Философия просвещения 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:05, контрольная работа

Описание работы

XVIII век вошел в контекст человеческой истории под названием "Эпоха Просвещения". Просветителями называли философов, труды и деятельность которых, во-первых, получали широкий общественный резонанс; во-вторых, удовлетворяли некоторым критериям: разумности, критике социально-религиозных традиций, социальному проектированию. Именно в э

Содержание

Общая характеристика эпохи Просвещения …………………стр. 3
Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения…………………………… стр. 9
Специфический характер религиозности, идея "естественной религии"……………………………. стр. 12
Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения……………………………………………. стр. 14
Гуманизм Просвещения……………………………………….. стр. 19
Выдающийся мыслитель Просвещения: Вольтер………… стр. 22
Заключение……………………………. стр. 25
Список использованной литературы………………………… стр. 26

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии .doc

— 157.00 Кб (Скачать)

     Взгляды французских материалистов на природу  человека и его сущность можно  представить более системно и  наглядно в виде следующей схемы:

          Определяющее  исходое понятие "Природа человека"        
         
 
 
       
        Человек - определенная степень  биологической эволюции живой материи. Он - физическое, природнре, материальное существо      
 
 
                 
Преимущества  человека
       
 
 
 
 
 
 
   
    Организация: человек - особым образом организованная машина Состояние:  свойство высокоорганизованной материи Воспитание:           извлекает человека из низкого состояния и возносит выше
         
 
 
     
                   
Существование в обществе, сущность которого - удовлетворение жизненных потребностей, интересов человека, его стремление к счастью   Душа:                                        материальна, смертна, погибает вместе с телом   Цель  человека и общества - просвещение и  улучшение гражданского общества  
 
 
  1. Выдающийся  мыслитель Просвещения: Вольтер

   Общепризнанным  лидером французского Просвещения  был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778). В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия.

  Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в  Англии, где он несколько лет провел в изгнании. По возвращении на родину им были написаны "Философские письма" (первоначальное название — "Письма об англичанах"), стяжавшие ему  европейскую известность. В "Письмах" он пропагандировал передовые английские учения (Дж. Локка и др.), а также либеральные порядки и государственное устройство Англии. "Философские письма" явились, по сути дела, первым наброском программы французского Просвещения. Содержащиеся в них положения впоследствии были развиты и конкретизированы мыслителем в исторических и философских трудах, произведениях художественной литературы и в многочисленных памфлетах.

  Вольтер был сторонником философии деизма. "Христианство и разум не могут существовать одновременно", — писал Вольтер. Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным ("черни", а равно неразумным правителям) нравственный образ поведения. Отсюда — известное изречение Вольтера: "Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать".

  Усвоив  принципы деизма, разработанные английской философией, Вольтер превратил это  учение в орудие непримиримой борьбы с католической реакцией. Против католической церкви Вольтер выдвинул лозунг: "Раздавите гадину!".

  Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права — право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола: "Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов".

  Намеченная  Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала  освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству. Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало, по мнению Вольтера, освобождать лишь с согласия владельца и притом за выкуп. В этой части учения, как ни в какой другой, проявилось стремление мыслителя учесть интересы дворянства.

  Политическую  организацию будущего "царства разума" Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства. Вполне ясно ему было одно — управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство ("мы все в равной степени люди"), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. "В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой — бедных, которые служат".

  Теоретически  он отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима  на практике. Образцом государственной  организации своего времени Вольтер называл парламентские учреждения в Англии. Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей.

  Грядущие  преобразования в обществе философ  связывал с развитием знаний и  подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ. Стремясь направить государей на путь истины, он предпринял поездку к Фридриху Прусскому и вступил в переписку с Екатериной II.

  Отношение Вольтера к революции было типичным для французских просветителей XVIII в. Оправдание предшествующих революций (например, казни английского короля Карла I), мечты о свержении тиранов у просветителей сочетались с рассуждениями о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны и т.п. В идеологии предпринимательских кругов к этим соображениям прибавляется страх перед выступлениями трудящихся масс. "Когда чернь примется философствовать, — утверждал Вольтер, — все погибло". Просветители возлагали надежды на постепенные реформы сверху.

  Историческое  место Вольтера как мыслителя  определяется тем, что он наметил  программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французского общества. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма.

   Заключение

   Эпоха Просвещения – одна из самых ярких  в развитии философии и духовной культуры Европы. В центре идеологии  Просвещения – вера в безграничные возможности разума и в здравый  смысл, причем в самом широком значении: в сфере природы, индивидуальной и общественной жизни человека. По убеждению просветителей «свету разума» доступны все аспекты бытия. Просветители культивировали разум научный. Именно развитие науки, по их мнению, стимулирует решение экономических, политических и социальных проблем. Представление о природе у просветителей в целом носило механистический характер. Следствием механистического понимания природы был механистический детерминизм. Принципиально новым в философии природы этого периода было утверждение материализма. Французский материализм XVIII века – новая историческая ступень в развитии философии. Французские материалисты – Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах – несли свои идеи в широкие круги общества, излагая свои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий. Существенное внимание в философии XVIII века уделяется проблеме человека. Сущность человека механистические материалисты сводили к его чувственной биологической природе. Особое значение просветители придавали воспитанию человека. Считая человека природным существом, просветители пытались обосновать равенство людей. Философия Французского Просвещения подготовила духовные основы Французской буржуазной революции 1789 – 1794 годов. Она выдвинула и обосновала такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм. Философия франузского просвещения сумела утвердить на долгие десятилетия веру в прогресс, в возможность переустройства общества на началах справедливости и гуманизма.

 

Список  использованной литературы.

  1. «Философия» под ред. проф.В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова «Юнити» М-2007г.
  2. «Философия» А.А. Радугин  «Центр» М-2001г.
  3. «История Философии» В.В. Ильин  «Питер» М-2005г.
  4. «История философии» В.А. Канке «Логос» М-2003г.
  5. «Философы и философия» Б.А. Тормасов «Остожье» М-1998г.
  6. «Франсуа Мари Вольтер» В.Н. Кузнецов «Мысль» М-1978г.
  7. «Вольтер» А.Акимова «Молодая гвардия» М-1970г.
  8. Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII века. – М., 1991
  9. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.filosof-chel.narod.ru/

Информация о работе Философия просвещения 18 века