Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 17:03, реферат

Описание работы

Разные люди придержива¬ются различных ценностей жизни, неодинаковых миро¬воззренческих установок, ставят перед собой иногда прямо противоположные цели. В таких условиях было бы наивно пытаться доказывать и отстаивать единое понимание цели и смысла жизни для всего общества.

Содержание

Введение
1)Проблема смысла и цели жизни
2)Жизнь и смерть. Проблема смерти и бессмертия
3)Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека
4)Сколько жить человеку? Как жить? Во имя чего жить?
5)«Право на смерть»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Современные философы, юристы, врачи, теологи стремятся  разрешить два фундаментальных  вопроса: может ли эвтаназия вообще иметь моральное обоснование и если да, то при каких условиях она должна быть узаконена? При решении этих вопросов многие из ученых занимают антипатерналистскую позицию, считая, что важнейшим моральным принципом, который, на сколько это возможно, должен быть возведен в закон, является право свободы выбора. Они исходят из того, что вмешательство в свободу действия индивида, в том числе в его решение ускорить наступление своей смерти, морально неоправданно в том случае, если он этим не приносит вреда другим, и акт эвтаназии как проявление индивидуальной свободы не должен тогда запрещаться законом.

     Рассуждения антипатерналистов нередко строятся следующим образом: современная медицинская технология значительно увеличила и продолжает интенсивно увеличивать возможности продления жизни, но умирающие люди иногда сами замечают постепенное разрушение своей естественной природы, всех форм активности и не только подвергаются постоянным физическим страданиям, но и сознают свою обременительность для своих близких. В таких случаях, по мнению антипатерналистов, аморально не позволить человеку умереть.

     Ученые  же, склоняющиеся к патернализму, считают  эвтаназию недопустимой, выдвигая против моральной правомерности лишения человека жизни следующие основные аргументы. Во-первых, человеческая жизнь неприкосновенна, и поэтому эвтаназию нельзя применять ни при каких обстоятельствах. Причины же обращения к сакраментальности человеческой жизни различны (они могут покоиться на религиозных основаниях или на убеждении, что святость человеческой жизни является стержнем общественного порядка, и т. д.). Во-вторых, при эвтаназии возможны злоупотребления со стороны врачей, членов семьи или других заинтересованных лиц. В-третьих, эвтаназия противоречит принципу «пока есть жизнь, есть надежда», не учитывает возможности ошибочного диагноза врача. Применение эвтаназии в этих случаях приводит к необратимым последствиям. Кроме того, после смерти больного, к которому применили эвтаназию, может появиться новое лекарство, способное излечить ранее неизлечимое заболевание.

     Многие ученые пытаются на основе философского определения жизни решить и сугубо конкретный вопрос о том, когда наступает смерть человека, дающая право врачу отключить аппараты искусственного поддержания жизни (то есть применить так называемую «пассивную» эвтаназию). Обсуждаются две основные точки зрения: одна утверждает, что жизнь человека должна охраняться до самого последнего момента, а другая считает возможным констатировать факт смерти и отключить аппараты после гибели коры головного мозга. Острота и актуальность этого вопроса обусловлены и получающей все более широкое распространение практикой пересадки органов (трансплантации). Чтобы исключить возможность излишней поспешности врачей при констатации смерти донора, от которого берутся органы для будущей пересадки, было сочтено необходимым, чтобы факт смерти возможного донора констатировался бригадой медиков, независимой от тех, кто осуществляет пересадку.

     Таким образом, сегодня философские размышления  о жизни и смерти оказываются  необходимыми и для решения конкретных проблем, возникающих в связи  с развитием биологии, медицины и здравоохранения. Научный гуманизм также ищет для человека морально-нравственную опору перед лицом смерти, включая то, что относится, так сказать, к культуре умирания. Не фантастические грезы и надежды, не панические отрицательные эмоции и болезненная психическая напряженность перед лицом смерти, а честный и мужественный подход к ней личности, мудро решившей для себя эти вопросы как органическую часть своей жизни, вот та философская основа, которая утверждается научным, реальным гуманизмом.

