Философия политического радикализма в России (XIX-начало XX века)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:42, контрольная работа

Описание работы

Идея «русского социализма» А.И.Герцена.

Работа содержит 1 файл

Тема 37 Философия.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Нижегородская академия МВД России

Факультет заочного обучения 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«философия»

Тема  №37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                              Слушателя 2 курса  2Б-4гр.

                                                                              Шапошникова Е.А.

                                                                              Зачетная книжка  №11437

                                                                              Место работы: ЗЦКС ГУ МВД

         

                                                                                              Служебный телефон: 

                                                                                                                    268-59-90

                           
 
 
 
 
 
 
 
 

Н.Новгород

2011г 
 

   Тема 37. ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО  РАДИКАЛИЗМА В  РОССИИ (XIX-НАЧАЛО XX ВЕКА)

  1. Идея «русского социализма» А.И.Герцена.

     В 30-х годах XIX в. в России начинают развиваться идеи утопического социализма. Утопический социализм — принятое в исторической и философской литературе обозначение учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои. 
Утопический социализм отличался от прочих утопий тем, что в нём зародилась и получила развитие идея общего, подлинного равенства. Новая трактовка общественного идеала: совпадение, соединение личных и общественных интересов.

     Основоположником  русского социализма стал Александр  Иванович Герцен (1812-1870 гг.). Своё духовное пробуждение Герцен связывал с восстанием декабристов. Это восстание пробудило в душе Герцена первые мысли о борьбе против несправедливости, насилия, произвола.  
С его именем связана разработка проблем русского крестьянского социализма. Основные идеи русского крестьянского социализма были сформулированы Герценом в работах «Россия» (1849), «С того берега» (1849), «О развитии, революционных идей в России» (1850), «Русский народи социализм» (1851) и др. Социалистичность как характерная черта жизни и психологии русского крестьянина виделась Герценом в уникальности существующей сельской общины, городской артели и самобытной воинской организации казачества. Община, способная к развитию и обеспечивающая свободное развитие личности, мыслилась как основание, зародыш будущего общества. Позже, обосновывая роль общины в некапиталистическом пути развития России, Герцен скажет, что Европа пойдет «пролетариатом к социализму, мы - социализмом к свободе». В конечном счете идея «русского социализма» сводилась к формуле: «человек будущего России - мужик, точно так же, как во Франции работник». В общине виделась та социальная структура, которая может связать настоящее и будущее страны с наименьшими «издержками» и более быстрыми темпами. Определяя республику как форму правления, Герцен подразделял ее на политическую и социальную. Политическую республику, как шаг вперед, он отождествлял с западными парламентскими демократиями, которые не являются «воплощением суверенитета народа, а только представляют его». Социальная республика - это самодержавие народа, отсутствие централизации, это «волостное правление: канцелярия общественных дел». В социальной республике будут «поверенные делегаты, но совокупность их не может представлять верховной власти, они не выше народа». Буржуазно-либеральному лозунгу «политической республики» Герцен противопоставляет идею «социальной республики», которая возникает на основе социалистического переустройства общества, а требованиям политических свобод и политического равенства в формально-правовом духе буржуазного парламентаризма, идею фактического социального равенства в обществе. Раскрывая ограниченность буржуазного республиканизма, Герцен писал, что «даже край буржуазного радикализма реакционер по отношению к социализму», поскольку даже самые прогрессивные из радикалов не решаются «коснуться эксплуатации страдающего бедного большинства богатым и угнетающим меньшинством». В целом представления Герцена о социализме не получили законченного оформления. В его взглядах с удивительной причудливостью переплелись идеализация общины, вера в созидающую силу передовой интеллигенции, надежда на преобразующую миссию русского царя, отрицание и неприятие крови и страданий революционного переворота. Прекрасный пропагандист социалистических идей, яростный противник мещанства и буржуазности, Герцен заложил основы народничества, которые, можно назвать мирным, нереволюционным социализмом.

     И всё же «русский социализм» Герцена  был утопией, ошибкой. Он не понимал  того, что невозможно от отношений  по форме примитивно-общинных, а  по существу феодальных непосредственно перепрыгнуть к социализму. Невозможно потому, что социализм требует для своего построения значительного материально-технического развития, которое дало бы обществу возможность решить социальные задачи. 

     Схема «Теория русского социализма А.И. Герцена»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1. Идеология анархизма об особом пути России (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин).

     АНАРХИ́ЗМ (от греч. anarhia — безвластие), общественно-политическое и социально-экономическое учение, отрицающее необходимость государственной власти и политической организации общества, провозглашающие своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Анархисты выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм сложился в 1840-1870-х годах в Западной Европе; его идеологами были М. ШтирнерП. ПрудонМ.А. БакунинП.А. Кропоткин. В России в 19 веке идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, в деятельности различных анархистских групп в годы Первой русской революции (1905-1907) и Гражданской войны.

     Анархические  доктрины Бакунина и  Кропоткина

     Развитие  теории анархизма связано с работами М.А. Бакунина, развившего идеологию анархо-коллективизма. Бакунин разделял федерализм Прудона и убеждение в необходимости непосредственных действий рабочего класса, однако он полагал, что система отношений собственности, предлагаемая Прудоном, нереалистична. Средства производства, согласно Бакунину, должны находиться в общественной собственности, причем каждый рабочий должен получать плату, только за реально проделанную работу. Второе отличие Бакунина от Прудона состояло в отношении к революционным методам. Бакунин, утверждая, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть», отрицал возможность мирного пути развития общества, полагая, что насильственная революция, разрушающая все существующие институты, есть необходимая прелюдия к строительству свободного общества. В 1868 году бакунисты создали Альянс социалистической демократии, который вошел в состав Первого интернационала. Несмотря на то, что принципы индивидуализма и ненасилия продолжали развиваться периферийными течениями анархизма, бакунинские взгляды о необходимости коллективной собственности и насильственной революции доминировали в анархистском движении со времени Первого Интернационала до окончательного крушения анархизма как массового движения во время гражданской войны в Испании (1936-1939).

