Философия предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:46, реферат

Описание работы

В своей работе я провела методологический анализ предпринимательства, который может быть полезным, как людям, решившим открыть своё дело, так и методистам при создании курса философии предпринимательства.

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………………...3

Глава 1.
Предпринимательство: этимологический ас-пект………………………………5

Глава 2.
Сущность предпринимательст-ва…………………………………………………8

Глава 3.
Концепция современной философии предпринимательст-ва…………………14

Заключе-ние……………………………………………………………………….17

Источники и литерату-ра………………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Философия предпринимательства.doc

— 106.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление.

Стр.

Введение…………………………………………………………………………...3 

Глава 1.

Предпринимательство: этимологический аспект………………………………5 

Глава 2.

Сущность предпринимательства…………………………………………………8 

Глава 3.

Концепция современной  философии предпринимательства…………………14 

Заключение……………………………………………………………………….17 

Источники и  литература………………………………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Философия предпринимательства как отрасль  философского знания – недавнее изобретение  человеческой мысли. Предпринимательство выходит на первый план в эпоху постиндустриального общества. Нельзя сказать, что в индустриальном обществе его не было совсем, но определённо верно то, что ранее оно не подвергалось систематическому анализу и осмыслению.

    Само  предпринимательство возникает ещё с появлением первых государств. Можно сказать, что для становления государства оно необходимый элемент: каждый занимается своим делом, производит определённый товар, потом вступает в отношения обмена с другими товаропроизводителями, платит налоги в казну государства, чем обеспечивает его развитие и заинтересованность в таком разделении труда.

    Существуют  разные точки зрения на то, какая  из сфер общественной жизни приоритетна  в развитии социума. Наверное, правы  те, кто утверждают, что в различные исторические эпохи ведущие роль у них менялись. Но мне ближе взгляд Карла Маркса на приоритет экономической сферы над всеми остальными. Экономика есть базис, на котором строится духовная, политическая и социальная надстройка. Придерживаясь, взгляд К. Маркса, можно прийти к умозаключению, что предпринимательство есть результат развития производственных отношений. И поскольку производственные отношения развиваются, понятие предпринимательства, знание возможностей, которые оно даёт, тоже расширяется и углубляется.

    Тема  предпринимательства настолько  актуальна сейчас, что помимо закономерного появления философии предпринимательства, появляются также такие области знания как психология предпринимательства, этика предпринимательства и т.п. Это свидетельствует о растущей роли предпринимательства в экономической жизни общества, а также о необходимости постижения данного явления с разных сторон для создания класса квалифицированных предпринимателей (что для России сейчас является насущной проблемой).

    Я назвала появление философии предпринимательства закономерным явлением, потому что философское осмысление необходимо для познания сути предметов и вещей. Философия охватывает собой все области знания и позволяет выстроить методологический анализ, необходимый для наиболее полного постижения смысла феноменов.

    Предмет моего исследование – принципы становления  и развития современного предпринимательства.

    Задачи, которые я перед собой ставлю:

  1. разобраться в этимологии термина «предпринимательство»;
  2. проанализировать существующие точки зрения на проблему предпринимательства в современном мире и, в частности, в Росси;
  3. охарактеризовать вопросы задачи, стоящие перед современными предпринимателями.

    Главная цель – провести методологический анализ идеи предпринимательства.

    Для получения результат я изучила литературу, представленную в библиографии, а также проанализировала множество статей, как электронных, так и печатных изданий. Обилие литературы так же свидетельствует об актуальности темы, но отсутствие единого мнения говорит о том, что необходимость в изучении темы возникла относительно недавно и ещё не привела к созданию единой, общепризнанной концепции.

    Реферат состоит из введения, трёх глав и  заключения.

    В своей работе я провела методологический анализ предпринимательства, который может быть полезным, как людям, решившим открыть своё дело, так и методистам при создании курса философии предпринимательства. 
 
 
 
 

    Глава 1.

    Предпринимательство: этимологический  аспект.

    Современные экономические словари дают определение  предпринимательства как «инициативной, самостоятельной, осуществляемой от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельности граждан, физических и юридических лиц, направленной на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг»1. В этом определении понятия «предпринимательство» и «бизнес» отождествляются. Изучая современную литературу по вопросам предпринимательства, я обнаружила, что, действительно, многие экономисты считают данные понятия синонимами, говоря, что «предпринимательство» - лишь русский аналог иноязычного слова «бизнес». Но другая часть экономистов всё же не сводит одно к другому.

    Считая  вопрос дефиниции терминов важным при  написании научной работы, я с него и начну.

    Просмотрев  ряд энциклопедий и словарей я  не нашла развёрнутой статьи, посвящённой предпринимательству. Во многих словарях это слово вообще отсутствует. Но есть глаголы «предпринимать» и «предпринять», а также существительное «предприниматель». Для этимологического анализа интересующего меня термина я обратилась к словарям В.И Даля и С.И. Ожегова.

    Итак, толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля даёт такое определение  «предпринимать (-нимаю) или предприимать (-емлю); предпринять или предприять что, затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершенью чего-либо значительного»2.

    В словаре русского языка С.И. Ожегова  мы читаем: «Предпринять - начать делать что-нибудь, приступить к чему-нибудь»3.

    Соответственно, русское слово «предприниматель» можно толковать как «человек, предпринимающий что-либо, т.е. приступающий к новому делу». И это могут быть совершенно различные дела, как являющиеся источником дохода для предпринимателя, так и представляющие собой лишь средство самовыражения. Поэтому, даже отождествляя понятия «предпринимательство» и «бизнес», экономисты различают коммерческий и некоммерческий вид предпринимательства. Словосочетание же «некоммерческий бизнес» мне не встретилось ни в одном источнике.

