Философия Платона как система объективного идеализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

Выдающийся мыслитель древности Платон (427-347 гг. до н.э.) родился в Афинах в знатной, аристократической семье. При рождении ему было дано имя Аристокл. Платон - прозвище (от древнегреческого «platos» - «широкий», «широколобый»).

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 30.23 Кб (Скачать)

Философия Платона  как система объективного идеализма.

1. Творчество Платона

Выдающийся мыслитель  древности Платон (427-347 гг. до н.э.) родился  в Афинах в знатной, аристократической  семье. При рождении ему было дано имя Аристокл. Платон - прозвище (от древнегреческого «platos» - «широкий», «широколобый»).

Авторитет Платона был  настолько значителен, а его роль в развитии античной и общемировой  культуры столь велика, что еще  при жизни о нем появились  многочисленные легенды. Согласно одной  из них, отцом Платона назывался  бог Аполлон, который призвал  мудрых пчел, наполнивших уста младенца Платона медом, как предзнаменование его будущего сладчайшего словесного дара.

Платон получил прекрасное образование и уже в юности поражал всех своим поэтическим  и литературным даром. Но встреча  с Сократом, произошедшая в 408 г. до н.э., перевернула жизнь молодого человека. Он сжег все написанные им к этому  времени сочинения и стал преданным  и самым одаренным учеником афинского  мудреца. Сократ тоже высоко ценил Платона.

Платон до самой смерти Сократа не расстается с учителем. Большинство сведений о Сократе, его диалоги и речи известны благодаря  тому, что Платон записал их, сохранив тем самым для истории. Более  того, практически все произведения Платона написаны в форме диалогов, главным действующим лицом которых  выступает Сократ. В этом заключается  так называемый «Платонов вопрос» - не всегда ясно, какие идеи, высказываемые  в диалогах, принадлежат самому Платону, ибо чаще всего собственные мысли  он вкладывал в уста героев своих  произведений и, прежде всего, в уста главного героя - Сократа.

Платону принадлежит большое  количество сочинений, практически  все из которых дошли до нашего времени. Платон предстает первым в  европейской истории мыслителем, стремящимся к созданию целостной  философской системы - с позиции  своих философских взглядов он разработал учения чуть ли не о всех сторонах человеческой жизни: о бытие (онтология), о космосе (космология), о познании (гносеология), о душе (психология), о боге (телеология), об обществе (социология), о нравственности (этика). Платоновскую систему, скорее всего, нельзя назвать окончательно завершенной, ибо его философские воззрения постоянно развивались и совершенствовались.

Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных  направлений. Для историков и  для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение того времени, эпохи, в которой они были написаны.

2. Истоки идеализма  Платона

Платон считается создателем первого в истории идеалистического учения. Идеализм - это учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию.

Предшествующие Платону  древнегреческие мыслители-натурфилософы  искали первопричины мироздания и причины  возникновения конкретных вещей в феноменах физической природы - вода, воздух, огонь, земля, теплота, наконец, атомы. Обратив внимание на особенности человеческого сознания, Сократ показал, что теории «физиков» не дают объяснения главному - мотивам человеческих поступков, ибо в своем поведении человек руководствуется совершенно иными причинами, нематериального характера. Платон расширил сферу поиска истины на все мироздание, придя к мысли, что не только у человеческих поступков, но и у всех вещей и вообще у всего физического мира есть некие нематериальные причины.

Как различить вещи? Например, чем отличается стол от стула? Стол и стул могут быть сделаны из одного материала, иметь примерно равные физические параметры. Но стол и стул имеют разное предназначение. Образно говоря: это  стул - на нем сидят, это стол - на нем едят. Следовательно, все вещи имеют свое предназначение.

Данное предназначение не заложено в материале, из которого сделан тот или иной предмет. Материал лишь средство для осуществления вещи.

Главная же причина, по мнению Платона, в том, что человек в  своем сознании всегда имеет некий  образ, как стола, так и всех вещей  вообще. В соответствии с этими  образами люди и творят окружающий их мир.

Эти образы Платон и назвал «эйдосами», или «идеями». Идея вещи - вот истинная причина появление конкретной вещи, сделанной из какого-нибудь вполне осязаемого материала. Идея вещи предшествует самой вещи и никакая вещь не может возникнуть, если нет ее идеи. Вещи - результат, следствие, воплощение, образец той или иной идеи, выполненные в конкретном материале.