     Маркс и Энгельс в рамках Первого  интернационала вели настойчивую борьбу против прудонизма и против Бакунина и его последователей. В 1872 году Гаагский конгресс Первого интернационала исключил из своих рядов анархистского лидера М. Бакунина. В том же году бакунисты создали Анархистский интернационал, который просуществовал до 1878 года. В 1873 году Генеральный совет Интернационала принял решение о том, что все организации, отказавшиеся признать общие решения Гаагского конгресса, не могут считаться членами Интернационала; по существу это означало исключение бакунистов из его рядов. Позднее анархисты были исключены и из Второго Интернационала (1891).

     Преемником  Бакунина в роли ведущего идеолога анархизма стал П.А. Кропоткин, который сосредоточился на теоретической разработке идеала будущего анархического общества, обобщенного им в книгах «Хлеб и воля» (1892) и «Поля, фабрики и мастерские» (1899). Кропоткин пошел дальше коллективизма Бакунина и разработал идеологию анархо-коммунизма. Новый общественный строй мыслился им как вольный союз самоуправляющихся общин, где господствует обязательный для всех труд и полное обобществление не только средств производства, но и предметов потребления. Предусматривалась ликвидация «аристократии умственного труда» как одной из форм неравенства и упразднение «университетов и академий..., если ими не пользуется каждый без исключения член общества». Идеал Кропоткина имеет сходство с «казарменным» социализмом, благодаря строгой регламентации внутренней жизни общины.

     Стремясь  обосновать возможность анархического  общества, Кропоткин приступил к  разработке этики анархизм, основанной на достижениях «позитивной науки» («Современная наука и анархизм», 1901). Он утверждал, что конкурентной борьбе за существование и в природе, и в обществе противостоит принцип «взаимной помощи», главный фактор человеческой эволюции и этического прогресса («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1890). Уничтожение государства, сковывающего действие этого фактора, будет означать переход к естественному анархическому состоянию. Принципы морали Кропоткин выводил из биологических оснований, полагая, что понятие зла имеет источником естественный отбор, а представление о добре — взаимную помощь внутри видов («Этика», 1922). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Марксистская  философия конца XIX - начала XX века в России (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин) о перспективах развития страны.

     Философское наследие К. Маркса и Ф. Энгельса получило развитие в России в конце XIX – начало ХХ в трудах Г. В. Плеханова, В.И.Ленина. 
Г. В. Плеханов был первым теоретиком и популяризатором марксизма в России. Стоял у истоков марксистской политической организации "Группа освобождения труда". Наиболее значимыми работами Плеханова по философии являются: "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", "О материалистическом понимании истории", "К вопросу о роли личности в истории". Плеханов перевел на русский язык "Манифест коммунистической партии", "Тезисы о Фейербахе", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". Изучение марксистской философии Плеханов считал не самоцелью, а средством для партийного строительства и политической борьбы. Называл ее "алгеброй революции", подчеркивал выдающуюся роль философии в преобразовании общества. 

     Особую ценность представляют работы Плеханова по историческому материализму. Он развил учение Маркса и Энгельса о роли личности в истории, освободил его от младогегельянской и вульгарно - экономической интерпретации. Личность, по мнению Плеханова, способна лишь несколько видоизменить "физиономию" исторического процесса, но не может существенно повлиять на него. Великие личности стали таковыми потому, что "угадали" логику объективной истории. С последовательно марксистских позиций Плеханов прояснил диалектику базиса и надстройки.  
Впервые в марксизме Плеханов специально проанализировал проблемы эстетики, доказал связь эстетического отражения с практической деятельностью, подверг критике "биологизаторскую" концепцию искусства. Ему принадлежат работы по теории истории философии, в которых акцентируется внимание на закономерном развитии философского знания.  
Несмотря на разногласия с большевиками по вопросам политической стратегии и тактики, последние высоко оценивали Плеханова как философа.  
Ленинский этап в развитии философии марксизма. 

     Как философ, Ленин уступает Плеханову, Богданову, Луначарскому и некоторым другим марксистам. Прежде всего потому, что его не интересовала философия как таковая, как способ познания мира. Он рассматривал её в качестве "служанки политики": философия должна помочь партии большевиков завоевать политическую власть и построить социалистическое общество. Возможность такого утилитарного подхода к философии Ленин блестяще продемонстрировал в работе "Материализм и эмпириокритицизм" - главном своем философском труде.  
Несмотря на громадное число работ, написанных Лениным, лишь несколько из них можно отнести к философским. Помимо уже названной выше, это: "Философские тетради" и небольшая статья "О значении воинствующего материализма".  
Обычно заслуги Ленина в области философии сводят к формулировке и обоснованию следующих идей и принципов: принципиально новому подходу к понятию "материи", позволившему преодолеть концептуальный кризис в материализме; разработке теории познания на основе теории отражения; идее конкретности истины как диалектического единства абсолютной и относительной истины. Все три момента связаны между собой и образуют в целостности философскую основу для анализа социально-политической действительности. Ленин блестяще продемонстрировал связь философии и жизни. 

Информация о работе Философия политического радикализма в России (XIX-начало XX века)