Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:42, контрольная работа
Идея «русского социализма» А.И.Герцена.
Нижегородская академия МВД России
Факультет
заочного обучения
Контрольная работа по дисциплине
«философия»
Тема
№37
Н.Новгород
2011г
Тема 37. ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАДИКАЛИЗМА В РОССИИ (XIX-НАЧАЛО XX ВЕКА)
В
30-х годах XIX в. в России начинают
развиваться идеи утопического социализма.
Утопический социализм — принятое в исторической
и философской литературе обозначение учения
о возможности преобразования общества
на социалистических принципах, о его
справедливом устройстве. Главную роль
в разработке и внедрении в общество идей
о строительстве социалистических отношений
ненасильственным образом, лишь силой
пропаганды и примера, сыграла интеллигенция
и близкие к ней слои.
Утопический социализм отличался от прочих
утопий тем, что в нём зародилась и получила
развитие идея общего, подлинного равенства.
Новая трактовка общественного идеала:
совпадение, соединение личных и общественных
интересов.
Основоположником
русского социализма стал Александр
Иванович Герцен (1812-1870 гг.). Своё духовное
пробуждение Герцен связывал с восстанием
декабристов. Это восстание пробудило
в душе Герцена первые мысли о борьбе против
несправедливости, насилия, произвола.
С его именем связана разработка проблем
русского крестьянского социализма. Основные
идеи русского крестьянского социализма
были сформулированы Герценом в работах
«Россия» (1849), «С того берега» (1849), «О развитии,
революционных идей в России» (1850), «Русский
народи социализм» (1851) и др. Социалистичность
как характерная черта жизни и психологии
русского крестьянина виделась Герценом
в уникальности существующей сельской
общины, городской артели и самобытной
воинской организации казачества. Община,
способная к развитию и обеспечивающая
свободное развитие личности, мыслилась
как основание, зародыш будущего общества.
Позже, обосновывая роль общины в некапиталистическом
пути развития России, Герцен скажет, что
Европа пойдет «пролетариатом к социализму,
мы - социализмом к свободе». В конечном
счете идея «русского социализма» сводилась
к формуле: «человек будущего России -
мужик, точно так же, как во Франции работник».
В общине виделась та социальная структура,
которая может связать настоящее и будущее
страны с наименьшими «издержками» и более
быстрыми темпами. Определяя республику
как форму правления, Герцен подразделял
ее на политическую и социальную. Политическую
республику, как шаг вперед, он отождествлял
с западными парламентскими демократиями,
которые не являются «воплощением суверенитета
народа, а только представляют его». Социальная
республика - это самодержавие народа,
отсутствие централизации, это «волостное
правление: канцелярия общественных дел».
В социальной республике будут «поверенные
делегаты, но совокупность их не может
представлять верховной власти, они не
выше народа». Буржуазно-либеральному
лозунгу «политической республики» Герцен
противопоставляет идею «социальной республики»,
которая возникает на основе социалистического
переустройства общества, а требованиям
политических свобод и политического
равенства в формально-правовом духе буржуазного
парламентаризма, идею фактического социального
равенства в обществе. Раскрывая ограниченность
буржуазного республиканизма, Герцен
писал, что «даже край буржуазного радикализма
реакционер по отношению к социализму»,
поскольку даже самые прогрессивные из
радикалов не решаются «коснуться эксплуатации
страдающего бедного большинства богатым
и угнетающим меньшинством». В целом представления
Герцена о социализме не получили законченного
оформления. В его взглядах с удивительной
причудливостью переплелись идеализация
общины, вера в созидающую силу передовой
интеллигенции, надежда на преобразующую
миссию русского царя, отрицание и неприятие
крови и страданий революционного переворота.
Прекрасный пропагандист социалистических
идей, яростный противник мещанства и
буржуазности, Герцен заложил основы народничества,
которые, можно назвать мирным, нереволюционным
социализмом.
И
всё же «русский социализм» Герцена
был утопией, ошибкой. Он не понимал
того, что невозможно от отношений
по форме примитивно-общинных, а
по существу феодальных непосредственно
перепрыгнуть к социализму. Невозможно
потому, что социализм требует для своего
построения значительного материально-технического
развития, которое дало бы обществу возможность
решить социальные задачи.
Схема «Теория русского социализма А.И. Герцена»
АНАРХИ́ЗМ (от греч. anarhia — безвластие), общественно-политическое и социально-экономическое учение, отрицающее необходимость государственной власти и политической организации общества, провозглашающие своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Анархисты выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм сложился в 1840-1870-х годах в Западной Европе; его идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. В России в 19 веке идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, в деятельности различных анархистских групп в годы Первой русской революции (1905-1907) и Гражданской войны.
Анархические доктрины Бакунина и Кропоткина
Развитие
теории анархизма связано с работами М
Маркс и Энгельс в рамках Первого интернационала вели настойчивую борьбу против прудонизма и против Бакунина и его последователей. В 1872 году Гаагский конгресс Первого интернационала исключил из своих рядов анархистского лидера М. Бакунина. В том же году бакунисты создали Анархистский интернационал, который просуществовал до 1878 года. В 1873 году Генеральный совет Интернационала принял решение о том, что все организации, отказавшиеся признать общие решения Гаагского конгресса, не могут считаться членами Интернационала; по существу это означало исключение бакунистов из его рядов. Позднее анархисты были исключены и из Второго Интернационала (1891).
