Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:47, контрольная работа
Европейскую философию XVIII века условно принято называть философией нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, в Англии происходит буржуазная революция (1640-1688гг.) Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимала драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.
Введение …………………………………………………………………………..3
Социально-исторические предпосылки возникновения философии Нового времени…………………………………………………………………………….5
Проблема достоверности знания ……………………………………..................7
Формирование новой механистической картины мира……………………….11
Заключение……………………….........................................................................13
Список использованных источников …………………………………………..15
В гносеологии Б. Спиноза различает три вида познания: чувственное, которое дает смутные и неистинные представления, познание посредством разума и самый высокий уровень познания – интуиция, открывающая истину.
Философия Нового времени содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место занимают концепции «естественного права» и «общественного договора». Так Д. Локк объявляет естественным правом человека его свободу и владение собственностью, приобретенной посредством труда. Однако в целях защиты граждан необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». В «Левиафане» Т. Гоббса государство возникает через общественный договор, чтобы люди не уничтожали друг друга, так они по природе злы, что позволяет применить к ним принцип «человек человеку – волк». У Локка на государство переносится лишь часть естественных прав. У Гоббса же государство – это смертный Бог – Левиафан, который охраняет мир. Концепции «естественного права» и «Общественного договора» разделял и Б.Спиноза. У него эти теории получают обоснование не просто через естественную природу человека, но через такое ее качество, как свобода.
Формирование новой
механистической картины мира
Материалистическая мысль эпохи ранних буржуазных революций опиралась на достижения естествознания. Однако в этот период из всех областей научных знаний наибольшее развитие получили такие дисциплины, как математика, механика, физика. Это отвечало потребностям развития производства, но в то же время накладывало свой
отпечаток на философское осмысление мира. Так, в частности, философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики. Это обусловило специфическую форму материализма того времени, а именно его механический характер.
Наряду с этим необходимо отметить следующее обстоятельство. Главнейшим приобретением естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экспериментальный метод и метод анализа. Применение метода анализа, использование эксперимента обусловили великие открытия естествознания той эпохи. Однако метод анализа стал постепенно обнаруживать свою односторонность, ограниченность. Исследование явлений природы чисто аналитически, без применения синтеза породило у ученых привычку рассматривать природные процессы и явления в отрыве друг от друга, вне их всеобщей связи и взаимодействия, то есть не диалектически, а метафизически. Поэтому в естествознании, а затем и в философии стал господствовать метафизический метод мышления.
В конце ХVII – начале ХVIII вв., после завершения цикла ранних буржуазных революций, в странах Западной Европы поднялась волна религиозной реакции и идеализма. Одним из наиболее активных ее представителей был епископ Д. Беркли (1685-1753). Но все попытки Беркли и других философов-идеалистов остановить распространение материалистических идей оказались безуспешными. В ХVIII веке выступления материализма против религии и идеализма приобрели еще более острый характер. Основным центром борьбы в Западной Европе стала Франция.
Французский материализм XVIII века был передовым мировоззрением, идеологически подготовившим французскую буржуазную революцию. Наиболее яркими его представителями были Ж. Мелье (1664-1729), Ж. О. Ламетри (1709-1750), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеций (1715-1771). Французские материалисты XVIII в. выступали с резкой критикой религии, опираясь на прочный фундамент материалистического понимания природы.
XVIII
век в истории человеческой
цивилизации не случайно
Заключение
XVI-XVII века – время обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении – все это нашло свое отражение в новой проблематике или философии. Важным событием, определяющим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Кихо Де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало И. Ньютону. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и ввести современника в новый мир, мир с иным местоположением самого человека, в его отношении к природе, обществу, к самому себе и Богу.
Новый духовный мир выстраивался и обживался с трудом, в конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиций требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир.
В философии этот период выделяются три теоретические обоснованные концепции познания и проникновения в тайны природы и человека.
Первая из них – философия Р. Декарта, картезианский рационализм, оказавший влияние на последующую европейскую мысль и явившийся теоретической основой эстетики и искусства классицизма. Вторая разрабатываемая концепция, вступающая в прямую полемику с картезианством, получило название эмпирического, сенсуалистского, метофизичекого материализма (Ф. Бэкон, Гассенди, Д. Локк, С. Гоббс). Третья творческой концепция, представленная в мысли XVII века, – философия мистического рационализма Блеза Паскаля, точнее, философия человека как совпадение противоположностей «величия и ничтожества», духа и материи, разума и страстей, истины и заблуждения, вечности и конечности. Его мысль, пытающаяся найти ключи к объяснению вечных противоположностей, сходящихся в человеке, в определенной мере послужило теоретическому обоснованию нового формообразующего стиля барокко XVII – XVIII века.
Список использованных
источников