Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:17, контрольная работа
17 в. открывает особый период в развитии философской мысли, который принято называть классической философией. В развитии европейской духовной культуры этот век определяют как век "разума": ему поклоняются, обращаются к нему как к "высшему судье" в делах человеческих; утверждается идея "разумности" мира. Формируется новая, так называемая просветительско-модернистская философская парадигма.
В эту эпоху формируется вера в безграничные возможности разума - неограниче
Оглавление
Социальные и научные предпосылки философии Нового времени. 3
Эмпиризм и рационализм–главные направления философии Нового Времени 3
Философия французского Просвещения XVIII века. 3
Российский
государственный торгово-
Факультет Коммерции и Маркетинга
Кафедра
Философии и психологии
Контрольная работа
По ФИЛОСОФИИ
(название учебной дисциплины)
Тема
4. Философия Нового
времени
Выполнил студент 2 курса, КМ-23 з/с группы
Специальность 080111«Маркетинг»
Гилязова Диана Наиловна
«27»ноября 2011г.
________________
(подпись студента)
Рецензент проф. Титов В.А.
(должность, фамилия и.о. преподавателя)
Москва
2011г.
Оглавление
Социальные и научные предпосылки философии Нового времени. 2
Эмпиризм и рационализм – главные направления философии Нового Времени. 5
Философия
французского Просвещения XVIII
века. 9
17 в. открывает особый период в развитии философской мысли, который принято называть классической философией. В развитии европейской духовной культуры этот век определяют как век "разума": ему поклоняются, обращаются к нему как к "высшему судье" в делах человеческих; утверждается идея "разумности" мира. Формируется новая, так называемая просветительско-модернистская философская парадигма.
В эту эпоху формируется вера в безграничные возможности разума - неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы исследовать и понять. Наука не знает границ. Новое время утверждало отличную от античных и средневековых ценностей роль науки. Наука не самоцель, ею нужно заниматься не ради забавного времяпровождения, не ради любви к дискуссиям и не ради того, чтобы прославить свое имя. Она должна нести пользу человеческому роду, увеличивать его власть над природой.
Одной из важных особенностей этой парадигмы является стремление утвердить новое представление о реальности, бытии. Развитие мануфактурного производства, буржуазный образ жизни ориентировал на познание природы, природного бытия как действительной реальности. Именно природа ("натура"), а не божественный дух является истинной "мировой субстанцией", "действительным бытием" с точки зрения мыслителей этой эпохи. Соответственно этому "главным" знанием становится знание о природе - естествознание. При этом происходит "очищение" философии от гуманистической ориентации, направление ее на "чистую" (без специфически человеческого, социального аспекта), объективную природу.
Бурно развивается естествознание: развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности: Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. И. Ньютон сформулировал основные законы механики, в том числе закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику в химии, разработал понятие химического элемента.
В борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Стремление
философов 17 в. к совершенствованию
философского знания, преодолению схоластических
установок и предрассудков
Особенностью науки нового времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как главное средство достижения новых, практически действенных истин, на знание свободное от какой-либо ориентации на любые авторитеты. С другой стороны, в развитии науки этого времени значительную роль сыграли успехи математики, приведшие к возникновению алгебры, аналитической геометрии, к созданию дифференциального и интегрального исчислений и др.
Лидером
естествознания в Новое время, благодаря
научной революции 16 - 17 вв., стала
механика - наука о движении тел, наблюдаемых
непосредственно или с помощью инструментов.
Эта наука, основанная на экспериментально-
Развитие науки, и прежде всего нового естествознания, утверждение ее особой роли в развитии человечества, побуждает философов постоянно согласовывать свои представления и умозрения с данными и методами, принятыми в точном естествознании. Философско-методологические работы принадлежат к числу главных трудов, в которых сформулированы многие принципы новой, антисхоластической философии.
Таким
образом, если в средние века философия
выступала в союзе с
Философия
Нового времени не является тематически
и содержательно однородной, она
представлена различными национальными
школами и персоналиями. Но, несмотря
на все различия, сущность философских
устремлений у всех одна: доказать,
что между фактическим и
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания.
В
18 веке английская буржуазия достигла
своих целей, практически закрепив
свое экономическое господство. Это
господство требовало политического
оформления, закрепления консервативных
тенденций и стабилизационных настроений.
Традиционно носителем этих настроений
и тенденций являлась религия, и
поэтому обращение к ней стало
естественным шагом буржуазной идеологии.
В философии это проявилось в
распространении
Эмпиризм
как теоретико-познавательная традиция
опирается на утверждение, что источником
истинного знания может быть только опыт
(эмпирия). Задача науки заключается в
том, чтобы разобрать соответствующие
процедуры, позволяющие «извлечь» эту
истину, заключающуюся в вещах и процессах
реальности, и донести ее в неискаженном
виде до человека.