Преемником Бакунина в роли ведущего идеолога анархизма стал П.А. Кропоткин, который сосредоточился на теоретической разработке идеала будущего анархического общества, обобщенного им в книгах «Хлеб и воля» (1892) и «Поля, фабрики и мастерские» (1899). Кропоткин пошел дальше коллективизма Бакунина и разработал идеологию анархо-коммунизма. Новый общественный строй мыслился им как вольный союз самоуправляющихся общин, где господствует обязательный для всех труд и полное обобществление не только средств производства, но и предметов потребления. Предусматривалась ликвидация «аристократии умственного труда» как одной из форм неравенства и упразднение «университетов и академий..., если ими не пользуется каждый без исключения член общества». Идеал Кропоткина имеет сходство с «казарменным» социализмом, благодаря строгой регламентации внутренней жизни общины.
Стремясь
обосновать возможность анархического
общества, Кропоткин приступил к
разработке этики анархизм, основанной
на достижениях «позитивной науки»
(«Современная наука и анархизм», 1901). Он
утверждал, что конкурентной борьбе за
существование и в природе, и в обществе
противостоит принцип «взаимной помощи»,
главный фактор человеческой эволюции
и этического прогресса («Взаимная помощь
как фактор эволюции», 1890). Уничтожение
государства, сковывающего действие этого
фактора, будет означать переход к естественному
анархическому состоянию. Принципы морали
Кропоткин выводил из биологических оснований,
полагая, что понятие зла имеет источником
естественный отбор, а представление о
добре — взаимную помощь внутри видов
(«Этика», 1922).
Философское
наследие К. Маркса и Ф. Энгельса получило
развитие в России в конце XIX – начало ХХ
в трудах Г. В. Плеханова, В.И.Ленина.
Г. В. Плеханов был первым теоретиком и
популяризатором марксизма в России. Стоял
у истоков марксистской политической
организации "Группа освобождения труда".
Наиболее значимыми работами Плеханова
по философии являются: "К вопросу о
развитии монистического взгляда на историю",
"О материалистическом понимании истории",
"К вопросу о роли личности в истории".
Плеханов перевел на русский язык "Манифест
коммунистической партии", "Тезисы
о Фейербахе", "Людвиг Фейербах и
конец классической немецкой философии". Изучение
марксистской философии Плеханов считал
не самоцелью, а средством для партийного
строительства и политической борьбы.
Называл ее "алгеброй революции",
подчеркивал выдающуюся роль философии
в преобразовании общества.
Особую
ценность представляют работы Плеханова
по историческому материализму. Он развил
учение Маркса и Энгельса о роли личности
в истории, освободил его от младогегельянской
и вульгарно - экономической интерпретации.
Личность, по мнению Плеханова, способна
лишь несколько видоизменить "физиономию"
исторического процесса, но не может существенно
повлиять на него. Великие личности стали
таковыми потому, что "угадали" логику
объективной истории. С последовательно
марксистских позиций Плеханов прояснил
диалектику базиса и надстройки.
Впервые в марксизме Плеханов специально
проанализировал проблемы эстетики, доказал
связь эстетического отражения с практической
деятельностью, подверг критике "биологизаторскую"
концепцию искусства. Ему принадлежат
работы по теории истории философии, в
которых акцентируется внимание на закономерном
развитии философского знания.
Несмотря на разногласия с большевиками
по вопросам политической стратегии и
тактики, последние высоко оценивали Плеханова
как философа.
Ленинский этап в развитии философии
марксизма.
Как
философ, Ленин уступает Плеханову, Богданову,
Луначарскому и некоторым другим марксистам.
Прежде всего потому, что его не интересовала
философия как таковая, как способ познания
мира. Он рассматривал её в качестве "служанки
политики": философия должна помочь
партии большевиков завоевать политическую
власть и построить социалистическое
общество. Возможность такого утилитарного
подхода к философии Ленин блестяще продемонстрировал
в работе "Материализм и эмпириокритицизм"
- главном своем философском труде.
Несмотря на громадное число работ, написанных
Лениным, лишь несколько из них можно отнести
к философским. Помимо уже названной выше,
это: "Философские тетради" и небольшая
статья "О значении воинствующего материализма".
Обычно заслуги Ленина в области философии
сводят к формулировке и обоснованию следующих
идей и принципов: принципиально новому
подходу к понятию "материи", позволившему
преодолеть концептуальный кризис в материализме;
разработке теории познания на основе
теории отражения; идее конкретности истины
как диалектического единства абсолютной
и относительной истины. Все три момента
связаны между собой и образуют в целостности
философскую основу для анализа социально-политической
действительности. Ленин блестяще продемонстрировал
связь философии и жизни.
Информация о работе Философия политического радикализма в России (XIX-начало XX века)