Философия Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Целью данной работы является целостное и всестороннее рассмотрение философии великого мудреца античности – Платона.

Содержание

Введение
1. Онтологические и гносеологические взгляды Платона
2. Основные положения учения Платона о государстве и человеке
3. Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, Сократа и Платона
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

! философия Платона.docx

— 46.28 Кб (Скачать)

Душа, никогда не видевшая истины, не принимает  человеческого образа. Ибо человек  должен понимать истину на основании  того, что называется идеей. Исходя из многих чувственных восприятий, он переходит путем логического  рассуждения к единому. Путь к  усмотрению этого единства лежит, по Платону, через воспоминание.

Учение, сформулированное в образах мифа, более обстоятельно развивается (в  плане теории познания) в диалогах «Теэтет» и «Менон». Платон поясняет, что ему важно выяснить не то, какие существуют частные виды знания, а то, что такое знание само по себе. Диалог не дает положительного ответа на вопрос, но последовательно рассматривает  и опровергает три выдвинутых философами, но несостоятельных с  точки зрения Платона, решения этого  вопроса.

Платон  указывает, что при безусловной  текучести всего познание оказывается  невозможным еще и потому, что  посредством одних лишь чувственных  восприятий невозможны умозаключения, без которых, однако, не достигается никакое знание о сущности. Ответ на вопрос, что такое знание, необходимо искать в том, что получает душа, когда осуществляет рассмотрение сущего сама по себе.

Необходимое для подлинного знания единство принципиально  не может быть найдено в область  чувственных восприятий, так как  в этой области все течет и  все лишено необходимой определенности. Так обосновывает Платон вывод, согласно которому чувственному, как текучему, необходимо должно предшествовать нечто  уже не текучее, и не чувственное, а потому и знание не может быть тождественно чувственному восприятию. Но знание не может быть и «правильным мнением».

По  Платону, лжи вообще не может быть ни в каких ощущениях и ни в  каких чувственных образах. По Платону, ложь впервые появляется только тогда, когда возникает вопрос о том, как следует соединять то, что  мы ощущаем и представляем, с тем, что мы знаем. Вообще никакое определение  лжи, по Платону, невозможно, если ему  не предшествует определение самого знания.

2. Основные положения учения Платона о государстве и человеке

 

В философии Платона, а также в  мировоззрении нашего времени воспитание и философия выполняют одну функцию – помогают формированию человека, умеющего не только отличить истину от заблуждения, но подходящего творчески к поставленным перед ним задачам.

В трактатах «Государство» и «Законы» Платон рассуждает об идеалах и программе разностороннего воспитания, развивает афинскую педагогическую традицию.

Платон  изложил свои педагогические идеи, особо выделив значение социальных функций воспитания – сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать. В идеальном обществе, которое представлено в «Законах», руководитель дела воспитания является первым лицом государства. Государство опекает будущих матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни с целью рождения здорового потомства. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения. Особое внимание Платон предлагает уделять физическому воспитанию, в частности, посредством спортивных упражнений и танцев.

Платон  утверждает, что разум отличается от чувств, что разум и чувства  воспитываются по-разному; первый – с помощью обучения, а вторые – с помощью усвоения хороших привычек.

В связи с этим надо обратить внимание на этические взгляды Платона. В  «Меноне» он задает вопрос: «Что такое  добродетель и можно ли ей научиться?» Рассматривая добродетель мужчины, легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины – и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя все, что в нем есть, и, оставаясь послушной мужу. Добродетель ребенка – и мальчика и девочки – совсем в другом; в другом и добродетель престарелого человека, хоть свободного, хоть раба. Существует великое множество разных добродетелей, так что ничуть не трудно сказать, что такое добродетель. Для каждого из наших занятий и возрастов, в каждом деле у каждого из нас своя добродетель.

«Добродетель есть вещь божественная, представляющая собой совершенное и наилучшее расположение души, благодаря которому человек приобретает благообразие, уравновешенность и основательность в речах и делах, причем как сам по себе, так и с точки зрения других»4. Различаются следующие добродетели: добродетели разума и те, что противостоят неразумной части души, каковы мужество и воздержность; из них мужество противостоит пылкости, воздержность – вожделению. Поскольку различны разум, пыл и вожделение, различно и их совершенство. Совершенство разумной части – рассудительность, пылкой – мужество, вожделеющей – воздержанность.

