Философия Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

17 в. открывает особый период в развитии философской мысли, который принято называть классической философией. В развитии европейской духовной культуры этот век определяют как век "разума": ему поклоняются, обращаются к нему как к "высшему судье" в делах человеческих; утверждается идея "разумности" мира. Формируется новая, так называемая просветительско-модернистская философская парадигма.
В эту эпоху формируется вера в безграничные возможности разума - неограниче

Содержание

Оглавление
Социальные и научные предпосылки философии Нового времени. 3
Эмпиризм и рационализм–главные направления философии Нового Времени 3
Философия французского Просвещения XVIII века. 3

Работа содержит 1 файл

печать!.docx

— 30.84 Кб (Скачать)

Центральное место  в философии французского Просвещения  заняла проблема человека.

     При всех различиях основным социально-философским  понятием французских просветителей  стало понятие «природа человека». Человек рассматривался ими как всецело физическое, природное, материальное существо. Поэтому главным моментом философской антропологии французских просветителей явилось отрицание дуалистической природы человека и утверждение положения о его материальном единстве.

Философская антропология французских просветителей тесно  связана с их социально-философскими воззрениями. Выступая против теологического объяснения общественных процессов, они  утверждали доминирующую силу просвещенного  разума в истории. Из этого принципа французские просветители выводили главный идеал «просвещенного правления». Если бы монархи, писал Ламетри, всегда были достаточно просвещенными людьми, все народы наслаждались бы «спокойной и сладостной жизнью и повсюду царила бы полная гармония между теми, кто управляет, и теми, кем управляют».

     Жан-Жака Руссо (1712 – 1778), который, напротив, считал, что «человек – по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным». В своей диссертации «Рассуждение о науках и искусствах» (1750) Руссо показал противоречивый характер развития цивилизации. Он противопоставлял своей эпохе – эпохе сословных привилегий и лицемерия простоту, невинность и добродетель первобытных людей. Призывая просвещать людей не отвлеченными науками, а добродетельными поступками, Руссо предлагает соединить политическую власть и просвещение.

     Теория общественного договора, развиваемая Руссо, подверглась значительному изменению у П. Гольбаха (1723-1789 – французский философ-материалист и атеист), в работах которого, завершает свое формирование антропосоциальная философия французских просветителей. Сущность общества Гольбах видел, прежде всего, в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их стремлении к счастью. Необходимость удовлетворить свои потребности, писал Гольбах, заставляет людей объединиться, заключить договор с обществом.

     Философия Французского Просвещения подготовила духовные основы Французской буржуазной революции 1789 – 1794 годов. Она выдвинула и обосновала такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм. Философия французского просвещения сумела утвердить на долгие десятилетия веру в прогресс, в возможность переустройства общества на началах справедливости и гуманизма.

     Эпоха Просвещения – одна из самых ярких  в развитии философии и духовной культуры в Европе. Ее начало связывают  с 1718 годом, когда в Париже впервые  была поставлена трагедия «Эдип» Вольтера. Вольнодумный, критический пафос  трагедии отразил кризис христианского  самосознания в духовной жизни Франции  первой четверти XVIII века.

    В философии французского Просвещения  можно выделить три основных направления:

    деистическое;

    атеистическо-материалистическое;

    утопическо-социалистическое (коммунистическое).

2. Деистическое направление  французской философии XVII в. и его представители.

    Деизм (не путать с дуализмом Декарта  – взаимосвязью и равноправием материализма и идеализма) – направление в  философии, сторонники которого:

    отвергали идею личного Бога;

    не  соглашались с отождествлением  Бога и Природы (паитеизмом);

    видели  в Боге первоначально, причину всего  сущего (но не более);

    отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход  истории, окружающий мир после его  сотворение.

    К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

3. Атеистическо-материалистическое  направление и  его представители.

    Другим  возможным направлением философии  французского Просвещения было атеистическо-метериалистическое. Атеисты отвергали саму идею существования  Бога в любых формах, объясняли  происхождение мира и человека с  материалистических и естественно-научных  позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

    Представителями атеистическо-материалистической философии  были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление и  его представители.

    Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в  философии французского Просвещения  начало формирования еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794  гг. и после ее завершения.

    К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

    Основной  интерес социалисты-утописты сосредоточили  на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

    Список  использованной литературы:

  1. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи. Учебник для вузов. М., НОРМА, 2006
  2. Канке В. А. Философия. Исторически и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е перераб. и доп. – М.: Логос, 2006.
  3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2 –е изд. - М.: Гардарика, 2006.
  4. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии ( общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический проспект, 2006.

Информация о работе Философия Нового времени