философии Чаадаева……………………………………......5

Антропология Чаадаева………………………………………………….…….……...6

Роль христианства в истории………………………………………….…….……..8

Философия истории Чаадаева…………………………………………...………….9

Заключение………………………………………………………………….………….12

Список литературы……………………………………………………….…………13

Работа содержит 1 файл

referat.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

     Впоследствии, как пишет Чаадаев, человек, из-за своей неограниченной свободы, перестал слышать голос Бога, однако в разуме сохранилось стремление перестроить себя по идеальному образцу6. До прихода христианства единственной возможностью разума был поиск оснований для этого перестроения внутри самого себя. Теперь же задача философии, по мнению Чаадаева, состоит в обращении к христианству как основе духовного совершенствования. Именно оно позволит человеку избавиться от идей времени и пространства и в этом уподобиться Христу, который был послан нам в качестве образца. 

     Философия истории Чаадаева. 

     Рассмотрению  вопроса истории философии посвящены  шестое и седьмое письма. Согласно Чаадаеву, историческая наука к данному  моменту достигла своего предела  в том, что касается фактологической  стороны рассмотрения истории. Поэтому нам следует заняться не поиском все новых фактов, а осмыслением истории. Именно осмысление истории станет ключом к пониманию “всемирной жизни сознательного существа”, того единого мирового сознания, о котором мы уже говорили ранее.

     Осмысливая историю, Чаадаев разграничивает единый христианский мир – Европу, и весь остальной, нехристианский мир, куда он относит, например, Грецию, Рим,  Китай, Индостан и т.д. Их основное различие заключается в следующем: все культурное достояние нехристианского мира, такое как философия, искусство и поэзия направлены на служение исключительно телесной природе человека. Это, по мысли Чаадаева, и послужило причиной крушения древнего мира. И именно из-за этого остановилось развитие азиатских обществ.

     Умственная работа, которая ведется в христианской Европе, руководствуется, в первую очередь, духовной природой человека. Это является основой для усиления Европы. Чаадаев подтверждает этот тезис, говоря о том, что ни одному из нехристианских народов не удалось уничтожить европейское общество – они лишь способствовали его усилению. Именно в христианском обществе полностью осуществляется предназначение человека. Христианское общество становится основой для слияния душ в единую душу, в единое сознание. И только в христианском обществе возможно “небо на земле” – осуществление закона Божьего.

     Чаадаев также говорит о необходимости  воссоединения всех христианских вероисповеданий в лоне единой католической церкви и защищает институт папства, поскольку он возник из единого, истинного христианства и сейчас является символом, как прошлого единства, так и будущего воссоединения христианского мира.

     Теперь, после того так мы полностью разобрали  содержание всех философических писем, мы можем вернуться к первому  письму и проанализировать критику Чаадаевым России.

     Главная идея этой критики состоит в том, что Россия в каком-то смысле “выпала” из всемирного исторического процесса. В России, по мысли Чаадаева, отсутствует какая-либо традиция, которая бы отсылала к прошлому и была бы опорой для будущего развития. “Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя”, - пишет Чаадаев. И хотя Россия – христианская страна, она оказалась вне единого западного христианского мира, поскольку выбрала в качестве основы культуру Византии, а попытки Петра I приобщить нас к западной культуре ни к чему не привели. Однако, несмотря на столь бедственное положение России, Чаадаев все-таки надеется на то, что когда-нибудь мы осуществим свое историческое предназначение: ”мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его”. 7

     Только в 1837 году Чаадаев, в своей работе “Апология сумасшедшего” приходит к пониманию этого исторического предназначении России и говорит о нем следующим образом: “мы, так сказать, самой природой вещей предназначены быть настоящим совестным судом по многим тяжбам, которые ведутся перед великими трибуналами человеческого духа и человеческого общества.”8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, подведем итоги. Как видно из данного  реферата, западнические идеи, которые Чаадаев высказывал в своих “Философических письмах” и его поддержка католицизма ни в коем случае не стоят в центре его учения. Они являются лишь следствием логическим следствием из его глубоко проработанной философской системы, в основе которой лежит антропология и философия истории. Без знания основных положений этих разделов его учения, невозможно правильно и адекватно оценить его размышления о России, за которые он был объявлен сумасшедшим, хотя, по правде говоря, их нельзя назвать критикой в полном смысле этого слова. Скорее это констатация того печального положения, в котором оказалась Россия на тот период и призыв к поиску путей его преодоления. Стоит также отметить, что идеи Чаадаева, и в частности его идея особого предназначения России, оказали значительное влияние на развитие русского славянофильства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы.

  1. Евлампиев И.И. История русской философии. (http://www.koob.ru/evlampiev/istoriya_rysskoi_pjilosofii)
  2. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. - СПб., 2001
  3. Зеньковский В.В. История русской философии (http://www.zhurnal.ru/magister/library/philos/zenkov01.htm)
  4. Лебедев А. А. Чаадаев. М., Изд-во "Молодая гвардия", 1965.
  5. Столович Л.Н. История русской философии. Очерки.-М, изд-во “Республика”, 2005
  6. Хомяков А.С. Несколько слов о философическом письме, напечатанном в 15 книжке телескопа. (http://www.archipelag.ru/authors/homyakov/?library=2620)
  7. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинение и избранные письма. Том I

Информация о работе Философия П.Я. Чаадаева