Наиболее авторитетными представителями
английского эмпиризма были Ф. Бэкон и
Т. Гоббс.
Френсис
Бэкон (1561–1626 гг.) считал целью человеческой
жизни достижение счастья посредством
истинной культуры и гуманности. Для этого
необходимо открытие законов природы
и покорения ее. Бэкон являлся автором
теории элиминативной индукции. Главные
труды: «Новый Органон», «О достоинстве
и преуспеянии наук», «Опыты политические
и моральные», «Новая
Атлантида».
Объектом познания, по Бэкону, выступает природа. Задача познания – исследование ее законов, а цель познания – установление господства человека над природой. Причина плачевного состояния науки кроется в отсутствии надежного метода. Истинное знание – это знание причин. Основа познания – опыт.
По мнению Гоббса, философия должна служить практическим интересам и нуждам людей и быть независимой от религии. Философия есть суммарное теоретическое знание причин вещей и процессов. Гоббса отличают крайний номинализм и сеснуализм (философская концепция, рассматривающая чувства человека в качестве единственного источника знаний), отрицание свободы воли. В его философии наиболее ценным является учение о знаках, которое многие считают аналогом бэконовского учения об идолах познания.
Знак есть то, чем обозначаются восприятия вещей. Он состоит из материала знака и значения знака. Гоббс различал такие виды знаков: сигналы; метки естественные и произвольные; собственно естественные знаки; собственно произвольные знаки; знаки в роли меток; знаки знаков. Главное в познании – не смешивать вещи с их знаками.
Рационализм
(от лат. rationalis – разумный, ratio – разум)
– совокупность философских направлений,
признающих разум основой познания и поведения
людей и полагающих, что разумность устройства,
логический порядок вещей – это неотъемлемая,
необходимая характеристика всего мироздания.
Согласно рационалистическим учениям
всеобщность и необходимость – логические
признаки достоверного знания – не могут
быть выведены из опыта и его обобщений;
они могут быть почерпнуты только из самого
ума, либо из понятий, присущих уму от рождения,
либо из понятий, существующих только
в виде задатков, предрасположений ума.
Для рационализма разум – высшая ступень. Разум – критерий истины. Все должно быть подвергнуто критике и оценке разума: и религия, и законодательство, и сам разум. И только-то имеет право на существование, что «может устоять перед свободным и открытым испытанием».
Рационализм появляется как реакция на схоластический способ мышления, с его готовыми истинами и непререкаемыми «авторитетами». Рационализм делает ставку на человека, на его разум. Логика его проста и понятна. Человек существо разумное. Мир, окружающий его, тоже разумен, следовательно, разумный человек, познав разумный мир, может построить разумную жизнь.
Основоположником
этого направления является Р.Декарт.
Основным признаком его рационализма
можно считать выведение факта существования
из факта мышления. Это выведение осуществляется
с помощью операции дедукции из врожденных
разуму идей. В состав врожденных идей
Декарт включает: бытие
Бога, существования понятия, свободу
воли.
Декарт
уравнял все вещи мира перед человеческим
интеллектом. Начала, или принципы,
природы он перенес из объективного
мира в человеческий разум.
Это позволило исключить природное неравенство
вещей и применить к их познанию количественную
характеристику, математические методы.
Философское
сознание 17 века во всем видит не согласие,
единство, гармонию, но – противоречие,
разорванность и противостояние
духовного и материального, рационального
и эмоционального, общественного
и индивидуально-личностного. Мир
воспринимается как нечто противостоящее
человеку, отсюда – неизбежность размышлений
не только о путях познания этого
мира, но и собственных познавательных
возможностях. Поэтому философия
нового времени представляет собой
процесс острых дискуссий и борьбы
сенсуализма и рационализма, индуктивного
и дедуктивного способов познания,
столкновения эмоционального и рационального
в осмыслении самой сущности человека.
В конечном счете все эти споры
приведут к формированию Кантом знаменитых
антимоний.
XVIII век вошел в историю как век Просвещения.
История Франции второй половины XVIII века - классический пример того, как в политической оболочке феодального общества развивается и зреет общественный уклад нового, капиталистического общества. Уже усиление абсолютизма в XVII – XVIII веках во Франции способствовало развитию производительных сил общества. Но вместе с тем расцвет абсолютизма сообщил значительную силу инерции политической системе «старого режима». Эта инерция обострила противоречие между победоносно пролагавшим себе путь капиталистическим способом производства, буржуазными общественными отношениями и обветшавшей феодальной политической системой, которая стесняла развитие общественного строя.
Противоречие
это отражалось и в идейном
состоянии французского общества. Развитие
нового, буржуазного способа