В этой мысли заключено  основное содержание платоновской философии: идея вещи соединяясь с тем или материалом рождает реальную вещь. Следовательно, каждая вещь имеет как бы тройственную природу - идея, материал и сама вещь, обладающая одновременно идеальными и материальными свойствами. При этом идея вещи - причина, материал - средство, а вещь - лишь следствие взаимодействия идеи и материала.

Платон смог понять столь  сложную философскую природу  каждой вещи благодаря, с одной стороны, влиянию орфизма, с его мистическим пониманием троичности бытия, тройственной природы всего в мире, а с другой стороны, в силу собственной диалектической логики. Именно диалектическое мышление Платона позволило ему увидеть, что соединение двух противоположных, обладающих разными свойствами начал - идеи и материала, рождает некий новый феномен - вещь. Поэтому каждая вещь, с точки зрения Платона, внутренне противоречива - идеальна и материальна одновременно, при этом «идеальность» как бы «испорчена» материальностью.

3. Объективный  идеализм Платона

Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и  не отдельные материальные вещи, наполняющие  Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, живет  и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется  законами, находящимися вне его, за его пределами. Это самые общие  закономерности, по которым живет  и развивается весь космос. Они  составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира.

Мир идей находится вне  времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождественное  абсолютной красоте.

Платон разработал способ понимания идеального мира через  интуицию. Он пишет, что все родились с врожденным пониманием идеального мира, но забывают это знание. Платон вводит понятие «анамнезис» - воспоминание идеального мира, который люди знали до рождения. Анамнезис указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело.

Платон неоднократно высказывал свое отношение к математике и она всегда оценивалась им очень высоко: без математических знаний «человек с любыми природными свойствами не станет блаженным», в своем идеальном государстве он предполагал «утвердить законом и убедить тех, которые намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в науке счисления». Систематическое широкое использование математического материала имеет место у Платона, начиная с диалога «Менон», где Платон подводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства.

Именно вывод этого  диалога о том, что познание есть припоминание, стал основополагающим принципом платоновской гносеологии. Значительно в большей мере, чем  в гносеологии, влияние математики обнаруживается в онтологии Платона. Проблема строения материальной действительности у Платона получила такую трактовку: мир вещей, воспринимаемый посредством  чувств, не есть мир истинно существующего; вещи непрерывно возникают и погибают. Истинным бытием обладает мир идей, которые бестелесны, нечувственны и выступают по отношению к вещам как их причины и образы, по которым эти вещи создаются. Далее, помимо чувственных предметов и идей он устанавливает математические истины, которые от чувственных предметов отличаются тем, что вечны и неподвижны, а от идей - тем, что некоторые математические истины сходна друг с другом, идея же всякий раз только одна. У Платона в качестве материи началами являются большое и малое, а в качестве сущности - единое, ибо идеи (они же числа) получаются из большого и малого через приобщение их к единству.

Учение Платона об идеях - «идеализм, так как реально существует, согласно Платону, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение - объективный  идеализм, так как, по Платону, «идея» существует сама по себе, независимо от обнимаемых ею многочисленных одноименных  чувственных предметов, существует как общее для всех этих предметов». Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование  вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.

Основной принцип Платона - деление мира на реальный и нереальный мир (идейный и земной). Чувственные  вещи - тени реальных идей. Мир идей объединяется в единое целое идеей  общего блага и длится вечно. 
Высшая идея Платона - идея блага. Причина того, что Платон стал идеалистом - математизация естествознания, влияние идей пифагорейцев. Первый шаг то материализма к идеализму был сделан Пифагором, затем софистами, Сократом; античный идеализм был обоснован Платоном. Платон - родоначальник классического объективного идеализма. Для него идея как бы является вынутой из головы, придан ей онтологический характер и эта идея - начало всего сущего (объективный идеализм).

У Платона есть и личностный идеал, когда он говорит о Боге как устроителе космоса. Есть и безличностный идеал, говоря о загробном существовании идей и высшей идее. До Платона была только возможность философского идеализма. Платон первый в истории философии противопоставил два лагеря философов. Он прямо связывает идеализм с теизмом, а материализм с атеизмом.

