Философия права Смысл теории открытого общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Понятие "открытое общество" и концепция изначально была создана и введена в научный оборот французским философом Анри Бергсоном в 1932 г., затем впоследствии развито в своих работах австрийским философом Карлом Поппером, который в своем труде «Открытое общество и его враги», написанных в годы второй мировой войны, объединил философию открытого общества со своей философией критического рационализма.

Открытое общество – демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ, и некоторых обществ античности. Понятие открытого общества обычно противопоставляется понятию закрытого общества (традиционное общество и различные тоталитарные режимы).

Содержание

Введение стр.3
1. Понятие открытого общества, принципы. стр.5
2. Различия открытого и закрытого общества. стр.8
3. Открытое общество, как наука. стр.11
Заключение стр.13
Список использованной литературы стр.15

Работа содержит 1 файл

Философия права_Смысл теории открытого общества (К.Поппер).doc

— 112.00 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Кафедра теории и истории государства  и права 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 

по дисциплине: Философия права

    на  тему: «Смысл теории открытого общества (К.Поппер)»» 
     
     
     

                  Выполнил: студент 1 курса

                  Группы 463-1/1-1

                  Лукашов Д.И. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Санкт-Петербург

2011 год 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение стр.3
1. Понятие  открытого общества, принципы. стр.5
2. Различия  открытого и закрытого общества. стр.8
3. Открытое  общество, как наука. стр.11
Заключение 
стр.13
Список  использованной литературы стр.15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Понятие "открытое общество" и концепция изначально была создана и введена в научный оборот французским философом Анри Бергсоном в 1932 г., затем впоследствии развито в своих работах австрийским философом Карлом Поппером, который в своем труде «Открытое общество и его враги», написанных в годы второй мировой войны, объединил философию открытого общества со своей философией критического рационализма.

     Открытое общество – демократический  тип общества, использующийся для  обозначения ряда современных  обществ, и некоторых обществ  античности. Понятие открытого общества  обычно противопоставляется понятию  закрытого общества (традиционное  общество и различные тоталитарные режимы).

     Сами термины "открытое общество" и "закрытое общество" в научный оборот ввел Анри Бергсон – представитель интуитивизма и философии жизни, он создал оригинальную философскую и этико-религиозную концепцию. Однако оба понятия в этой концепции представляли собой еще некое инородное тело. Вокруг них не строилось развернутой аргументации, с их помощью автор не пытался объяснить социальную структуру человеческого общества, отметить или выявить тенденции мировой истории.

     Оба мыслителя, А.Бергсон и К.Поппер, описывая общество, использовали социальные и биологические метафоры, сравнивая его одновременно и с организмом, и с особым типом социальной системы. А.Бергсон сравнивал два возможных варианта социального развития. По одному пути пошли насекомые, создав муравейник, рой, термитник, по другому - человек, развивавшийся в сравнительно небольших группах. Закрытое общество, по А. Бергсону, это такая социальная система, члены которой руководствуются навязываемыми сверху моральными нормами и религиозными табу. Они закрепляются из поколения в поколение механизмом обычаев и традиций. Как и живой организм, где все подчиняется приказам центральной нервной системы, закрытое общество функционируют по непреложным социобиологическим законам. Моральные запреты, культурные нормы, религиозные табу можно уподобить первичным биологическим импульсам в организме.

     Однако и К.Поппер считал, что закрытое общество в его лучших образцах вполне можно сравнить с организмом. По его мнению, такое "общество сходно со стадом или племенем в том, что представляет собой полуорганическое единство, члены которого объединены полубиологическими связями - родством, общей жизнью, участием в общих делах, одинаковыми опасностями, общими удовольствиями и бедами".

     В философии Поппера открытое общество рассматривается в качестве антипода традиционного по своей сути «закрытого племенного общества». Оно наделяется набором черт, характерных для современной западной демократии, основано на инструментальной рациональности, десакрализации социальных и политических норм и процедур, возможности изменения социального статуса его членов. Вместе с тем, члены демократического общества критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление, а также исходя из договоренностей, достигнутых в процессе обсуждения. Такое общество не является неограниченным капитализмом, но и не основано на марксизме или анархии – это самостоятельный вариант демократии.

    

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие открытого общества, принципы.

    

     Открытое общество – понятие,  используемое рядом западных  социально-философских учений для  обозначения демократических обществ  античной древности и современности.

     В работе «Открытое общество и его враги» К.Поппер анализирует основные периоды развития античного общества, а именно греческую демократию. Наряду с этим К.Поппер анализирует взгляды античных философов о государстве. Наиболее древнее демократическое общество, по мнению К.Поппера, появляется в Афинах, это была рабовладельческая форма античной демократии.

     Античная демократия возникла и развивалась в борьбе против древнегреческого демократического правления. Во главе аристократической формы правления находился привилегированный класс греческого полиса, а именно рабовладельческая аристократия.

     К.Поппер критикует общественно-политические взгляды Платона. Как отмечает К.Поппер, идеальным обществом в учении Платона является государство, основанное на тоталитарной форме правления. Вместе с тем, К.Поппер критикует идею коллективизма и социальной справедливости, занимающие центральное место в общественно-политическом учении Платона. «Коллективизм, является преградой для развития индивидуальности» - пишет К.Поппер, личность при этом бывает вынуждена подчинить свои личные интересы интересам коллектива».