    Разберёмся теперь со словом «бизнес». Излишне говорить, что в вышеназванных словарях этого термина нет. И хотя с английского языка «business» переводится как «дело, предпринимательство», слово «бизнес» так и вошло в наш язык.

    Для  определения понятия «бизнес» обратимся к словарю русского языка в 4-х томах и увидим: «Бизнес - деловое предприятие, ловкая афера и т. п. как источник личного обогащения, наживы»4. В других источниках слово «бизнес» используется в таком же контексте. Исходя из этого, становится понятным, что бизнес – это создание дела,  всегда связанного с получением прибыли, предпринимательство же – это создание дела не только ради коммерческой выгоды, но и просто ради самореализации или же во благо каких-либо бескорыстных целей.

    Для окончательного уяснения понятия «бизнес» следует отметить то, что концепция современного бизнеса предполагает легальное, честное ведение дел, что не отвечает в полной мере вышеприведённому определению как «ловкой аферы». Поэтому приведу более корректное, на мой взгляд, определение бизнеса.

    Бизнес  – это предприятие, основанное на свой страх и риск и не противоречащее действующему законодательству, целью которого является извлечение коммерческой прибыли.

    Становится  очевидным, что для того, чтобы  стать успешным бизнесменом, нужно быть и успешным предпринимателем. Предпринять, т.е. придумать идею, а потом её воплотить и перевести в денежное русло, т.е. создать бизнес – это и есть та сторона предпринимательской деятельности, которая зачастую отождествляется с бизнесом. Следовательно, не любой бизнес можно назвать предпринимательством, но лишь тот, который содержит в себе реализацию новой идеи.

    Итак, приняв слово «предпринимательство», как более широкое понятие, чем  «бизнес», на определённом этапе включающего  его в себя, в дальнейшей своей работе я буду использовать термин «предпринимательство» именно в таком его значении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.

    Сущность  предпринимательства.

    Для понимания сущности предпринимательской  деятельности необходимо остановиться на истории развития взглядов на предпринимательство. Из экономистов, занимавшихся данным вопросом, можно назвать Адама Смита, Давида Риккардо, Иоганна фон Тюнена, Макса Вебера, Йозефа Шумпетера, Джона Кейнса, Джона Гэлбрейта, Ричарда Кантильона и других.

    Слово «предприниматель» для обозначения человека, занятого в экономической сфере и зарабатывающим себе на хлеб воплощением своих идей, впервые употребил Р. Кантильон. «По Кантильону, предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.)»5.

    Ещё одним экономистом, использовавшим данный термин, стал А. Смит. В его  работе «Исследование о природе  и причинах богатства народов», написанной в 1776 г. он говорит о предпринимателе  как о человеке, самостоятельно использующем свой труд и распоряжающемся его результатами.

    Таким образом, слово «предприниматель» входит в обиход в XVIII веке, хотя, безусловно, сама идея предпринимательства появляется задолго до этого, но ещё не оформляется как автономная сфера деятельности.

    Почти каждый из перечисленных выше экономистов  вводил свои добавления к трактовке деятельности предпринимателя.

    Так М. Вебер в своём труде «Протестантская этика и дух капитализма» заявил, что в основе деятельности предпринимателя лежит особое мировоззрение, согласно которому успешная прибыльная деятельность и обогащение являются показателем трудолюбивости человека и осмысленности его существования.

    Благодаря Дж. Кларку предпринимательские способности  стали одним из факторов производства, наряду с трудом, землёй и капиталом. Следовательно, предпринимательская деятельность – это успешное объединение всех четырёх факторов производства для извлечения из них прибыли.

    Ближе всех к современному взгляду на предпринимательство  оказался  американский экономист  рубежа XIX – XX веков Й. Шумпетер. Он поставил предпринимательство на главное место в экономической деятельности. Именно благодаря реализации инновационных идей, чем и занимается предприниматель, возможны вообще развитие и рост экономических показателей. Можно сделать вывод, что основой и сутью предпринимательской деятельности является создание и внедрение в жизнь экономических нововведений.

    Взгляды на сущность предпринимательства формировались, исходя из экономических, политических и социальных условий на различных этапах общественного развития.

    Современная экономическая теория занимается подведением  методологической базы для развития предпринимательства. Очевидно, эта база не может быть единой для разных регионов планеты, ведь при её создании необходимо учитывать географические и климатические особенности, уровень развития науки, а также состояние экономики в той или иной стране. Но необходимость в построении такой базы не менее очевидна, поскольку следует обеспечить наиболее эффективное развитие и использование предпринимательского потенциала.

    В настоящее время существуют различные виды предпринимательской деятельности от индивидуального ведения дел до создания средних и крупных компаний.

    Для осуществления бизнеса с необходимостью должны быть созданы определённые условия. Самое главное из них – это наличие частной собственности на средства производства. Благодаря этому, появляется личная заинтересованность в наиболее эффективном использовании своей собственности с целью получения максимальной прибыли. Но следует учитывать и другие факторы, влияющие на устойчивое развитие бизнес-сферы. К ним относятся различные льготы для предпринимателей, гарантируемые государством, результативная правовая защита интеллектуальной собственности, гибкая система поощрений, налоговых и иных льгот и т.п. Следует заметить, что Россия сейчас находится на становлении всех этих условий. В нашей стране пока создаётся лишь почва для них. Но поскольку в мире уже имеется успешный опыт по созданию бизнеса и предпринимательства как одной из плодотворных потенций рыночной экономики, переняв опыт зарубежных стран, наше государство в перспективе тоже должно выйти по показателям предпринимательской активности на уровень мировых лидеров.

Информация о работе Философия предпринимательства