Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:42, контрольная работа
В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции XVIII века (Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Гольбах, Руссо). Во второй половине XVIII века и первых десятилетиях XIX века антифеодальная идеология Просвещения развивается в Северной Америке (Франклин, Купер, Пейн), Германии (Мессинг, Кант), России (Радищев, Новиков, Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия).
Философия эпохи Просвещения:
Философ эпохи Просвещения.
Основные черты философии эпохи Просвещения.
Идеи Просвещения.
Трактовка человека в философии Просвещения.
Влияние эпохи Просвещения на искусство.
Франсуа Мари Аруэ:
Вольтер – французский просветитель XVIII века.
Человек и общество в философии Вольтера.
Идеальное государство по Вольтеру.
Отношение к богу.
Жан-Жак Руссо:
Штрихи к портрету французского просветителя Жан-Жака Руссо.
Социально-политическое учение Руссо.
Взгляды Руссо на неравенство.
Состояние человеческого общества в философии Руссо.
Его интерес к «общественному человеку» определяется трудами английских мыслителей, в частности концепцией естественного права Локка. В философских заметках об обществе, человеке и свободе он исходит из практических потребностей тогдашней буржуазии. Вольтер понимал человека как существо общественное, общественность которого состоит в том, что он живет среди других общественных людей. Свободу человека Вольтер также понимал лишь в чисто абстрактном правовом и политическом смысле.
В философских трудах Вольтер выражает и одно из основных требований восходящей буржуазии — равенство людей. Однако в отличие, например, от Руссо он понимает равенство людей лишь как равенство политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества.
Человек,
его свобода, свобода человеческой
воли, устройство общества — это
те вопросы, которые в то время
обсуждались не только в философских
дискуссиях, но и в практической
каждодневной политике. И Вольтер
в своих заметках о реформе
общества склоняется к иллюзии об
«образованном правителе». Однако в
более позднее время он от этого
идеала отходит.
Политико-правовой
идеал будущего "царства разума"
Вольтер не стремился определить
во всех подробностях. Он сосредоточил
свое внимание на пропаганде идей законности
и либеральных методов
Все
творчество Вольтера — философское,
публицистическое, художественное (следует
оценить также его заслуги
в области историографии, в частности
в истории культуры) — является
предвестием острых социальных конфликтов,
которые через несколько лет
после его смерти выливаются в
Великую французскую буржуазную
революцию. Прогрессивность философии
Вольтера обусловлена и ограничена
прогрессивностью общественного класса
— буржуазии, представителем которой
он был.
Важное
место в философии Вольтера занимает
его отношение к религии и
к богу. Формально Вольтера можно
отнести к деистам, так как
он писал, что верит в бога, но
при этом бог рассматривался только
как разум, сконструировавший
Взгляды
Вольтера в основном были весьма прогрессивны
и новы для его времени, многие
из них шли в разрез с общественным
мнением. Вольтер одним из первых
во Франции начал претворять в
жизнь позитивную программу, заложенную
Локком в сочинении “Опыт о
человеческом разуме”. Именно разум
Вольтер считал основой всего
и именно к нему он обращался, высказывая
свою точку зрения и свои суждения.
Вольтер не пытается разъяснить то,
чего не в состоянии постигнуть разум.
Его философские взгляды оказали огромное
влияние на прогрессивно настроенные
умы Европы.
Руссо
Жан Жак (1712-1778) - выдающийся французский
просветитель, демократ, идеолог мелкой
буржуазии, один из идейных предшественников
якобинцев. В философских взглядах
- деист. Наряду с существованием бога
признавал также существование
бессмертной души. В духе дуализма
Руссо учил о материи и духе
как двух извечно существующих начала.
Материю Руссо считал пассивной
и мертвой. В теории познания Руссо
стоял на позиции сенсуализма, выводя
все знания из ощущений. Вместе с
тем Руссо признавал
Жан-Жак Руссо в своем социально-политическом учении исходил, как и многие другие философы XVIII в., из представлений о естественном состоянии. Однако, его трактовка естественного состояния, стоит особняком и существенно отличается от предшествующих. Ошибка философов, писал Руссо, имея в виду Гоббса и Локка, заключалась в том, что "они говорили о диком человеке, а изображали человека в гражданском состоянии". Было бы также ошибкой предполагать, что естественное состояние когда-то существовало на самом деле. Мы должны принимать его лишь в качестве гипотезы, способствующей лучшему пониманию человека, указывал мыслитель. Впоследствии такая трактовка начального этапа человеческой истории получила название гипотетического естественного состояния.
