Философия Платона как система объективного идеализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

Выдающийся мыслитель древности Платон (427-347 гг. до н.э.) родился в Афинах в знатной, аристократической семье. При рождении ему было дано имя Аристокл. Платон - прозвище (от древнегреческого «platos» - «широкий», «широколобый»).

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 30.23 Кб (Скачать)

Из этого положения  Платона и вытекает давно установившееся мнение о том, что идеальных вещей, т.е. вещей полностью соответствующих  своей идее, не существует и не может  существовать. В самом деле, невозможно нарисовать идеальный круг.

В силу всего этого, Платон называл реальный мир «кажущимся бытием», подчеркивая его отличие  от «истинного бытия» - мира идей. Реальный, вещный мир изменчив и конечен, несовершенен и некрасив. И все беды реального  мира - от его материальности.

4. Взаимосвязь  идеи и души

Определение причин рождения реального мира, поставило перед  Платоном вопрос: почему изначально независимо друг от друга существующие мир идей и «хора-материя» пришли в движение и сотворили мироздание? Логика платоновского анализа потребовала найти первоисточник этого движения. Поэтому, наряду с двумя первоначалами - мир идей и «хора-материя» - Платон выделял третье первоначало, назвав его «демиургом».

Бог-демиург не просто перводвигатель, своей энергией он порождает некое явление, обозначенное Платоном как «Душа мира». Душа мира окружает весь физический мир и уже сама, распространяя заложенную в нее божественную энергию, одушевляет все живое, является источником движения в реальном мире. Мировая Душа содержит в себе полное и абсолютное знание о мире.

В представлении Платона, человек - продукт божественного  творения, состоящий, как и весь мир, из души и тела. Тело - это материальная оболочка души, это материал, совокупляясь с которым, душа и рождает собственно мыслящего и чувствующего человека. Душа и тело, соединяясь, порождают  новый феномен - живого человека.

Души людей, согласно Платону  тесно соприкасаются с миром  идей.

Они - бестелесны, бессмертны, они не возникают одновременно с  телом, но существуют вечно. Тело подчиняется  им. Состоят они из трех иерархически упорядоченных частей:

- разум;

- воля и благородные  желания;

- влечение и чувственность.

Изначально существуя  в мире идей, некоторые души не могут  обуздать свои нечистые влечения и  потому отправляются в материальный мир. За счет этого человек способен постигать идеи. Он не в состоянии  их производить, но под влиянием органов  чувств и своих впечатлений, способен припомнить, то, что его душа видела в мире идей. Души, в которых преобладает  разум, поддерживаемый волей и благородным  устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания.

Идея метемпсихоза определяет то, как Платон объясняет познавательные возможности человека. По его мнению, процесс познания - это процесс  припоминания. Душа, вселяясь каждый раз  в новое тело, как бы забывает то знание, которым она обладала, будучи частью Мировой Души. Иначе говоря, материальное тело, своего рода, «портит» душу, мешает ей самореализоваться. По ходу жизни в конкретном теле, душа, хотя и частично, не полностью, но восстанавливает свои качества, благодаря чему человек и получает знания о мире.

Цель человека, по мысли  Платона, состоит в постижении божественного, а значит в максимальной реализации способностей своей души, в максимальном наполнении самого себя знанием о  мире. Только таким образом человек  может приблизиться к своему идеальному образу.

5. Значение теории  «объективного идеализма»

Учение Платона об идеях  позволило позднейшим исследователям охарактеризовать его философию  как объективный идеализм, ибо  Платон признает существование идеального независимо от сознания человека, более  того, само человеческое сознание - продукт  некого всеобщего, всемирного сознания. Позднее, уже отталкиваясь от платоновской философии, было создано учение субъективного  идеализма, которое все явление  мира, видит лишь как производные  от человеческого сознания и человеческой воли.

Платон, творчески использовал  идеи практически всех предшествующих античных философов, но, в первую очередь, орфиков, пифагорейцев и Сократа, создал учение, которое не только не устарело с веками, но до сих пор является источником философского творчества для представителей самых различных философских школ и направлений. Огромное влияние, пусть и опосредованное, учение Платона оказало на формирование главных составляющих христианской философии и христианского образа мысли вообще.

Как правило, объективный  идеализм лежит в основе многих религиозных  учений (Иудаизм, Христианство, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

Выводы из теории «объективного  идеализма»:

1) Платон онтологизирует идеи, т. е. придаёт им физический статус;

2) реальный, чувственный  мир у Платона - бледная копия  мира идей;

3) Платон разработал классический  вариант объективного идеализма,  в котором сделал попытку увязки  всего в одно целое;

4) по Платону мир - всеобъемлющий  космос, целостный и оформленный;

5) структурируя космос, Платон  применяет идею тройственности (идея, идея блага и душа космоса)  к обществу (душа человека разумная, яростная и чувственная).

Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании  идей как общих и родовых понятий. Платон всю жизнь проповедовал всеобщую гармонию. Когда Платон захотел очертить предмет своей эстетики, он назвал её ни больше ни меньше, как любовью. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знание подлинное. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей человека природы - вот постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его творческого пути.

Можно сказать, что, выражаясь  современным языком, «пространство  идей», введенное в философию  Платоном, на сегодня существенно  меняется и дополняется в результате творческой деятельности человека (созданием  устойчивых мыслеформ, ранее не встречавшихся, и обладающих способностью при определенных условиях быть воспринятыми всеми людьми), в результате становится возможным  осуществление качественных и быстрых  переходов на новые уровни развития сознания человека.

Рекомендации, выработанные Платоном, в плане мировосприятия человека, существенно облегчают  и ускоряют процессы этих переходов. Тот факт, что в течение 2400 лет  значимость достижений Платона не потеряла ценность, говорит о качестве и  истинности этих результатов.

В разное время, к Платону  относились по-разному: в античности Платона называли «божественным  учителем», в средние века Платон - предтеча христианского мировоззрения, а в эпоху Возрождения - политический утопист.

Список литературы

1) Асмус В. Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975, 220 с.

2) Блинников Л. В. Великие  философы: словарь-справочник. - М.: Логос, 1998, 440 с.

3) Васильева Т. В. Написанная  философия Платона // «Вопросы  философии», 1977, № 11, с. 152-160.

4) Васильева Т. В. Путь  к Платону. Любовь к мудрости  или мудрость любви. - М.: Логос, 1999, 195 с.

5) Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /Пер. М. Л. Гаспарова. - М.: Ладомир, 1986.

6) Жизнь замечательных  людей. Биографич. библ. Павленкова Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. - М.: Республика, 1995, 300 с.

7) Платон. Сочинения. - Т. 3. - Ч. 1. - М.: Мысль, 1971, 610 с.

8) Платон. Сочинения. - Т. 3. - Ч. 2. - М.: Мысль, 1971, 620 с.

 


Информация о работе Философия Платона как система объективного идеализма