Философия нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Развитие нового – буржуазного – общества порождает изменение не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Философия Ф.Бэкона……………………………………………………5
Учение о субстанции и ее атрибутах в философии Р.Декарта……….9
Субъективный идеализм Д.Беркли и Д.Юма…………………………12
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

контрольная готовая.docx

— 34.83 Кб (Скачать)

Беркли в сочинениях “Опыт теории зрения” (1709), “Трактат о принципах человеческого знания” (1710) (основная работа), “Три разговора  между Гилосом и Филонусом” (1713) и др. раскрывает свою философскую  систему субъективного идеализма.

     По  Беркли, предпосылка понятия о  материи, как и понятие о пространстве, состоит в допущении того, что, отвлекаясь от частных свойств вещей, воспринимаемых посредством различных ощущений, мы можем образовывать отвлеченную идею об общем для них вещественном субстрате. Но восприятие каждой вещи, считает Беркли, разлагается без остатка на восприятие отдельных ощущений: мы ощущаем отдельные цвета, запахи, звуки и т.п., а не окрашенную, пахнущую и звучащую и т.п. материю. А значит, для понятия материи и пространства нет аналога в действительности.

     Беркли  также указывает на непоследовательность Локка в делении качеств на первичные и вторичные. Все качества он объявляет вторичными, т.е. производными от наших ощущений. Отсюда следует, что вещи не могут существовать вне наших ощущений, как это обычно думают. Существовать, по Беркли, значит быть воспринимаемым. Такая субъективно-идеалистическая установка неизбежно ведет к очень непопулярному среди естествоиспытателей, да и не только среди них солипсизму, к нелепому представлению, будто существует только один человек, а весь мир, в том числе и другие люди, существуют лишь в его сознании.

     Чтобы в соответствии со здравым смыслом  признать факт устойчивости вещей не зависимо от их восприятия конкретным человеком и спасти формулу «существовать значит быть воспринимаемым», Беркли вынужден был апеллировать к богу как к более вечному и совершенному существу, чем человек, и как к такому, восприятием которого создается чувственный мир. Этот вывод о существовании надприродного духовного существа, который вынужден был сделать Беркли, говорит о шаткости его субъективного идеализма и ограниченности сенсуализма вообще.

     Своеобразие философии Д. Беркли заключается  в том, что он стремился защитить религию от материализма. С этой целью идеи материализма он истолковывает в субъективно-идеалистическом духе. Соглашаясь с тем, что человек постигает мир с помощью ощущений, он превращает их в основу не только познания, но и нашего мировоззрения. Ощущения в понимании Беркли — это единственная реальность, с которой имеет дело познающий субъект. По Беркли, существуют лишь ощущения, а материя не существует. Она — предрассудок материалистов. Конкретные материальные вещи — это, согласно его представлениям, модификации сознания.

     У Беркли субъективно-идеалистические  допущения подкрепляются объективно-идеалистическими. Причиной идей, формирующихся на основе ощущений, по его мнению, является Бог. Его философия подвергалась острой критике материалистов. Полемика с  Беркли в последующие времена  позволила выявить недостатки онтологических и гносеологических идей субъективного  идеализма.

     Английский  философ, историк и экономист  Давид Юм (1711 — 1776) как бы подытожил  эволюцию британской философии от тяготеющего  к материализму эмпиризма к субъективному  идеализму Беркли. Он стал прародителем большей части философских учений двух последующих столетий. Основной труд Д. Юма “Трактат о человеческой природе” (1739 — 1740).

Юм как философ  испытал влияние со стороны идей Беркли. Однако в отличие от Беркли — воинствующего поборника идеализма  и религии, Юм — скептик. Эдинбургский мыслитель стремится избежать крайностей философии Беркли и открытого конфликта с выводами естествознания.

