Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 16:33, реферат
“О Чаадаеве уже не однажды заходила речь в нашей литературе, но, вероятно, еще долго нельзя будет сказать, что уже довольно говорили об этом человеке”, - писал известный общественный деятель, революционер-марксист Г.В. Плеханов в 1908 году. С тех пор прошло много десятилетий, но о Чаадаеве продолжают говорить. Действительно, фигура этого философа всегда привлекала к себе огромное внимание со стороны исследователей.
Введение………………………………………………………………………………….…3
Биография Чаадаева……………………………………………………………………..4
Проблема познания в философии Чаадаева……………………………………......5
Антропология Чаадаева………………………………………………….…….……...6
Роль христианства в истории………………………………………….…….……..8
Философия истории Чаадаева…………………………………………...………….9
Заключение………………………………………………………………….………….12
Список литературы……………………………………………………….…………13
Санкт Петербургский Государственный Университет
Философский факультет
Отделение
Философии
Реферат
по истории русской философии
на тему:
Философия
П.Я. Чаадаева
Содержание
Введение…………………………………………………………
Биография
Чаадаева…………………………………………………………
Проблема познания в философии Чаадаева……………………………………......5
Антропология
Чаадаева………………………………………………….……
Роль
христианства в истории………………………………………….…….…
Философия
истории Чаадаева……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
“О
Чаадаеве уже не однажды заходила речь
в нашей литературе, но, вероятно, еще долго
нельзя будет сказать, что уже довольно
говорили об этом человеке”, - писал известный
общественный деятель, революционер-марксист
Г.В. Плеханов в 1908 году. С тех пор прошло
много десятилетий, но о Чаадаеве продолжают
говорить. Действительно, фигура этого
философа всегда привлекала к себе огромное
внимание со стороны исследователей. Однако,
зачастую, оно было вызвано, в первую очередь,
громкой историей, связанной с публикацией
первого его “Философического письма”,
в котором Чаадаевым была изложена критика
России. Многие авторы, пишущие о Чаадаеве,
делают акцент именно на этом аспекте
его философии, не уделяя должного внимания
таким важным разделам, как антропология
и философия истории, которые, на мой взгляд,
являются основополагающими для понимания
философии Чаадаева. Поэтому, задачей
данного реферата является восстановление
системы философских воззрений Чаадаева,
изложенной в самой значимой его работе
– “Философических письмах”.
Биография Чаадаева.
Прежде чем приступать к изучению философских взглядов Чаадаева, обратимся к его биографии. Петр Яковлевич Чаадаев родился в 1794-м году. Когда в 1808-1811 годах он учился в Московском университете, о нем говорили как об известном всем букинистам книжнике и обладателе редчайших изданий. В 1812 году он поступил на службу в лейб-гвардию Семеновского полка. Чаадаев принимал участие в войне с Наполеоном и в Париж вошел с орденом Святой Анны, но уже офицером Ахтырского гусарского полка. Свой переход в этот полк он объяснил товарищам желанием пощеголять в красивом мундире. Уже у 1816 году Чаадаев, один образованнейших людей Петербурга, приобрел славу “молодого мудреца”.
Член масонской ложи, Чаадаев был близок к декабристам и в начале 1821 года был приглашен И.Д. Якушиным в новое тайное общество, однако участия в его делах не принимал. Именно в то время, когда тайные общества приступили к подготовке восстания, Петр Яковлевич, накануне назначения его флигель-адъютантом императора, оставил службу, как оказалось навсегда. Отставка стала переломным моментом в жизни “мыслящего гусара”.
Разделив с братом наследственные нижегородские имения, он отправился в Англию. Провожавшие его друзья были уверены, что Пьер не вернется – так часто он говорил о своем желании поселиться в Швейцарии. Тем не менее, в июне 1826 года, побывав в Англии, Франции, Италии, Швейцарии и Германии, где знаменитый философ Шеллинг после личной встречи отзывался о нем как об одном из умнейших русских, Чаадаев отправился обратно в Россию. Но увидел он уже совсем другую страну – Россию Николая I. Умер Александр, короткой грозой пронесся декабрьский бунт. Многие друзья попали под следствие, были сосланы или казнены. Иным вернулся и сам Чаадаев.
