Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:51, реферат
Абсолютно все русские философы довольно часто задавались одним очень масштабным и глубоким вопросом – какая же роль в мире принадлежит России? По этому поводу в кругах российской философской элиты разгорались самые ожесточённые споры, часто приводились к трагическим исходам рвения молодых людей, а ещё чаще ставил, буквально, в тупик всю общую мировоззренческую основу России в глазах мыслящих людей в разные периоды существования государства Российского. Одним из таких людей был Пётр Яковлевич Чаадаев.
Введение………………………………………………………………………3
Краткая биография Петра Яковлевича. Его история жизни…………… …4
Основные труды Чаадаева:
а) «Философские письма»…………………………………………….. …6
б) «Апология сумасшедшего»…………………………………………....9
Философская концепция Чаадаева…………………………………………12
Будущее России исходя из основных трудов Чаадаева…………………...15
Заключение…………………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………………..19
Именно умственный прогресс, прогресс в образовании, в овладении передовыми идеями, внедрение их в жизнь, в первую очередь заботит Чаадаева при рассмотрении будущего России. Уже в первом философическом письме он заметил, что у нас нет развития собственного, самобытного, совершенствования логического. Старые идеи уничтожаются новыми, потому, что последние не исключают из первых, а западают к нам Бог знает откуда, наши умы не бороздятся неизгладимыми следами последовательного движения идей, которые составляют их силу, потому что мы заимствуем идеи, которые уже развиты. Мы угадываем, а не изучаем, мы с чрезвычайной ловкостью присваиваем себе чужое изобретение, а сами не изобретаем.
Чаадаев всегда склонялся на позиции западного пути развития России, но уже в первом философическом письме решительно выступает против слепого, дурного, поверхностного подражания иностранцам. Чаадаев выступает против славянофилов в «Письме неизвестного неизвестной». Он считал, что если России и выпадет миссия облагородить человечество, то только в будущем, и конечно, не военными средствами.
Чаадаев также приверженец просветительства, в просветительской деятельности главное он видит, не расширение области наших идей, а в том, чтобы исправить их и придать им новое направление. Россия же, если она только уразумеет свое призвание, должна принять на себя инициативу проведения всех великодушных мыслей, ибо она не имеет привязанностей, страстей, идей и интересов Европы. В контексте ряда других положений можно предположить, что речь идет об узких частнособственнических интересах, о страстях партийной борьбы имущих классов, смене правительств. Все это, по мнению Чаадаева на данном этапе неприемлемо для России. «Однако никакая земная власть не помешает миру идти вперед. Российскому народу надо наращивать духовную мощь, так как внимание, которое возбуждают к себе народы, зависит от их нравственного влияния в мире, а не от мира, который они производят».17
Цель нравственного облагораживания была личной целью Чаадаева. Он понимал ограниченность тех политических учений, которые достижением наилучшего образа проявления и жизни видели единственно в воспитании мудрости и добродетелей в правителях и их помощниках. Отмечая обстоятельства, в силу которых Россия отстала в умственном развитии, а это – обособленность сознания, Чаадаев одновременно видит в них на будущее «большие преимущества». Он выражает надежду, что русское общество, по крайней мере в лице его образованной части, начнёт своё движение вновь с того места, на котором оборвалась нить, свертывающая его с другими народами западного мира. Призывая к этому, он успокаивает тех, кто боится революций на манер европейских, поскольку в русском народе есть что-то неотвратимое, а именно – его полное равнодушие к природе той власти, которая им управляет.
Самое, пожалуй, утопическое мнение Чаадаева было о том, чтобы улучшить будущее России нужно прежде всего оживить веру, всеми возможными способами и дать себе истинно христианский импульс, так как на Западе всё создано христианством, а у нас православие обретает Россию на отсталость, замыкается в своём религиозном обособлении от европейских принципов жизни. А в католичестве заложено некое объединяющее начало, которое сформулировало западный мир. Оно создало политический уклад, философию, науку, литературу, улучшило нравы, создало предпосылки для свободы личности. Поэтому для России целесообразно было бы перенять идеи католицизма.
На истолковании
особенности русского народа и его истории
базируется и прогноз Чаадаева о будущем
России, её роли во всечеловеческом прогрессе.
Миссию России он видит в том, чтобы соединить
цивилизацию Востока и Запада.
Заключение
Чаадаев, получив прекрасное воспитание, занялся изучением культурного феномена России как нации. Имея природный литературный талант и непоколебимые моральные принципы, Чаадаев преподносил в своих произведениях и научных беседах идеи, противоречившие главенствующей идеологии правительства во главе с императором Александром первым, но, при всём этом, не примыкал ни к Северному, ни к Южному обществам. Тем самым отрицая революционные мотивы молодых офицеров из-за бессмысленной жертвенности.
Слово
Чаадаева имело не менее
Концепция России, выдвинутая в «Философических письмах», является первым в истории русской общественной мысли документом русского национального самосознания, в котором осмысление ведётся в широком философско-историческом контексте. В этом смысле «Философические письма» являются произведением поистине новаторским, делающим эпоху. В процессе построения своей теории Чаадаев сосредотачивается на многих «действительных болезнях» и несовершенствах русской жизни. Тут и крепостничество, и отсутствие основных демократических свобод, устоев, традиций, тут и бескультурье народа, подражательность, поверхностное усвоение культуры западной.
Появление «Философических писем» в открытой печати произвело впечатление выстрела в «темную ночь», и, было, в сущности, первым гласным общественным протестом такого масштаба, после того, как было подавлено восстание декабристов. Критика Чаадаевым России была по существу продолжением декабристкой критики.
Дать общую оценку политическим взглядам Чаадаева непросто. Главная трудность состоит в том, что Чаадаев противоречив. Но двойственность, а порой и множественность его суждений, постоянное отрицание даже самого себя – отражает неоднозначный и противоречивый характер его философии.
Общепризнанно,
что Чаадаев повлиял на духовное становление
великих русских поэтов – Пушкина и Лермонтова.
Именно к Чаадаеву восходит разделение
русской общественной мысли на западничество
и славянофильство. Чаадаевская концепция
«истинного патриотизма» – продолжает
лучшие традиции русской общественной
мысли, и прежде всего декабризма. Чаадаев
явление крупное, самобытное, во многом
определившее дальнейший ход развития
русского самосознания.
Список литературы