Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:10, реферат
Философия прагматизма возникла в США в конце 19 века и в начале 20 века распространилась на другие страны Европы и Азии. Слово прагматизм происходит от греческого – «прагма», что означает практику, действие. В целом философия прагматизма эклектична, она зависит от многих заимствований и занимается популяризацией и распространением идей выдвинутых классиками мировой философии.
Свою философию
У. Джеймс назвал философией «радикального
эмпиризма» и привлек для её разработки
идеи Беркли, Юма и других сенсуалистов.
Большое влияние на него оказала
философия Д.С. Милля. В центре его
теории познания - понятие опыта. Сознание
для Джеймса – поток
Джеймс отказывает
истине в соответствии действительности,
как это обычно представляют себе
философы. Истина не копирование реальности,
а творение верований личностью.
В качестве эмпирика Джеймс отрицает
доктрину объективной достоверности,
но не отказывается, как он сам об
этом говорит от поисков истины и
надежд на неё. Что касается объективной
природы, то мы тут не создатели истины,
а только её фиксаторы. В моральных
действиях иначе: иногда факт не может
возникнуть без предварительной
веры в него, она способствует осуществлению
цели «делания реальности». Джеймс пишет,
что «вера, основанная на желании, является
законным, а может быть, и неизбежным
средством для достижения истины,
поскольку это достижение зависит
от нашего личного участия"
Истина есть верование, содержащее ценностное
суждение субъекта. Проблема истины сводится
к её практической проверке или верификации.
Для прагматиста любой процесс,
ведущий от идеи к некоторому событию
в будущем, является истинным, если
только этот процесс протекает удачно.
Джеймс отводит многие упреки со стороны
критиков прагматизма, которые искажают
подход прагматизма к истине. Особенность
этой теории только в том проявляется,
что субъект берется как
Свою прагматическую теорию истины У. Джеймс использовал для обоснования религиозной веры. Веру в Бога он считает гипотезой. Религиозная вера отвечает внутренним побуждениям человека, и это служит её оправданию. Она приносит психологическое удовлетворение верующему. И в таком качестве идея Бога становится истинной.
В понимании
Вселенной на У. Джемса большое впечатление
произвела философия А. Бергсона,
его концепция творческой эволюции.
В противоположность
Джон Дьюи
1859 – 1952
Д. Дьюи – в целом последователь У. Джеймса, но в некоторых вопросах возвращается к Пирсу. Он критически относился к понятию истины у Джеймса как полезности. Д. Дьюи прошел школу увлечения философией Гегеля. В молодости он учился у О. Конта. Свой путь Д. Дьюи характеризовал, как переход от абсолютизма к экспериментизму. Его отличает от Пирса и Джеймса особый подход к опыту, который получил название «инструментализма». Дьюи расширяет понятие опыта, включая в него обыденные действия и интеллектуальные рассуждения. Приемы действия – это инструменты нашего разума, с помощью которых мы достигаем успеха.
Дьюи – автор многочисленных книг и статей, посвященных логике, теории знания, педагогике, эстетике и т. д. Среди них можно выделить наиболее важные для понимания его философии: «Как мы мыслим» (в русском переводе – «Педагогика и психология мышления»), «Школы будущего», «Демократия и образование», «Реконструкция в философии», «Опыт и природа», «Поиск достоверности», «Свобода и культура».
Д. Дьюи отрицает положения старого традиционного эмпиризма, который, с его точки зрения, обращен к анализу того, что уже прошло, а не к будущему того, что может произойти. Опыт – это не ощущение, а тем более не рефлексия по поводу опыта – это скорее само событие или происшествие. Поэтому Дьюи приравнивает опыт к истории, а не к физиологии ощущений. Он настаивает на природном, а не познавательном характере опыта. Опыт естественен для человека так же, как и мысль. «По Дьюи, - пишет Джон Пассмор, - сама мысль есть действие, акт экспериментирования, испытания». Поэтому для Д. Дьюи жизнь есть хаос реальных событий, основа для осмысления разными способами – мистическими, религиозными, научными, философскими и вплоть до ошибочных и абсурдных. В ней самой заложены возможности различных решений или истолкований – в её внутренних противоречиях или конфликтах. Опытная ситуация всегда проблемна. Научное исследование рождается из попыток видоизменить ситуацию, устранить проблемы, то есть решить их. Познание – это также устранение сомнений. Чтобы осуществить его, познающий создает понятия, или идеи, представляющие не что иное, как планы действия, или операции по организации этих действий с целью обеспечения конечного успеха. Характеризуя проблемную ситуацию «на пороге процесса мышления», Д. Дьюи приводит ряд конкретных случаев. Он пишет, что «при рассмотрении в каждом отдельном случае более или менее ясно проявляется пять отдельных логических ступеней: (1) чувство затруднения, (2) его определение и определение его границ, (3) представление о его решении, (4) развитие путем рассуждения об отношениях представления, (5) дальнейшие наблюдения, приводящие к признанию или отключению, т.е. заключение уверенности или неуверенности.».
Суждение
– это толкование фактов. Если
нет ничего сомнительного,
В этих положениях Д. Дьюи видел необходимость реконструкции философии. Философия должна быть направлена на решение социальных и научных проблем. Её сфера – выработка норм и ценностей, усвоение которых людьми может изменить их жизнь. «Собственно говоря, - пишет исследователь современной американской философии Н.С. Юлина, - философия у Дьюи совпадает с образованием, с теорией образования, является Просвещением с большой буквы».
Дух позитивизма и прагматизма Д. Дьюи применяет к этическим и социальным проблемам. Так он развивает идеи трудового воспитания в школьном обучении. Он был борцом за политическое равноправие женщин. В 1937 году он участвовал в общественном расследовании право-троцкистского процесса, проходившего тогда в Москве. Дьюи пришел к выводу о репрессивном характере этих судебных инсценировок. Важнейшей целью своей деятельности Д. Дьюи видит в отстаивании демократии. Противник всякого тоталитаризма и насилия, он призывает использовать только мирные средства. Хотя тоталитаризм является симптомом коллективной галлюцинации, Дьюи далек от мысли, что тоталитарный строй покоится на одном внешнем принуждении. Только глубокое проникновение в культуру моральных ценностей свободы и демократии может освободить нас от тоталитаризма. Одним из противоядиев тоталитарной политике является фактор «наличия школ социальной философии с соревнующимися идеологиями».
Угроза демократии,
в том числе и в Америке,
в собственных установлениях
человеческого сознания – это
недоверие парламентаризму, отказ
от демократических методов. Д. Дьюи
приходит к выводу, что «демократия всегда
была связана с гуманизмом, с верой в потенциальные
возможности природы человека,
и что в данное время мы нуждаемся в сильном
подтверждении этой веры».