Благоразумие  есть знание добра и зла, а еще  того, что не является ни тем, ни другим. Воздержность есть упорядоченность  страстей и влечений и умение подчинить  их ведущему началу, каковым является разум. Когда мы называем воздержность упорядоченностью и умением подчинять, мы представляем нечто вроде определенной способности, под воздействием которой  влечения упорядочиваются и подчиняются  естественному ведущему началу, т. е. разуму.

Мужество  – сохранение представления о долге перед лицом опасности и без таковой, т. е. некая способность сохранять представление о долге. Справедливость есть некое согласие названных добродетелей друг с другом, способность, благодаря которой три части души примиряются и приходят к согласию, причем каждая занимает место, соответствующее и подобающее ее достоинству. Таким образом, справедливость заключает в себе полноту совершенства трех добродетелей: благоразумия, мужества и воздержности. Правит разум, а остальные части души, соответствующим образом упорядоченные благодаря разуму, подчиняются ему; поэтому правильно положение о том, что добродетели взаимно дополняют друг друга.

В самом деле, мужество, будучи сохранением  представления о долге, сохраняет  и правильное понятие, поскольку  представление о долге есть некое  правильное понятие; а правильное понятие  возникает от разумности. В свою очередь разумность связана также  и с мужеством: ведь она является знанием добра, а никто не может  увидеть, где добро, если смотрит, подчиняясь трусости и другим страстям, с нею  связанным. Так же не может быть разумным человек разнузданный и вообще тот, кто, побежденный той или иной страстью, совершает нечто вопреки  правильному понятию. Платон считает  это воздействием незнания и неразумия; вот почему не может быть разумным тот, кто разнуздан и труслив. Итак, совершенные добродетели нераздельны  друг с другом. Из добродетелей одни нужно считать главными, а другие – второстепенными; главные связаны с разумным началом, а второстепенные – с чувственными. Эти последние ведут к прекрасному благодаря разуму, а не сами по себе, поскольку сами по себе они разумом не обладают, а получают его благодаря разумности при соответствующем образе жизни и воспитании. И поскольку ни знание, ни искусство не могут образоваться ни в какой другой части души, кроме разумной, оказывается невозможным обучить добродетелям, связанным с чувственностью, поскольку они – не искусства и не знания и не обладают собственным предметом. Поэтому разумность, будучи знанием, определяет, что свойственно каждой добродетели, наподобие кормчего, подсказывающего гребцам то, чего они не видят; и гребцы слушаются его, как и воин слушается полководца

Социально-политическая философия Платона, его учение о  политике, государстве и праве  – неразрывная часть всей платоновской философии. Мир идей – онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его  организации.

Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: диалоги «Государство», «Законы» и «Политик». В них он говорит  о модели «идеального», лучшего государства, являющегося, по мнению философа, отражением идеальной сущности, служащего реализацией  мира идей, максимально возможного и доступного для людей.

В данной работе рассматриваются основные положения социально- политических воззрений Платона на примере  анализа одного из наиболее значимых произведений философа – диалог «Государство».

Освещая в своей работе проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трём началам человеческой души –  разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три  схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют  три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

По  его теории государство возникает  потому, что человек как индивид  не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта  глубокая идея подразумевается в  исходном платоновском определении  государства. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать  друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас  название государства.

Через исследование реальных человеческих потребностей (в добывании пищи, в жилье и  т. д.) и форм их удовлетворения посредством  труда Платон приходит к идее о  разделении труда в качестве основы государства. Для обеспечения справедливости в полисных делах необходимо достигнуть иерархического подчинения различных  начал в интересах целого. Так, способности рассуждать (философам) подобает господствовать; яростному  началу (воинам) – быть вооружённой  защитой, подчиняясь философам; оба  эти начала управляют началом  вожделеющим (ремесленниками, земледельцами). Так, в качестве довода в пользу предлагаемого  им сословного деления, Платон ссылается  на преимущества осуществления принципа разделения труда. У Платона это  вылилось в идею о безукоризненном  выполнении гражданином своей единственной обязанности, соответствующей своему сословию. Такой человек не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством.

