Философия политического радикализма в России (XIX-начало XX века)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:42, контрольная работа

Описание работы

Идея «русского социализма» А.И.Герцена.

Работа содержит 1 файл

Тема 37 Философия.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

      
Ленинское учение о материи

     Определение материи, данное Лениным, хотя и близко энгельсовскому её толкованию, все же имеет ряд принципиальных отличий. Оно звучит так: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". 

     Из определения видно, что автор делает акцент на объективном характере материи, её первичности по отношению к знанию. Важно и то, что материя не связана с конкретным веществом, а включает всю объективную действительность. И, что важно, она доступна познанию через отражение. Тем самым Ленин подчеркивает несостоятельность субъективного подхода к познанию, который был характерен для его оппонентов по партии из числа сторонников махизма и эмпириомонизма. Проблема, по Ленину, не в том, что первично и что вторично, а в том, что исповедание субъективно-идеалистических взглядов неминуемо приведет к неадекватному познанию политических реалий и, как следствие, к принятию ошибочных решений.  
 
Ленинская теория отражения 

     В основе теории познания, по мнению Ленина, лежит свойство отражения, которое присуще всем материальным телам. Это свойство заключается в способности материальных объектов, при взаимодействии, оставлять своеобразные следы, по которым можно судить об основных свойствах того объекта, который эти следы оставил. Поскольку покоящихся тел не существует, то и не взаимодействующих также не может быть, и, следовательно, отражение - всеобщее свойство. Тем самым Ленин, по своему, опровергает агностицизм.

      
Ленинское учение об истине 

     Ленинское учение об истине также направлено на обоснование политических выводов. Ленин критикует догматизм и релятивизм в понимании истины. Он говорит, что утверждения о существовании абсолютной истины несостоятельны, ибо каждый новый день приносит нечто новое, противоречащее прежним знаниям. Но и обратная позиция, считающая, что не может быть ничего устойчивого, постоянного, абсолютного - неверна.  
Ленин, развивая высказывания Энгельса об истине, приходит к концепции истины, которая выглядит так: 

         Любая истина объективна, то есть, независима от человека.  
    * Истина является относительной в том смысле, что знание постоянно развивается вместе с развитием практики и то, что вчера было истинным, сегодня перестало быть таковым.

         Истина является абсолютной в том смысле, что на данный момент времени, для данного состояния теории и практики, мы не можем знать больше, чем знаем и, следовательно, наличное знание можно считать абсолютным. 

     Истина, таким образом, есть диалектическое единство относительного и абсолютного моментов. Это ее свойство Ленин называет конкретностью истины.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список использованной литературы 

  1. Володин А.И. Об истории философии Герцена//Вопросы философии. – 1996. – № 9.
  2. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учебник для гум. вузов. – М., 1996.
  3. Зеньковский В.В. История русской философии. – Л., 1991.
  4. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.
  5. Русская философия XIX - XX веков: Учебное пособие/Составитель – Н.П.Дегтярев. Часть I. – Нижний Новгород, 1997.

Информация о работе Философия политического радикализма в России (XIX-начало XX века)