Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:42, контрольная работа
В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции XVIII века (Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Гольбах, Руссо). Во второй половине XVIII века и первых десятилетиях XIX века антифеодальная идеология Просвещения развивается в Северной Америке (Франклин, Купер, Пейн), Германии (Мессинг, Кант), России (Радищев, Новиков, Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия).
Философия эпохи Просвещения:
Философ эпохи Просвещения.
Основные черты философии эпохи Просвещения.
Идеи Просвещения.
Трактовка человека в философии Просвещения.
Влияние эпохи Просвещения на искусство.
Франсуа Мари Аруэ:
Вольтер – французский просветитель XVIII века.
Человек и общество в философии Вольтера.
Идеальное государство по Вольтеру.
Отношение к богу.
Жан-Жак Руссо:
Штрихи к портрету французского просветителя Жан-Жака Руссо.
Социально-политическое учение Руссо.
Взгляды Руссо на неравенство.
Состояние человеческого общества в философии Руссо.
СОДЕРЖАНИЕ:
В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции XVIII века (Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Гольбах, Руссо). Во второй половине XVIII века и первых десятилетиях XIX века антифеодальная идеология Просвещения развивается в Северной Америке (Франклин, Купер, Пейн), Германии (Мессинг, Кант), России (Радищев, Новиков, Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия).
Философы
эпохи просвещения происходили
из разных классов и сословий: аристократии,
дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных
кругов. Разнообразны были и условия,
в которых они жили. В XVIII в. нивелирующее
воздействие цивилизации едва ощущалось,
и народы сильно отличались по уровню
экономического развития, политической
организации и культурным традициям.
Все это с неизбежностью
Среди представителей
Просвещения встречались
Просветители
вовсе не были мечтателями, витающими
в облаках. Их духовные запросы и
интересы большей частью были тесно
связаны со злободневными проблемами
жизни. Они отнюдь не чуждались общественной
деятельности, видя в ней способ, повлиять
на мнение сограждан и политику правительств.
Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Конкретной разновидностью философии Просвещения явилась "деистская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую теорию врожденных идей, рационалистическую концепцию совпадения логического и реального следования, идеи субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. Деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а "естественную религию" в качестве социального регулятора исторического процесса. Критика феодализма привела деистов к отрицанию теологического объяснения исторического процесса и утверждению рационалистической теории общественного договора (Руссо, Джефферсон, В.В. Попугаев).
Другая историческая форма философии
Просвещения - материализм XVIII
века - формировалась путем философской
критики теоретических основ
деизма на базе материалистического
естествознания.
Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея здравого смысла. С культом здравого смысла, разума связано стремление просветителей подчинить идеальному началу и общественный строй, государственные учреждения, которым, по их словам, надлежало заботиться об "общем благе". Против феодально-абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, согласно которой государство представляло собой институт, возникший путем заключения договора между людьми; эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушившего условия договора.
Некоторые из просветителей возлагали надежды на "просвещенного монарха", рассчитывая в дальнейшем на проведение необходимых реформ, - так возникла идея просвещенного абсолютизма.
Оружием борьбы с феодальным мировоззрением была для просветителей и история, которую они рассматривали как «школу морали и политики». Для просветительских взглядов на историю наиболее характерно следующее: изгнание теологии из объяснения исторического процесса, резко отрицательное отношение к средним векам, преклонение перед античностью, вера в прогресс, признание закономерного характера развития, подчиненного определенным «естественным законам».
В
соответствии со всей системой взглядов
просветителей, с верой в
великую преобразующую силу разума
находилось и их особое понимание
проблем воспитания. Они не только
беспощадно критиковали пережитки
средневековой системы
Деятели Просвещения противопоставляли христианско-религиозной морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ идеи эмансипации личности, индивидуалистические теории "разумного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Но в эту же эпоху, особенно накануне Великой Французской революции, получили развитие и иные принципы - возникла идея новой гражданственности, требовавшей самоограничения личности. Благо государства, республики ставится выше блага отдельного человека.
Идеал свободомыслия
в самом широком значении этого
слова приобрел у философов XVIII в.
поистине революционный размах и
остроту. Хотя прямого призыва к
ниспровержению государственного строя
в теориях просветителей не было,
но они внедряли в массовое сознание
мысль о том, что люди вольны переустраивать
общество и, следовательно, устранять
преграды, мешающие им сделать это.
В этом, на мой взгляд, заключался
революционный характер влияния философских
идеалов просвещения на общественное
сознание.
Философы Просвещения стремились найти "выход" к действительному индивиду, к его реальной жизни. Физические свойства человека мыслились специально вычленяемыми, но считалось, что каждый индивид ими обладает: каждому человеку свойственно иметь фигуру, рост, производить движения, каждый является чувственным существом, прежде всего при помощи органов чувств, вступающим в контакт с природой. Каждый человек с необходимостью испытывает "естественные" потребности, ему присуще соответствующее стремление удовлетворять их, что остается верным и в тех крайних случаях, когда люди стремятся или вынуждены свести их к минимуму. Разумность также считалась хотя бы в минимальной степени принадлежащей каждому человеку, невзирая на то, что в наиболее высокой и яркой форме ею обладают очень немногие, ибо люди, в чем убеждены Просветители, редко живут согласно требованиям "истинного разума".