Само понятие идея - внешний  вид, образ, наружность. 
Платон для обозначения множества элементов и духовных понятий применяет термин «эйдос» - соотнесение всех идей и понятий. Эйдос (идея) Платона - фактически объектированное понятие, но только вынутое из человеческого сознания и помещённое в вымышленный идеальный мир.  
Эйдос - не просто отражение вещей, само понятие - суть прекрасного. Платон идеи противопоставляет чувственному миру. Она является источником истинности и соразмерности. Идея блага - «солнце» в идеальном мире.

Идея по Платону - не просто мысль, но сущность любой вещи: совокупность ее свойств, функций и назначения. Существует мир вещей (материальный мир, в котором мы живем) и мир  идей (нематериальный).

Признаки любой идеи:

- невещественна;

- любая вещь имеет срок  существования, а идея не разрушается  вместе с вещью;

- каждая идея выступает  в виде общего закона для  класса одноименных вещей;

- идея воплощает целостность  вещи и ее бесконечный предел;

- идея, в отличии от вещи обладает совершенством.

Идеальное в философии - это  не материальное.

Идеи существуют объективно, вне зависимости от человека. Место  пребывания идей - это далекие, наднебесные места. Таким образом, идея - это умозрительная, бестелесная сущность, которую можно постичь только разумом. Мир идей существует изолированно от мира вещей и существует вечно. Это и есть объективный идеализм. Истинное бытие это мир идей, а не мир вещей.

Свойства идеи:

1) идея - это смысл вещи. Познать идею вещи означает  познать, чем одна вещь отличается  от другой. Зная идею стола  и идею стула, понятен смысл  их существования, их предназначение  и только потому отличие один  от другого;

2) идея вещи есть цельность  всех отдельных частей и проявлений  вещи. Неважно, из какого материала  сделан реальный стол - из дерева, камня или металла. Неважно,  какую форму имеет конкретный  стол - круглый он, квадратный или  прямоугольный. Идея стола включает  в себя все проявления стола  как такового и определяет  общую природу всех столов  вообще. Каменные, деревянные, металлические,  круглые, квадратные, прямоугольные,  высокие и низкие столы являются  столами потому, что воплощают  в себе единую для них всех  идею. И именно эта идея делает  все эти столы столами;

3) идея вещи является  законом возникновения единичных  проявлений вещей. Вещь не может  возникнуть, если нет ее идеи - идея стола предшествует созданию  конкретного стола, является причиной, законом его появления;

4) идея вещи сама по  себе невещественна. Стол может  быть изготовлен из любого  материала. Но это совсем не  значит, что сама идея обладает  какими-то вещественными характеристиками. Наоборот, благодаря тому, что идея  вещи является умозрительным  объектом, то есть постигаема только разумом, люди и могут создавать стол какой угодно формы из какого угодно материала. Сама по себе идея - сверхчувственна, доступна только разуму, мысли;

5) идея вещи, несмотря  на свою невещественность, обладает  собственным существованием. Идея  как таковая не рождается, не  умирает, не переходит ни во  что другое. Идеи живут в своем  мире. Поэтому отсутствие стола  в том или ином месте не  означает, что вообще нет идеи  стола.

Платоновская логика в  анализе свойств идеи вещи приводит к выводу о самостоятельности  существования идеи, о том, что  идея вещи и сама вещь существуют раздельно, каждая сама по себе. Но где в этом случае существуют идеи вещей? Есть некий  мир, в котором и существуют идеи, мир независимый от человека. Платон, придя к данной мысли, назвал этот мир Гиперуранией. По его мнению, мир идей, «мир эйдосов» находится вне физического пространства. Гиперурания - это место, которое на самом деле не есть место, ибо не обладает никакими физическими характеристиками. Этот мир прекрасен, благороден и вечен, ведь только в нем живут абсолютно истинные, прекрасные, благородные и вечные идеи вещей. Он не материален, но именно мир идей является истинным бытием, ибо он и только он - причина и закон рождения мира реального. Реальный мир также вторичен, как вторична любая вещь реального мира.

Информация о работе Философия Платона как система объективного идеализма