Также и воспитание в идеальном государстве  имеет своей основной целью поддержание  иерархии сословий. Характерно, что  при освещении различных аспектов воспитания в центре внимания Платона  оказываются именно члены двух первых привилегированных сословий; о третьем  же сословии (их досуг, быт, деятельность, собственность, брак и т. п.) он не упоминает. Видимо, Платон не считает нужным заниматься воспитанием дельцов – земледельцев и ремесленников, поскольку он считал, что единственное достоинство этих людей – подчинение человеку лучшему, тому, которому он даёт воспитание.

«Платон настойчиво выступает за распространение среди населения идеального государства – благородного вымысла о том, что все они рождены матерью-землёй, поэтому должны заботиться о стране, в которой живут, защищать её, а к другим гражданам относиться как к братьям»5.

Вся жизнь и быт организуются на началах  солидарности, общности, равенства. Запрещается иметь частную собственность и пользоваться золотом. Женщины и мужчины в идеальном государстве уравнены в их правах и возможностях. Хотя женщина во всём немощнее мужчины, по своей природе она, как и мужчина, может принять участие во всех делах, не исключая и философию. Отобранные в сословие стражей, женщины получают то же воспитание, что и мужчины. При этом, как и во многом другом, Платона воодушевляет пример спартанцев и критян.

Отрицая индивидуальную семью у правителей и стражей, Платон надеется превратить их всех в членов единой правящей семьи. Решение же вопросов брака, быта, собственности, да и всей жизни людей  третьего сословия он оставляет на долю властей  идеального государства. Кроме того, в проекте совершенного строя  отсутствует сословие рабов.

Восхваляя умеренность и средний  достаток, Платон обстоятельно критикует крайности  бедности и богатства. Помимо отрицательных  результатов в хозяйственно-экономическом  отношении, также и в нравственном плане крайности богатства и  бедности ущербны: богатство ведёт  к лени, а бедность – к злодеяниям. Платон считает, что предлагаемые им мероприятия снимают проблему раскола  государства на государство бедняков и богачей и ликвидируют тем  самым источник внутренней войны. Для  Платона очень важно осветить идеальную действительность государства  и тем самым показать, что образец  совершенного государства на небе существует и в идеальной действительности.

«Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства.

3. Сходство и различие в понимании  диалектики у Гераклита, с одной  стороны, и Сократа и Платона,  с другой

 

Платон и  Сократ считают диалектику «инструментом  в руках познания», методом познания. Диалектика Сократа и Платона  – познание самих сущностей вещей. В диалоге «Государство» Платона  собеседники приходят к выводу, что  занимается диалектикой лишь тот, кто, делает попытку рассуждать, он, минуя  ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при  помощи самого мышления не постигнет  сущности блага. Так он оказывается  на самой вершине умопостигаемого, подобно тому как другой взошел на вершину зримого.

В обыденном  понимании диалектика – это лишь искусство рассуждать в общении, особенно во время спора. Для Платона  и Сократа в обыденном значении слова важно было подчеркнуть  момент всеобъемлющего рассмотрения вещи.

Те диалектические мысли и идеи, которые в зародыше и стихийно заключены в концепции  первоначала первых греческих философов, получают у Гераклита более четкую артикуляцию, дальнейшее развитие. Диалектика у Гераклита, как и у его  предшественников, – это, прежде всего, констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль  об изменениях, характерная для самых  первых греческих философов, у Гераклита приобретает форму мысли всеобщей, т.е. философской идеи. Все изменяется, и изменяется постоянно; нет предела изменениям; они есть всегда, везде и во всем – вот что спрессовано в знаменитой краткой формуле, приписываемой Гераклиту: «Все течет, все изменяется». Какой бы простой и банальной ни казалась эта формула, человеку сегодняшних дней, необычной, новаторской и мудрой она выглядела тогда, когда впервые в емкой, обобщенной форме представила результаты тысячелетних наблюдений, раздумий человека об окружающем мире и своей собственной жизни. У Гераклита река не более чем символ, благодаря которому понятным для людей способом утверждается всеобщая мысль. Такова же роль других гераклитовых символов – огня, войны (вражды) и др. Повязанность мысли Гераклита с символами, образами – специфическая черта его философии, да и всего древнегреческого любомудрия. Это диалектика изменений в образах и символах. Хотя мысль об изменении то и дело приобретает в фрагментах, приписываемых Гераклиту, всеобщий, абстрактный характер, она объединяется с хорошо запоминающимися образами, делающими философскую мудрость живой, понятной.

Информация о работе Философия Платона