Философия Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:44, реферат

Описание работы

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.

Работа содержит 1 файл

Философия Нового времени.docx

— 29.93 Кб (Скачать)

   Верховная власть, согласно Спинозе, "не связывается  никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться"; все "обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость".

   Обосновывая приказной характер отношения государства  к подданным, Спиноза вместе с  тем возражает против возможных  обвинений его в том, что он превращает подданных в рабов: раб подчиняется приказаниям господина, имеющего в виду свою пользу, а подданный по приказанию верховной власти делает то, что полезно обществу, а следовательно, и ему.

   При рассмотрении вопроса о пределах полномочий государства в его  взаимоотношениях с подданными Спиноза  отмечает, что высказанное им положение  о полном переносе естественных прав каждого на верховную власть и  ее праве на все, хотя отчасти и  согласуется с действительностью, но "во многом неизбежно остается чисто теоретическим", ибо невозможно перенести на другого всю свою мощь (свое право), не перестав быть человеком. И никогда не будет существовать такая верховная власть, которая могла бы делать все так, как хочет, не считаясь с законами человеческой природы. "Посему должно допустить, – подчеркивал он, – что каждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другого".

   Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на сопротивление  властям, изменение, толкование или  нарушение этих учредительных (конституирующих  государство) договоров и законов. Нарушение же их властями ведет к  тому, что общий страх большинства  граждан превращается в негодование  против властей, "разрушается государство  и прекращается договор, защищаемый поэтому не по гражданскому праву, а по праву войны". Иначе говоря, для подобной ситуации нарушения государственными властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на восстание.

   Спиноза был защитником свободы совести  и веротерпимости.

   Спиноза выделяет и освещает три формы  государства (верховной власти) -– монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, отмечал он, "я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается над народом по праву войны".

   При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи  признает приемлемость и некоторые  достоинства и таких форм (при  их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия.

   При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что  государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии  и "два государства – по природе  враги". Право войны, таким образом, принадлежит каждому государству  в отдельности, право же мира –  это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными. "Война, – подчеркивал Спиноза, – должна вестись только в целях мира, дабы по ее окончании не было нужды в применении оружия".

   В историю политической и правовой мысли Спиноза вошел как прогрессивный  мыслитель-гуманист, критик теологических  политико-правовых идей, один из творцов  светской доктрины государства и  права. 
 


Информация о работе Философия Нового времени