В Москве Чаадаев жил затворником, но вскоре уехал “больной и грустный” в имение тетки под Дмитровом. Четыре проведенных там года были временем напряженной духовной работы. Тогда окончательно сложилось мировоззрение Чаадаева, которое философ и литературовед XX столетия М.О Гершензон назвал парадоксально – “социальным мистицизмом”. Наиболее полно оно выражено в написанных в то время восьми “Философических письмах”.
Первое же из них быстро распространилось в списках и стало известным образованному обществу уже в 1829 году. Необычными показались тогда и горькое негодование Чаадаева по поводу отлученности России от “всемирного воспитания человеческого рода”, и критика духовного застоя, мешавшего осознанию и выполнению предначертанной России свыше исторической миссии. Сам Чаадаев относился к созданию “Философических писем” как к важнейшему труду своей жизни: он высказал все, над чем размышлял и что хотел высказать.
Летом 1831 года Чаадаев появился в Московском Английском клубе: период его затворничества закончился.
Публикация первого “Философического письма” в журнале Телескоп в октябре 1836 года вызвала в обществе громкий резонанс: целый месяц в Москве и Петербурге спорили, высказываясь “за” и “против” и с нетерпением ждали, как отреагируют власти. Высочайшим повелением философа объявили сумасшедшим, ему запретили публиковать свои произведения, а его бумаги конфисковали. Припомнили, что психическим расстройством страдал дед Чаадаева. Между тем письмо стало известно широким общественным кругам и послужило сильнейшим толчком к формированию важнейших идей славянофилов и западников.
Нашумевшая
история с публикацией “
Умер
Чаадаев в 1856 году и был похоронен
на Пасхальной неделе в Донском монастыре.
Проблема
познания в философии
Чаадаева.
Мы начнем рассмотрение “Философических писем” Чаадаева со второго и четвертого писем, в которых Чаадаев обращается к проблеме познания. Во втором письме Чаадаев вводит разделение мира, в котором протекает жизнь духовного существа, на мир духовный и мир физический. Физический мир, согласно Чаадаеву, является познаваемым, поскольку точные науки, занимающиеся его изучением, имеют дело с ограниченными предметами. Познание ведется эмпирическим путем, и, в конечном итоге, человеческий ум, который может полностью объять эти ограниченные предметы, приходит к некоторым логически выведенным истинам. Важным моментом является то, что сам предмет познания – природа, указывает уму направление движения на пути к этим истинам. “Всякое природное явление есть силлогизм с большей и меньшей посылками и выводами. Следовательно, сама природа внушает уму метод, которым он должен пользоваться для ее познания”, - пишет Чаадаев. Этот тезис, согласно которому основой для истин, получаемых при познании природы, являются идеи, данные человеку извне, отдельно подчеркивается и в четвертом письме.
При
познании духовного мира мы сталкиваемся
с серьезными проблемами – во-первых,
предмет нашего познания является бесконечным,
а во-вторых, при познании морального действия
мы не можем опереться на какие-либо внешние
идеи, поскольку моральное действие происходит
в нас самих1. Методы познания, которыми
человеческий ум пользовался, работая
с физическим миром, оказываются бесполезными
при изучении области духовного. Это Чаадаев
доказывает во втором философическом
письме. Он утверждает, что, исследуя проявления
разума, мы придем лишь к осознанию того
факта, что разум свободен и следует законам,
которые устанавливает для себя. В том
же случае, если мы все-таки придем к какой-либо
истине, которую разум не может не принять,
она будет иметь отношение исключительно
к земной жизни человека, что сводит ценность
этой истины к нулю. На основании этого
рассуждения Чаадаев делает вывод о непознаваемости
духовного мира, и, вследствие этого, непознаваемым
будет и закон, который объединяет духовное
и физическое. Он, по словам Чаадаева, должен
быть преподан нам разумом, для которого
существует только один порядок вещей2.
После рассмотрения основных проблем,
связанных с познанием, мы можем переходить
к рассмотрению антропологической концепции
Чаадаева.
Антропология
Чаадаева.