     По мнению К.Поппера, коллектив препятствует реализации творческих возможностей личности, поведение личности в идеальном обществе Платона регламентирована руководящими директивами правительства. Личность должна подчиниться приказам руководителя. Такое рабское поведение оправдывается Платоном, потому что люди изначально делятся на исполнителей и руководителей. Именно это духовное неравенство людей является главной причиной разделения общества на различные социальные слои и классы. В силу своего более высокого духовного развития высшие классы общества должны управлять, а низшие подчиняться им, потому что в духовном отношении стоят на более низком уровне. Именно такое классовое устройство приводит, по мнению Платона к идеальному обществу. Если государство будет совершенствоваться, то толпа также будет развивать свое сознание.

     Правители государства должны, по мнению Платона, избираться в соответствии с их мудростью, духовной зрелостью, благородством, то есть они должны обладать необходимыми качествами. Правителями идеального общество Платона являются мудрецы, философы.

     Как считал К.Поппер в своем общественно-политическом учении, Платон пытается, объединить такие две полярные силы как патриархальный строй и государство. Образцом такого общества во времена Платона считалось Спартанское общество. Анализируя эти полярные силы К.Поппер отмечает, что в недрах древнего общества рождалось и развивалось принципиально иное общественное устройство. Это новое общественное устройство К.Поппер называет демократическим обществом и считает, что оно в полной мере развилось и проявилось в современном западном мире.

     Платон считал, что в кастовом обществе переход из одной касты в другую из одной социальной прослойки в другую приводит к нарушению принципа справедливости. С точки зрения Платона то, что соответствует интересам государства, является справедливым, а то, что не соответствует интересам государства не справедливым. Такую трактовку принципа справедливости К.Поппер считает тоталитаристской.

     К.Поппер отождествляет принцип коллективности и тоталитаризма. По мнению К.Поппера, альтруизм и гуманизм не связаны с принципом коллективности, а они вытекают из природы индивидуума и связаны с индивидуальностью человека.

     К.Поппер считает отрытое общество демократическим обществом. Такое общество основано на принципах индивидуализма. Ему противостоит закрытое общество. Платон утверждал, что распад матриархального общества гибель его ценностей привели к духовному кризису, что стало причиной общественных катаклизмов. Чтобы предотвратить смягчить эти катаклизмы Платон разработал свою теорию «идеального общества». Однако, по мнению К.Поппера, данное учение Платона об обществе является учением закрытого общества.

     Понятие открытого общества выдвинуто  К.Поппером в качестве антитезы понятию тоталитарного общества. Понятие открытого общества - социальный эквивалент политического и экономического понятия «конституции свободы» Фридриха фон Хайека. К.Поппер в своей работе доказывал, что будущее не предопределено и на него можно повлиять через свободное волеизъявление индивидов. Он выступил против платоновской идеи философа-правителя и защищал демократию как политическую систему, лучше других способную защитить открытое общество. Но он также писал, что демократия - наименьшее из зол и ее главное достоинство не в том, что она позволяет нам выбирать наилучших политических лидеров, но в том, что она позволяет ненасильственно избавляться от лидеров, когда они не оправдывают наших ожиданий. К.Поппер считал все политические системы потенциально опасными.

     Закрытое и открытое общество - идеальные типы, при помощи которых К.Поппер хотел раскрыть не столько внутренне строение общества, сколько два противоположных вектора развития человечества. В этих понятиях воплощается противоборство между коммунизмом (социализмом) и либерализмом (демократией), борьба между коллективизмом и индивидуализмом, приоритетами равенства или свободы, труда или капитала.

     В открытом обществе люди руководствуются личными интересами и расчетом, которые нужны им для развития рыночных отношений и предпринимательства, ответственностью и рационалистической этикой. Подобные ценности восходят к Новому времени и совпадают с идеологией либерализма. Из них проистекают наука, современные достижения технического прогресса, свобода и демократия. Но позаимствованы они были человечеством именно у греков, которые создали, выражаясь современным языком, цивилизацию венчурных фирм и малого бизнеса.

     В качестве исторических предпосылок свободного общества послужили частная собственность, рынок, предпринимательство, конкуренция и демократическое устройство, которые впервые появились в античной Греции. Именно к этому периоду человеческой истории относят возникновение гражданского общества и правового государства.

     Первобытно-общинное, т.е. дородовое общество, основанное на вере в магию и коллективизме, ничего подобного не знало. Здесь нет частной собственности, личностного начала, предпринимательства и демократии. К.Поппер предлагал называть его закрытым обществом, а общество, в котором индивиды принимают решения самостоятельно, напротив, открытым. К.Поппер отказывает первобытному обществу в демократическом устройстве, идеализирует Афины и выставляет в негативном свете Спарту как воплощение тоталитаризма. Односторонний подход к истории часто расходится с археологическими и антропологическими данными. Сегодня нам известны многочисленные сведения о так называемой племенной демократии, зачатках рыночных и торгово-обменных отношениях в примитивном обществе, наконец, отсутствии какого-то ни было подавления свободы личности. Родо-племенной строй вовсе не был похож на мрачное средневековье, а Спарта отнюдь не служила воплощением зла, как это рисовалось воображению К.Поппера.

     Закрытым такое общество являлось благодаря наличию всевозможных табу, верований, запретов, слепого преклонения перед авторитетом вождя и коллективом, из-за чего человек жил не ради себя, а для рода, бога, общества, семьи, друзей. В них проповедовалось "служение", а свободное поведение, в том числе в мыслях, осуждалось, проявление индивидуальности и забота о собственном благополучии рассматривались как порок.

Информация о работе Философия права Смысл теории открытого общества