Как и Беркли, Юм исходит из того, что источник познания — в ощущениях или впечатлениях субъекта. Однако Юм считал неприемлемым мнение Беркли о том, что источником ощущений является всемогущее существо или божество. При этом он ссылался на то, что никакой человеческий опыт не может доказать существование божества. Между тем для Юма неприемлемо и представление материалистов, по мнению которых ощущения являются результатом взаимодействия человека и объективного мира. Он утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий. Юм полагал, что человек не в состоянии установить какое-то соотношение между образом и породившим его объектом.

     Что касается причинной связи явлений, то она, по его мнению, если и существует, то непознаваемаОн полагал, что источником знаний о порядке вещей служат не теоретические изыскания, а вера. Согласно Юму, результаты усилий философов демонстрируют лишь слепоту и слабость человеческого разума. Недооценка значения научного знания и преувеличение роли здравого смысла со стороны эдинбургского мыслителя — своеобразная реакция на чрезмерные претензии разума, науки в эпоху просвещения, когда затем обнаруживается, что они не могут исполнить обещания.

     Скептицизм  Юма в отношении возможностей познания причинно – следственных связей вел к агностицизму, т. е. к отрицанию возможностей познания мира, потому что все естествознание базируется на принципе причинности: мы знаем вещи или явления, если указали на порождающие их причины.

     Тем не менее, юмовская критика принципа причинности сыграла большую роль в развитии философии и науки. С одной стороны, она послужила одним из теоретических источников философии Канта, открывшего диалектику нашего мышления, а с другой – продемонстрировала ограниченность психологической трактовки причинности и дала мощный толчок к его более глубокому исследованию.

     Историческое  значение философии Д. Юма заключается  в том, что его скептицизм заставил философов, живших после него, продолжить осмысление теории и психологии познания, а также направлять усилия на исследование проблем этики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Очень трудно сделать вывод об окончательной  правоте какой-либо из описанных  концепций познания - полное отрицание  значения опыта одной школой и  отрицание организующего начала в качестве более сложной системы (составной частью которого является и наш трехмерный мир) другой школой не позволяет нам сделать этого.

     Скорее  всего, как это не раз доказывала история, истина окажется где-то в стороне  от ристалища, но философы по-прежнему будут пытаться выяснить «что важнее», «что раньше появилось», «что первично - идея или материя», пытаясь запустить  колесо истории от какой-то одной  абсолютной точки («начала времени») пространственных координат.

     Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители  эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят  роль разума и принижают роль чувственного познания.

     Вообще, характерной чертой философии Нового времени была ее ориентация на изучение процесса познания, т. е. во главе угла стояла гносеология. Однако, существенным недостатком этой теории познания было то, что субъектом познания был  отдельный, конкретный человек, а объектом – природа, нетронутая человеком, природа, как таковая. И истина в этой философии  понималась лишь, как соответствие содержания человеческих знаний вне  человека существующей природы.

     Новое время в отличие от Средневековья, характеризуется господством не духовного, а светского сознания, которое заключает в себе момент иррелигиозности. Кроме того, если в  Средние века пользовались в основном дедуктивным методом, то есть рассуждением и получением истины, идя от общего к частному, то философия Нового времени строится на методе эмпиризма (познания с помощью опыта) и рационализма.

     В целом же Новое время ознаменовалось бурным развитием естественных и  точных наук. Наследуя и развивая достижения Ренессанса, естествоиспытатели и философы того времени создали новую картину  мира, ставшую основой европейской  научно-технической революции Нового времени. Философские системы Бэкона, Декарта, Беркли, Юма были ориентированы  на практическое использование достижений науки в интересах промышленности, кораблестроения, мореплавания. Девиз  «Знание – сила» стал отражением духа новой эпохи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

  1. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. - М.1974
  2. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIIв.,1974
  3. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: 2004
  4. Субботин А.Л. «Фрэнсис Бэкон» Москва, «Мысль», 1974 г
  5. Алексеев П.В., Панин А.В. // Философия // Учебник., 2003

Информация о работе Философия нового времени