Теоретическую
значимость человеческой природы философы
XVII-XVIII вв. не ограничивают какими бы то
ни было историческими временными рамками.
Логика рассуждения такова: раз это сущность,
то все объекты того же рода подпадают
под ее толкование. Предполагалось, что
человек в силу его принадлежности к одной
родовой общности должен всегда и при
всех, обстоятельствах обладать набором
качеств (пусть с разной степенью их наличия,
развитости, интенсивности, осознанности)
выражаемых в понятии "человеческая
природа".
Идеология Просвещения находила выражение и в разных художественных направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме. Для писателей эпохи Просвещения характерно стремление приблизить литературу к жизни, превратить ее в действенный фактор, преобразующий общественные права. Литературу Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое пропагандистское начало; она несла высокие гражданские идеалы, пафос утверждения положительного героя и т.д.
Яркие образы художественной просветительской литературы дали Вольтер, Руссо, Дидро, Бомарше во Франции; Г.Месинг, И.Гете, Ф.Шиллер в Германии; С.Ричардсон, Г.Филдинг, Т.Смоллетт, Р.Шеридан в Англии и другие.
Основными направлениями в изобразительном искусстве этой эпохи были классицизм, обретший отчетливо просветительский оттенок в творчестве архитектора К.Н.Леру и живописца Ж.Л.Давида во Франции, и просветительский реализм, распространившийся преимущественно в живописи и графике У.Хогарта в Англии, Д.Н.Ходовецкого в Германии и др.
Идеи просвещения оказали существенное влияние и на музыку, особенно во Франции, Германии, Австрии. Общественно-политические, этические и эстетические идеи просветителей явились духовной основой формирования Венской классической школы, ярко проявившись в творчестве ее крупнейших представителей - Й.Гайдна,
В.А.Моцарта, в музыке которых главенствует оптимистическое, гармоничное мировосприятие, и Бетховена, в творчестве которого нашли отражение идеи Великой французской революции.
Таким
образом, Просвещение явилось не только
этапом в истории европейской
философской мысли, но и заложило основы
для формирования свободного
человека Нового времени, провозгласило
новые идеалы в области искусства и культуры.
Вольтер
Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) виднейший
французский просветитель XVIII в., писатель,
философ. Вольтер принадлежит к числу
мыслителей, которые своей острой критикой
церкви и феодальных порядков осуществляли
идеологическую подготовку французской
буржуазной революции конца XVIII в. В философии
Вольтер был последователем Локка. Вольтер
считал, что опыт - источник познания. Однако
Вольтер не дошел до материализма - он
остался умеренным агностиком и деистом.
Существование бога он стремился доказать
рационалистически, в противовес религиозно-мистическому
учению об откровении. Бытие бога, по Вольтеру,
доказывается стройностью мироздания.
Вольтер настаивает на практической "пользе"
религии: бог нужен как узда для "простого
народа", как гарантия "порядка".
Наряду с этим Вольтер выступает как борец
против католицизма, суеверий, предрассудков,
фанатизма. При всей своей критике абсолютизма
Вольтер, однако, оставался (до 60-х годов)
монархистом; в дальнейшем, в связи с обострением
противоречий между третьим сословием
и абсолютизмом, Вольтер склонялся к идее
конституционной монархи, он даже говорил
о преимуществах республики. Его философия
полна противоречий: разящая критика католицизма
и признание существование бога и необходимости
религии; критика абсолютизма и признание
"просвещенного абсолютизма". Вольтер
был идеологом крупной буржуазии. Неравенство
он считал извечным, непреложным законом
мира. В его презрении к "черни" сказывалась
классовая природа французского буржуазного
просветительства XVIII века. Блестящий
популяризатор идей просветительства,
Вольтер имел огромное влияние на современников
как критик католицизма, самодержавия,
как обличитель существовавших во Франции
феодальных порядков. Основные философские
произведения Вольтера: "Философские
письма", "Основы философии Ньютона",
"Философский словарь", "Кандид".
В философии Вольтера большую роль играет вопрос активности субъекта. Подчеркивание Вольтером динамичности и активности поведения субъекта значительно обогатило философию Нового времени. «Пусть уж как будет, здесь моя цель — изучить человека, живущего в обществе; не могу в нем жить, если не существует общество вне нас. Скептики-пирронисты должны мне позволить начать с того, что существуют тела, во что я твердо верю, ибо в противном случае я должен был бы отрицать существование этих господ». Из этого тезиса Вольтера ясно вытекает не только очевидное отвержение субъективно-идеалистического подхода к проблематике познания и бытия, но и его однозначное подчеркивание «общественности человека» как предмета собственно философских интересов. Этим он во многом предвосхищает проблематику, которая становится такой важной для немецкой классической философии.