Философия права Смысл теории открытого общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Понятие "открытое общество" и концепция изначально была создана и введена в научный оборот французским философом Анри Бергсоном в 1932 г., затем впоследствии развито в своих работах австрийским философом Карлом Поппером, который в своем труде «Открытое общество и его враги», написанных в годы второй мировой войны, объединил философию открытого общества со своей философией критического рационализма.

Открытое общество – демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ, и некоторых обществ античности. Понятие открытого общества обычно противопоставляется понятию закрытого общества (традиционное общество и различные тоталитарные режимы).

Содержание

Введение стр.3
1. Понятие открытого общества, принципы. стр.5
2. Различия открытого и закрытого общества. стр.8
3. Открытое общество, как наука. стр.11
Заключение стр.13
Список использованной литературы стр.15

Работа содержит 1 файл

Философия права_Смысл теории открытого общества (К.Поппер).doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     Открытое и закрытое  общество - всего лишь теоретические конструкции, а в реальном обществе, каким бы развитым или отсталым они ни было всегда можно обнаружить наличие элементов авторитарности, воплощающей закрытое общество, и демократии, служащей опознавательным знаком открытого общества.

     Понятия демократии, рыночной экономики и гражданского общества не должны приводить к мысли, будто существует только одна институциональная форма, позволяющая воплотить их в реальность. Таких форм - множество. Это может быть президентская, парламентская демократия или демократия на основе референдумов, гражданское общество основано на инициативе индивидов или местных общин, даже религиозных организаций и т.д. Противопоставив открытому обществу закрытое,  
К.Поппер никогда не отождествлял открытое общество с какой-либо политической или экономической системой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    

     Весь смысл открытого общества  заключается в том, что существует  не один путь, и не два, и не три, но бесконечно, неизвестное и непреодолимое число путей, и люди, совершающие прогресс и воплощающие реформы, вправе совершать ошибки, не жертвуя своей жизнью. Но они обязаны нести также ответственность за свои действия перед законом, исправляя допущенные неправильности.

     Ничего нельзя знать наверное, можно лишь высказывать догадки. Эти предположения могут оказаться ошибочными, процесс пересмотра неудачных предположений и составляет развитие знания. Поэтому главное заключается в том, чтобы всегда сохранялась возможность фальсификации, которой не могли бы помешать ни догма, ни даже собственные интересы научного сообщества.

     Метод проб и ошибок – плодотворный  и творческий метод, а борьба  с догматизмом – благородная  задача.

     Метод проб и ошибок в политической сфере приводит к демократии в том узком смысле, который Поппер придал этому понятию, а именно к возможности смены правительств без применения насилия.

     Ненасильственные изменения предполагают существование институтов как стимуляторов и механизмов этих изменений; институты следует создать и в дальнейшем поддерживать. Однако ни К.Поппер, ни те, кто после него поднял знамя открытого общества, не сознавали, что открытому обществу угрожает еще одна опасность. Что будет, если люди перестанут «пробовать»? Казалось бы, странное и малоправдоподобное предположение, – однако умели же авторитарные правители пользоваться молчанием и пассивностью своих подданных. Целые культуры (например, Китай) долгое время были неспособны использовать свои производительные силы из-за того, что не любили пробовать. Не следует обременять понятие открытого общества слишком большим грузом добродетелей, но одна из них является необходимым условием реальности этого понятия. Выражаясь высоким слогом, это деятельная гражданственность.

     Подводя итог проделанной работе, можно установить существенные различия между закрытым и открытым обществом, которое заключается в следующем:

     - закрытое общество едва вышло  из лона природы – племенной  строй, когда открытое общество  создается людьми позднее;

     - закрытое общество характеризуется  верой в магическое табу, а  открытое – критическим отношением  к табу и совместным обсуждением  проблем. Западная цивилизация  была рождена греками, которые  впервые сделали шаг от племенного  строя к гуманизму, от закрытого общества к открытому. При племенном строе обычаи были жесткими и опирались на сверхъестественную волю бога. Различные табу четко определяли жизненный путь человека.

      В открытом обществе личные  решения могут привести с изменению  табу и законов в результате осознания проблем. В закрытом обществе не существует личных решений, ибо все определено обычаями.

     В открытом обществе существует  классовая борьба и люди стремятся  подняться по социальной лестнице. Закрытое общество – это ограниченное общество, где нет классовой борьбы, ибо «ноги не проявляют склонности стать мозгами и не могут бунтовать против желудка».

     Переход от закрытого общества  к открытому – одна из глубочайших  революций, через которое прошло  человечество. Греки начали эту  революцию, но она до сих пор не закончена. До сих пор существует тоска по органическому единству закрытого общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. К.Поппер. Открытое общество и его враги: В 2T.T1: Чары Платона \ Пер. с англ. Под ред. В.Н. Садовского. – М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – 448с.
  2. А.Бергсон. Два источника морали и религии \ Пер.с фр. – М.: Канон, 1994.
  3. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко.  История зарубежной социологии. – М.: Инфра, 2000. 
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. http://www.slovopedia.com/14/206/1017606.html(Энциклопедия Кольера)
  6. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/OTKRITOE_OBSHCHESTVO.html (Энциклопедия Кругосвет)

Информация о работе Философия права Смысл теории открытого общества