Философия просвещения 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:05, контрольная работа

Описание работы

XVIII век вошел в контекст человеческой истории под названием "Эпоха Просвещения". Просветителями называли философов, труды и деятельность которых, во-первых, получали широкий общественный резонанс; во-вторых, удовлетворяли некоторым критериям: разумности, критике социально-религиозных традиций, социальному проектированию. Именно в э

Содержание

Общая характеристика эпохи Просвещения …………………стр. 3
Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения…………………………… стр. 9
Специфический характер религиозности, идея "естественной религии"……………………………. стр. 12
Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения……………………………………………. стр. 14
Гуманизм Просвещения……………………………………….. стр. 19
Выдающийся мыслитель Просвещения: Вольтер………… стр. 22
Заключение……………………………. стр. 25
Список использованной литературы………………………… стр. 26

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии .doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Тема  № 7 «Философия Просвещения  XVIII века» 

План. 

  1. Общая характеристика эпохи Просвещения.
  2. Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм просвещения.
  3. Выдающиеся мыслители Просвещения: Франсуа Мари Вольтер.
 
 

    Содержание.

  1. Общая характеристика эпохи Просвещения  …………………стр. 3
  2. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения……………………………                                     стр. 9
  3. Специфический характер религиозности, идея "естественной религии"…………………………….                                            стр. 12
  4. Механистический материализм и сенсуализм в философии             эпохи Просвещения……………………………………………. стр. 14
  5. Гуманизм Просвещения……………………………………….. стр. 19
  6. Выдающийся мыслитель Просвещения: Вольтер…………     стр. 22
  7. Заключение…………………………….                                       стр. 25
  8. Список использованной литературы…………………………  стр. 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 .Общая характеристика эпохи Просвещения.

   XVIII век вошел в контекст человеческой  истории под названием "Эпоха  Просвещения". Просветителями называли философов, труды и деятельность которых, во-первых, получали широкий общественный резонанс; во-вторых, удовлетворяли некоторым критериям: разумности, критике социально-религиозных традиций, социальному проектированию. Именно в эту эпоху Просвещения были выдвинуты основополагающие идеи развития человеческой истории в различных ее аспектах. Термин "Просвещение", введенный в научный оборот Вольтером в 1784 году, означает распространение подлинно научного знания, источником которого является человеческий разум. Отсюда происходит и современная вера в неограниченные возможности человеческого разума в познание сущности бытия мира, природного и человеческого, и уверенность в способности человеческого разума разрешить любые противоречия, с которыми сталкивается человеческое сообщество. В «Ответе на вопрос: что такое Просвещение?» Кант писал: «Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться рассудком без руководства со стороны кого-либо другого. Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком!». Таков, следовательно, девиз Просвещения.

   Просвещение - это идейное и общественное движение в Европе и Северной Америке конца XVII - XVIII вв., связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г. в Англии и революцией 1789-1790 гг. во Франции, оставив неизгладимый след в литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм"), а главным образом в истории общественно-политической мысли и философии.

   При всем разнообразии мнений большинство  мыслителей сходились в его оценке как передового, новаторского явления. Например, И. Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Ф. Энгельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций. Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций. Просветители вовсе не были мечтателями, витающими в облаках. Их духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны с злободневными проблемами жизни. Они отнюдь не чуждались общественной деятельности, видя в ней способ, повлиять на мнение сограждан и политику правительств. Философы эпохи просвещения происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В XVIII в. нивелирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к различиям во взглядах. В каждой стране просветительское движение несло печать национальной самобытности, и, несмотря на это, как течение общественной мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство. За счет чего же это происходило?

   XVII и XVIII века – это время особых  исторических изменений в странах  Западной Европы. В этот период  мы наблюдаем становление и  развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

   В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш  разум. Если в эпоху Возрождения  принималось, что наш разум безграничен  в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей. Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

   Просвещение – это форма разрешения проблем  посредством теоретического анализа  в целях изменения всего образа жизни. Наша задача состоит в рассмотрении философских аспектов Просвещения, которые в каждой из европейских стран имели свои особенности.

   Франция шла навстречу буржуазной революции, насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и  быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей. Философия становится делом идеологов и политиков. В этих условиях простые и ясные рецепты бэконовско-локковской философии используются весьма эффективно. Во Франции Просвещение, одетое в материалистические одежды, обеспечивало буржуазные социально-политические революционные преобразования. В Англии просветители-философы в жестком противоборстве с религиозными консерваторами создали моральную традицию, которая имела немаловажное значение для будущего страны. По-другому обстоит дело в феодально-раздробленной Германии, где философией занимаются преимущественно университетские профессора в тиши и уединении своих рабочих кабинетов. Здесь разрабатываются рафинированные философско-рационалистические схемы. В Германии просветители обеспечили условия для грядущего романтического движения в искусствах, способствовавшего различного рода преобразованиям, наступившим в XIX веке.

   Первой  в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков. И все же английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел. Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер. Статьи же для этой “Энциклопедии” соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель. Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии (И.Кант). Работы свои писал Х.Вольф на простом и доходчивом языке. Его философская система излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы во многих странах Европы (в том числе и в Киеве, а затем и в Москве). Х.Вольф был избран членом многих академий Европы. Кстати у самого Х.Вольфа учились М.В.Ломоносов, Ф.Прокопович и другие наши соотечественники, проходившие учебу в Германии. И если деятельность Х.Вольфа не освещалась должным образом в нашей философской литературе, то, по-видимому, потому, что он был сторонником телеологического взгляда на мир. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался сторонником деизма, что, несомненно, предопределило в последующем и деизм М.В.Ломоносова.

   Итак, подводя итоги сказанному выше о  философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:

• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

• развиваются  деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к  формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и  результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

 • формируется  новое представление об общественной  истории, о ее глубокой связи  с достижениями науки и техники,  с научными открытиями и изобретениями,  с просвещением масс.  

  1. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения.

Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения является рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум. Ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. В этом смысле рационализм противостоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм придает решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на первое место в познании выдвигает опыт. Рационализм, как правило, связывается с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Для философов эпохи Просвещения характерно умонастроение рационализма. Яркую характеристику рационализма эпохи Просвещения дал Ф.Энгельс: "Великие люди, которые по Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы то ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего».1 На знамени просветителей написаны два главных лозунга – наука и прогресс. Просвещение - оптимистическая философия быстро крепнущей буржуазии, философия, целиком посвятившая себя прогрессу. Вольтер любил говорить: «Однажды  все станет лучше - вот наша надежда». Без стараний просветителей эта надежда могла и не осуществиться, многое было бы

Информация о работе Философия просвещения 18 века