Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:02, реферат
В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, в чем их завлекающая сила.
Введение.
1. Основные онтологические субстанции.
2. Учение об идеях.
3.Проблемы, связанные с теорией идей.
4. Учение о познании.
5. Диалектика Платона.
6. Платон и государство.
7. Платон и эстетика.
8. Этические взгляды.
Заключение.
Список использованной литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Высшее учебное заведение
Уральский
Финансово – Юридический
институт
Реферат
По дисциплине: Философия
На
тему: Философия Платона
Выполнил:
Проверил:
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение.
1. Основные онтологические субстанции.
2. Учение об идеях.
3.Проблемы, связанные с теорией идей.
4. Учение о познании.
5. Диалектика Платона.
6. Платон и государство.
7. Платон и эстетика.
8. Этические взгляды.
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение.
В истории мировой
культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое
явление. Он жил в древнегреческом
обществе, но как деятель - философ,
ученый, писатель - принадлежит всему
человечеству. Не будь его книг, мы не
только хуже понимали бы, кем были древние
греки, что они дали миру, - мы хуже
понимали бы самих себя, хуже понимали
бы, что такое философия, наука, искусство,
поэзия, вдохновение, что такое человек,
в чем трудности его исканий
и свершений, в чем их завлекающая
сила. Платон создал и разработал один
из основных типов философского мировоззрения
- философский идеализм. У Платона
идеализм охватывает вопросы и о
природе, и о человеке, и о душе
человека, и о познании, и об общественно-политическом
строе, и о языке, и об искусстве
- поэзии, скульптуре, живописи, музыке,
и о красноречии, и о воспитании.
Учение Платона - глава не только в
истории античной философии, но и
в истории античной науки. Школа
Платона одна из школ античной математики.
Изучение математики Платон рассматривал
не в плане одной лишь педагогики,
как стадию в воспитании ума, как
тренировку логическую и диалектическую,
но и в плане задач положительного
знания.
1. Основные онтологические субстанции
«Единое»
«Ум»
«Мировая душа»
Единое
Основой всякого бытия является, по Платону, «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, то есть множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия и т. д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей (то есть их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление.
Ум
Вторая субстанция
— «ум» (нус) является, по Платону, бытийно-световым
порождением «единого» — «
Мировая душа
Третья субстанция
— «мировая душа» — объединяет
у Платона «ум» и телесный мир.
Получая от «ума» законы своего движения,
«душа» отличается от него своей вечной
подвижностью; это — принцип самодвижения.
«Ум» бестелесен и бессмертен; «душа»
объединяет его с телесным миром
чем-то прекрасным, пропорциональным и
гармоничным, будучи сама бессмертной,
а также причастной истине и вечным
идеям. Индивидуальная душа есть образ
и истечение «мировой души». Платон говорил
о бессмертии или, вернее, о вечном возникновении
также и тела вместе с «душой». Смерть
тела есть переход его в другое состояние.
2. Учение об идеях
«Идеи» — это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый принцип их осмысления. Они обладают не только логической, но и определённой художественной структурой; им присуща собственная, идеальная материя, оформление которой и делает возможным понимать их эстетически. Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи, которое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных её воплощений; это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектическое развитие первообраза приводит к уму, душе и телу «космоса», что впервые создаёт красоту в её окончательном виде. «Космос», который в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец («парадигму»), прекраснее всего. К этому примыкает платоновское учение о космических пропорциях.
Материя для Платона — лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «воспреемница» и «кормилица» идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия; материя — это не сущее, сущее же — только идея. Платон подверг резкой критике разрыв идей и вещей и формулировал те самые аргументы, которые Аристотель позднее направил против предполагаемого платоновского дуализма. Подлинным бытием для Платона является идеальное бытие, которое существует само по себе, а в материи только «присутствует». Материя же впервые получает своё существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или «участвует» в нём.
В последние годы жизни Платон переработал учение об идеях в духе пифагореизма, усматривая теперь их источник в «идеальных числах», что сыграло исключительную роль в развитии неоплатонизма. В основе теории познания Платона лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым, и Платон в яркой художественной форме рисовал восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней — к области чистых идей. Этот синтез любви («эроса») и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз, эротический энтузиазм. В мифологической форме это познание трактовалось у Платона как воспоминание душ о своей небесной родине, где они непосредственно воспринимали всякую идею.
В диалоге «Государства» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона — это «благо само по себе».
Платон уподобляет
идею блага Солнцу. В видимом мире
Солнце является необходимым условием
как того, что объекты становятся
доступными зрению, так и того, что
человек получает способность видеть
предметы. Ровно так же в сфере
чистого познания идея блага становится
необходимым условием как познаваемости
самих идей, так и способности
человека познавать идеи. Как это
резюмируется Сократом в диалоге
«Государство»: «что придает познаваемым
вещам истинность, а человека наделяет
способностью познавать, это ты и
считай идеей блага — причиной
знания и познаваемости истины».
3. Проблемы, связанные с теорией идей
Среди исследователей
существуют противоречивые суждения насчёт
того статуса, который Платон приписывает
идеям. Очевидно, что под идеями Платон
понимает не просто понятие о вещи,
но причину и цель её существования.
В диалоге «Парменид» Платон критикует
кардинальное противопоставление «мира
идей» и «мира вещей». В этом
диалоге персонаж, призванный изображать
исторически существовавшего
Итог «Парменида»
свидетельствует о том, что вопрос
о существовании идеи есть вопрос
о существовании единого
4. Учение о познании
Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.
Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера, со вторым — уподобление. Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.
Платон вводит следующую
пропорцию: как сущность относится
к становлению, так мышление относится
к мнению; и так же относятся
познание к вере и рассуждение
к уподоблению.
5. Диалектика Платона
Основной наукой,
определяющей собой все прочие, является
для Платона диалектика — метод
разделения единого на многое, сведения
многого к единому и
Индивидуальная душа
обладает тремя способностями: умственной,
волевой и аффективной — с
главенством первой из них. В этике
этому соответствуют три
6. Платон и государство
Такое же тройное деление Платон проводил и в политике, в теории трёх сословий: философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством; воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов, и работников, то есть крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы.
Платон выделял три основные формы правления:
Монархия