Свои антропологические построения Чаадаев излагает в третьем и четвертом письмах. Он начинает с тезиса, согласно которому человеческий разум всегда является подчиненным. Также Чаадаевым выделяются две силы, которые осознаются разумом с момента его появления и всегда воздействуют на него – внутренняя, несовершенная сила, и внешняя, которая является совершенной. Вопрос состоит в том, какой из них следует подчинить свой разум.
Для Чаадаева ответ очевиден – подчиняться следует внешней, совершенной силе. В качестве аргументов Чаадаев выдвигает утверждения, которые он использовал, рассуждая о возможности познания физического и духовного миров. Наши успехи в познании физического мира обусловлены тем, что разум подчиняется внешним идеям, правилам, и зачастую действует механически, подавляя свою волю к свободным рассуждениям.
Согласно Чаадаеву, чем больше разум подчиняется внешней, высшей силе, тем он становится сильнее. Высшей же степенью человеческого совершенства Чаадаев считает полную подчиненность разума божественной силе. Это привело бы к тому, что человек слился бы с природой и действовал в согласии с той силой, которая является началом мирового движения. По сути, здесь Чаадаев выступает за отказ от личной воли и за принятие истинной, мировой воли3.
В чем же заключается подчинение высшей силе? Чтобы ответить на этот вопрос Чаадаев переходит к рассмотрению идей времени и пространства. Он утверждает, что эти категории были созданы человеком. Идею времени человек берет из воспоминаний о прошедших событиях, а идея пространства необходима для упорядочивания мира. Избавление от времени и пространства, по Чаадаеву, необходимо для выхода из окружающего нас мира и слияния с природой.
После
рассуждения о времени и
В четвертом письме, Чаадаев рассматривает человеческую свободу. Одной из проблем, на которые указывает Чаадаев, является то, что человек неправильно понимает свою свободу и, в результате, злоупотребляет ей, принося в мир зло. Чаадаев задается вопросом – почему же Бог допустил это и дал человеку такую разрушительную силу? Ответ состоит в том, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию, и свобода человека и есть образ и подобие Бога. Однако, кроме свободы у нас есть и инструмент для правильной ее реализации - божественный нравственный закон, рассмотренный нами ранее.
Действие человека происходит
исключительно от него только в том
случае, если оно соответствует этому
божественному закону. Возникает естественный
вопрос – не означает ли это отсутствие
какой бы то ни было свободы? Чаадаев утверждает,
что человек по-прежнему остается свободным
и приводит следующий аргумент. Поскольку
человек не может осознать своей зависимости
от божественной власти, это подчинение
никоим образом не лишает его свободы.
Здесь мы можем провести параллели между
точкой зрения Чаадаева и учением Спинозы,
который понимал под свободой воплощение
в своей жизни божесвенно-рациональной
необходимости и подчинение божественному
закону.
Роль
христианства в истории.
Чтобы перейти к рассмотрению пятого письма, необходимо кратко рассмотреть космологическое размышление Чаадаева о двух природных силах, которое изложено в четвертом письме. Он пишет о том, что всякое движение в природе производится двумя силами, возбуждающими в движимом стремление в двух противоположных направлениях.4 Чаадаев называет эти силы силами Притяжения и Отталкивания (Начального толчка).
В пятом письме Чаадаев утверждает, что поскольку движение как материальном, так и в духовном мире является следствием начального толчка, то между ними можно провести аналогию. “Воспроизведение физических существ, составляет материальную природу, подобная же работа элементов духовных или идей, т.е. воспроизведение умов, составляет природу духовную”, - пишет он. На основании этой аналогии он подходит к идее единства сознания.
Под мировым сознанием Чаадаев понимает совокупность идей, живущих в памяти людей – идей, традиционно передающихся из поколения в поколение и существующих во всех обществах, вне зависимости от степени их автономности от остального мира. Эти идеи и делают человека существом мыслящим и постоянно развивающимся. Их источником является непосредственно Бог. “Божественный глагол к первому человеку, передаваемый от поколения к поколению, поражает человека в колыбели, он-то и вводит человека в мир сознаний и превращает его в мыслящее существо.”5