Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:37, контрольная работа
В каждой сфере научного познания обязательно наличествует философский уровень. Этот уровень выясняется через раскрытие соотношения данной сферы научного познания с философским знанием.
Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции.
Если мы имеем в виду конкретного субъекта, то упорядоченность его правовой деятельности предстает как четко определенная и ограниченная правомочность. Только при таком условии социально приемлемые действия правомочного субъекта становятся правомерными (правовымеренными) и вызывают согласие.
Самодовление заданной, заранее оговоренной, точно установленной упорядоченности правовых отношений и действий, правовых органов и актов является имманентным свойством правового порядка. Его отсутствие ведет к неопределенности в оценках правового содержания тех или иных решений и действий, что, в свою очередь, размывает границы между приемлемым и целесообразным, правомерным и полезным, необходимым и желательным. Вследствие обнаружения значимости такого рода упорядоченности становится понятным и тяготение права к узаконенным формам.
Такое понимание порядка специфично для правосознания и является свидетельством развитости и «очищенности» последнего от привходящих, хотя и существенных, соображений морального, религиозного, политического плана.
Порядок как тип рациональности. И последнее в характеристике идеи порядка. Всякий, кто когда-либо держал в руках юридический документ, присутствовал на судебном заседании, наблюдал за действиями сотрудника, производящего осмотр места происшествия, и тд., поймет, что имеется в виду, когда говорится о характерном для правосознании типе рациональности. Стройность формулируемой мысли, максимальная формально-логическая связность и непротиворечивость, преобладание простейших формальных средств мышления, казуистичность и процедурность мысли, строгое ограничение содержания мысли о предмете, оперирование терминами, принципиальное элиминирование нерациональных средств понимания правовых явлений, выражение правовой реальности в системе четко обозначенных условий – эти и иные черты правосознания выражают, так или иначе, требование и установку на порядок в мышлении. Порядок – и как высокая организованность мысли, и как ее внешняя форма – оказывается условием правильности понимания и выражения правовых фактов, ситуаций, действий, а также условием доказательности правовой мысли и критерием истинности утверждений относительно моментов правовой реальности.
3. Философско-правовые воззрения Ш.Монтескье
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) был одним из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Его работы предвосхитили многие положения современного понимания политики, государства и права. Самыми значительными его работами считаются: "Персидские письма", "О духе законов" и "Размышления о причинах величия и падения римлян".
Если брать философскую онтологию, то Монтескье был деистом, т.е. признавал наличие бога и факт сотворения им мира, но не влияние его на происходящее на Земле. Общество он понимал как социальный организм, эволюция развития которого различна для разных народов и зависит от "духа нации", во многом определяемого физическими (климат, почва, ландшафт) и моральными (религия, нравы, обычаи) факторами.
В вопросе
происхождения государства, Монтескье
относится к сторонникам теории
общественного договора, хотя его
у Монтескье интерпретация
По Монтескье, государство – более поздний продукт исторического развития людей, ему предшествовали естественное состояние людей, семья, общество героических времен и, наконец, общество вражды людей друг с другом, т.е. гражданское общество. Государство необходимо появляется тогда, когда возникшее в обществе людей состояние войны не может быть прекращено без насилия. Он подчеркивал первичность общества по отношению к государству, а также зависимость конкретных его форм от общего "духа нации".
Сам общественный договор Монтескье понимал как вручение народом власти правителям, где народ лишь делегирует свою власть, а значит вправе без согласия правителей изменить форму правления. Причем Монтескье видел в общественном договоре основные законы государства, его позитивное право, причем субъектом этого права он считал и государя тоже. Основную задачу государства Монтескье видел в поддержке выполнения законов, ибо основное благо, которое исходит от государства – это "верховный закон". При всем при этом он не предлагал революцию как способ смены формы правления, он был больше сторонником реформ и законотворчества.
Что касается формы правления, такого немаловажного со времен Платона вопроса, то и здесь Монтескье был оригинален. Он выделял всего три формы правления – республика, монархия и деспотия – по характеру политических и иных отношений между правителями и управляемыми, причем, скорее, характеру повиновения управляемых, который он называл "природой правления". Согласно Монтескье, в республиках и монархиях – умеренных формах правления – управление гражданами и подданными осуществляется при помощи законов, в отличие от деспотии, где граждане государства – рабы, а правитель – их господин.
Кроме "природы правления" Монтескье выделял еще и "принцип правления", который считал внешним проявлением конкретной "природы правления", выражающейся в методах управления, принятия решений и т.д. Этой мыслью Монтескье предвосхитил современное понятие "политического режима" как составной части учений о формах государства. По принципу правления он делил все государства на демократии, аристократии, монархии и деспотии, лучшей считая демократию, а худшей – деспотию.
В своем учении о государстве Монтескье уделил много внимания поиску закономерностей между величиной страны, ее климатом, ландшафтом, почвой, религией, нравами, обычаями и формой правления, наиболее характерной для этих мест.
Идеальной
формой правления Монтескье считал
демократическую федеративную республику,
отмечая ее стойкость и большие
возможности в обеспечении
Политическую свободу Монтескье определяет, как "право делать все, что дозволено законами", т.е. право - есть мера свободы, а верховенство права в свободном государстве может быть основано только на основе разделения властей, их взаимного сдерживания от произвола и на основе распределения верховной власти между различными слоями общества.
Хотя
идея разделения властей и принадлежит
Д. Локку, свою классическую формулировку
она получила именно у Монтескье.
Основное назначение законодательной
власти, по Монтескье, - выявить право
и сформулировать его в виде положительных
законов государства. Исполнительная
власть в государстве предназначена
для исполнения законов, устанавливаемых
законодательной властью. Судебная
власть "карает преступления и разрешает
столкновения частных лиц". Так
как задачей судей является всего
лишь "точное применение закона",
то судебную власть, Монтескье не считал
властью в известном смысле. Для
Франции тех лет Монтескье
составил готовое решение, уравновешивающие
основные социальные силы в обществе.
Законодательная власть должна состоять
из двух частей (палат): представительное
собрание, выражающее интересы народа,
и законодательный корпус – знати.
Исполнительную власть Монтескье предложил
сосредоточить в руках монарха.
Судей же Монтескье предлагал
выбирать из народа и созывать их по
мере необходимости для
Теория разделения властей долго критиковалась различными мыслителями, но была воплощена в Конституции Франции 1791 года, а также в Конституции США 1787 года. Многие ее положения обсуждаются и поныне. Эта теория стала отправной точкой при построении теории плюралистической демократии.
В своем
учении о праве, Монтескье критикует
феодальное право за отсутствие справедливости
и теологические подходы в
юриспруденции за оторванность от действительности.
Сначала в рамках теории естественного
права, затем вне ее, Монтескье, применял
историко-сравнительный метод
Согласно Монтескье, законодательство в той или иной степени является естественным, т.к. формируется под влиянием ряда факторов общественного развития, что он и назвал "духом законов".
Список литературы:
1 Алексеев С.С. Философия права. – М., 1997. – С. 19.
2 Нерсесянц В.С. Право и закон. – М., 1983. – С. 245.
3 Нерсесянц В.С. Право и закон.- М.,1983.-С.248.
4 Нерсесянц В.С. Право и закон. – М., 1983. – С. 250.
5 Нерсесянц В.С. Право и закон. – М., 1983. – С. 258.
6 См.: Ильин И.А. Понятия права и силы // Путь к очевидности. М., 1998