Согласно
взглядам Руссо, в естественном состоянии
права не существует. На самых ранних
этапах человеческой истории у людей,
по мнению философа, вообще не было представлений
о праве и морали. В своем
описании "самой счастливой эпохи",
предшествующей возникновению собственности,
Руссо использует термин "естественное
право", но употребляет его в
специфическом смысле - для обозначения
свободы морального выбора, которой
люди наделены от природы, и возникающего
на этой почве чувства естественной
(общей) для всего человеческого
рода справедливости. Понятия естественного
права и естественного закона утрачивают,
таким образом, у него юридическое значение
и становятся исключительно моральными
категориями.
Социальное неравенство становится предметом рассмотрения уже в первой значительной работе Руссо — «О влиянии наук на нравы». В ней он критикует современную цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов. Это, однако, не значит, что он отвергал науку и культуру как таковые.
Руссо, возможно, не понял, но определенно угадал социальную обусловленность науки и культуры. Он одним из первых обнаружил, что развитие культуры создает «искусственные потребности», удовлетворение которых имеет весьма спорный характер. Человек стремится «казаться» иным, чем он есть в действительности. Развитие науки и искусства все более заметно ведет, согласно Руссо, к тому, что человек стремится «казаться», а не «быть». Одновременно с этим он полагал, что культура и искусство — принадлежность господствующих социальных слоев. Нигде в его творчестве мы не находим оценки исторической функции культуры и искусства.
Главный источник социального зла он усматривал в социальном неравенстве, которое он понимал, прежде всего, как неравенство имущественное. Руссо приходит к убеждению, что неравенство между людьми не существует изначально.
Причину неравенства Руссо видит, с одной
стороны, в имущественном неравенстве,
с другой — во взаимной зависимости людей
друг от друга. Эта зависимость, по его
мнению, вызвана развитием разделения
труда и цивилизации. Поэтому острие своей
критики он обращает против цивилизации.
В 50-х годах XVIII в., когда идеологи французской
буржуазии еще только рассуждали об осуществлении
своих идеалов с помощью образованного
правителя (Вольтер), весьма сложно было
выступать за установление имущественного
равенства (или ликвидацию частной собственности)
путем насильственного изменения общественных
отношений. Низшие слои «третьего сословия»,
т. е. редкие ремесленники, торговцы и городская
беднота, еще не осознали, что именно они
являются той общественной силой, которая
в перспективе может изменить отношения
в обществе.
Естественное
состояние человеческого
Руссо считает, что прямым следствием возникновения частной собственности являются противоречивость человеческих интересов, конкуренция и жажда обогащения за счет других. Естественное состояние общества сменилось, таким образом, «ужаснейшим состоянием вражды».
Важную роль в рассуждениях Руссо играет понятие «воля». Он говорит, что «силами государства, согласно цели его образования, которой является общественное благо, может руководить лишь общая воля». Общественные путы образуют то, что является общим и в противоречивых интересах индивидов. Поэтому Руссо не ставит знака равенства между «общей волей» и «волей всех»: «Между волей всех и общей волей часто существуют большие различия. Общая воля принимает во внимание лишь общие интересы. Воля всех принимает во внимание частные интересы и является совокупностью индивидуальных воль, если вычтем от этих воль плюс и минус, которые взаимно противоположны, остается как итог различий общая воля».
При
характеристике взглядов Руссо на политику
и государство необходимо подчеркнуть
два основных момента, которые повлияли
на его идеи. С одной стороны, это
уничтожающая критика феодально-
Что касается социально-политических воззрений, то со своим радикализмом Руссо принадлежит к представителям наиболее прогрессивного течения социальной мысли своего времени. Однако с его социально-политическим радикализмом в значительной мере контрастирует его общефилософский подход к миру. Руссо, хотя и находился во многом под влиянием французского механистического материализма, в частности Дидро и Д'Аламбера, сам не подошел ни к механистическому, ни к какому другому материализму. В его воззрениях на общество проявляются признаки материализма, но это всегда скорее отдельные моменты, которые в рамках общего идеалистического подхода остаются одиночными.
Значение
Руссо состоит в его социально-
Французское
Просвещение, подчеркивая момент активности
человека, обращало внимание на анализ
социальной практики того времени и
тем самым в немалой степени способствовало
познанию действительных закономерностей
развития общества.