     Реальный  философский гуманизм дает такой  идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих, социальных параметрах. Этот идеал утверждает вместе с тем диалектическую взаимосвязь природно-биологического и социального, конечного и бесконечного, смерти и бессмертия человека, получающего свои завершенные формы в том, что единственно соответствует его сущности в материальной и духовной культуре человечества. Именно на этом, в конечном счете, и основывается регулирующая роль нравственности, как в индивидуальной жизни человека, так и в его отношении к смерти. И это позволяет утверждать, что лишь в бессмертии разума и гуманности человека - бессмертие человечества. Таково глобальное предназначение человека и человечества, их ответственность за сохранение жизни и разума на нашей планете, без чего невозможно преодолеть все угрозы, исходящие от неразумности и антигуманизма. Пройдут, по-видимому, столетия и тысячелетия, прежде чем будут полностью реализованы потенции разума и гуманности, заключенные в человеке. И это будет подлинная история развития человека уже в истинно человеческом, разумном и гуманном обществе.

     Но  вопрос о смысле человеческой жизни  имеет и другую сторону, относящуюся к реальной, природно-биологической бесконечности человечества и бессмертию его разума, а также к возможности других форм жизни и разума, других, внеземных цивилизаций в бесконечной Вселенной. Эта чрезвычайно интересная сторона вопроса интенсивно обсуждается в современной научной и философской литературе. Космизация человечества, выход его в будущем в бесконечные просторы Вселенной изменят во многом

и наши представления о времени, что, по-видимому, будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия, приведет к осознанию космического предназначения и ответственности человека и человечества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Умирают не только люди. Умирают народы и  нации. Меняются в ходе исторического процесса и оценки «содеянного». То, что для одних эпох и даже поколений считалось исключительной ценностью, для других – никакой цены не имеющим и даже дается «содеянному благу» негативная оценка. Уходят из жизни люди, народы, рассыпается в прах искусственно сотворенное, стирается навсегда память о них.

     В последнее время о бессмертии все чаще говорят и ученые-естествоиспытатели, стремясь проникнуть в тайну смерти с помощью научных методов. Физики, химики, биологи, медики проявляют большую активность в изучении смысла смерти и бессмертия. Подчеркивается, например, тот факт, что смерть присуща только высокоорганизованным живым существам, то есть существам, которые размножаются исключительно половым путем. Отсюда делается вывод, что смерть существовала не всегда, что она появляется на определенной, достаточно поздней стадии развития органического мира. Некоторые исследователи утверждают, что изучая природу полового размножения, возможно отыскать глубинные причины, приводящие к возникновению смерти, поразившей живые организмы смертоносной бациллой.

     Поиски  методов борьбы со смертью идут и  в медицине. С одной стороны, современная медицина пытается возвратить (и возвращает) людей из состояния клинической смерти, как бы воскрешает их, возвращает из небытия. А с другой, идет интенсивная работа по увеличению продолжительности жизни, по достижению, говоря словами академика А. Ф. Купревича, практического бессмертия. 

     Многочисленные случаи возвращения людей из состояний клинической смерти позволили научным путем установить совершенно неожиданные и потрясающие факты. Работы американских ученых Раймонда А. Муди, Элизабет Коблар Росс («О смерти и умирании»), Станислава и Кристины Гроф («За гранью смерти»), Чарлза Фиори и Алана Ландоберга («Встречи со смертью») и других показали на основе обширного материала, воспоминаний людей, прошедших опыт клинической смерти, что религиозные представления о загробном мире, о посмертном существовании людей имеют под собой известные основания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

   1)Философия: Учебник/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко.- 2 – е изд., испр. И доп. -М: Юристь, 2001. – 520 с.

   2)Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2/ Фролов И. Т., Араб-Оглых Э. А., Арефьева Г. С. И др. – М.: Политиздат, 1989. – 639 с.

   3)Общий  курс философии: Учебник/ под  ред. проф. А. Д. Сирин., - Иркутск:  Иркутский Ом печати, 1995. – 300 с.

Информация о работе Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека