Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:59, реферат
Чем дальше человечество будет выходить из состояния господства архаических и современных видов частной собственности и отчужденного труда, чем прочнее будут симптомы и гарантии приближения к концу его
«предыстории», как называл Маркс общество, где сохраняется необходимость материального производства в его современной для XIX—XX веков форме, тем очевиднее будет становиться для людей историческая перспективность, значимость философии марксизма.
Введение.
Философия марксизма.
1.Начало творческой биографии. «Философия на службе истории».
2.Философский анализ политической экономии.
3.Отчужденный труд и общество отчужденного человека.
4.Устранение отчуждения. Универсальный человек.
5.Философская критика «казарменного коммунизма».
Идеологизм марксизма.
1.Материалистическая идея практики.
2.Сознание и теория идеологии.
3.Новая концепция истории. Структура общества.
4.Человек как субъект истории.
5.Освобождение индивида. Решение проблемы свободы
Заключение.
Используемая литература.
3.Отчужденный
труд и общество отчужденного
человека
Отчужденный труд (труд по принуждению, подневольный) Маркс рассматривает в четырех аспектах. Во-первых, рабочий использует материалы, которые в конечном счете взяты у природы, и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты ему, рабочему, не принадлежат они ему чужие. Чем больше исходных материалов перерабатывает рабочий и чем больше вещей, продуктов он вырабатывает, тем больше мир предметов, ему не при надлежащих, «чуждых» ему Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, вещи, которые создаются в производстве, средствами жизни, физического существования. Они подчиняют себе рабочего, он полностью от них зависит.
Во вторых, сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет выбора: работать ему или не работать, поскольку не может иначе обеспечить возможность существования. Но такой труд — это «не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей ..». Далее. Рабочий и в процессе труда остается подчиненным контроль, регулирование, управление принадлежат не ему. Поэтому не в труде, а только вне труда рабочий освобождается, сам распоряжается собой. Он чувствует себя свободным «при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т. д.», то есть, осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд — форма жизнедеятельности специфически человеческая для рабочего, напротив, представляется унижением в себе человека, употреблением человека в животной функции, античеловеческим занятием.
В третьих, труд подневольный, как показывает Маркс, вообще отнимает у рабочего «родовую жизнь». Род человеческий живет в природе. Сам человек природное существо, его жизнь неразрывно связана с природой. Эта связь — деятельный контакт с природой, в котором главное труд, производство: «...произведет венная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождающая жизнь». Но для рабочего, наоборот, труд — лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не жизни «рода» Рабочий относится к производству и природе не как свободный человек, а как рабочий, то есть отчужденно, как к чуждому, даже враждебному. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь, и человеческая сущность.
В четвертых, подневольный труд порождает отчуждение между людьми Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться, чтобы жить; тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда. Этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним и управляет им.
Отчуждение
труда — базовое, фундаментальное,
глубинное социальное отношение. Не
только рабочий теряет в условиях
отчуждения свою человеческую сущность
и родовую жизнь все прочие
люди, начиная с капиталистов, также являются
отчужденными людьми. Отношения между
людьми также отчужденные, и различие
лишь в том, каковы виды, уровни отчуждения.
Маркс указывает на факт существования
первичных и вторичных видов отчуждения.
Почему же это происходит? Почему человек
становится отчужденным человеком? Отчужденный
труд равнозначен существованию частной
собственности. Частная собственность
— основа экономической жизни, та самая
фактическая основа, которую политэкономы
не обсуждают, считая «естественной предпосылкой».
На частнособственнической экономике
«держится» вся человеческая история,
вся жизнь людей. Это значит, что экономическая
история — ключ к пониманию человеческой
жизни как таковой. «Религия, семья, государство,
право, мораль, наука, искусство и т. д.
суть лишь особые виды производства и
подчиняются его всеобщему закону». Жизнь
людей в условиях экономического отчуждения
(всех людей, не только рабочих) искажает,
калечит их, делает «частичными индивида
ми» или неразвитыми, недочеловеческими
существами. «Частная собственность сделала
нас столь глупыми и односторонними, что
какой-нибудь предмет является нашим лишь
тогда, когда мы им обладаем... когда мы
им непосредственно владеем, едим его,
пьем, носим на своем теле, живем в нем
и т. д.,— одним словом, когда мы его потребляем...
Поэтому на место всех физических и духовных
чувств стало простое отчуждение всех
этих чувств — чувство обладания».
Негативная философская оценка «атомарного
индивида» и жизненной реальности совпадает
у Маркса с Фейербахом, но надежд на чисто
духовный, моральный переворот Маркс не
питает. Отчуждение должно быть преодолено
в самой своей основе в труде, в производственной
деятельности. Перспективы развития человека
и человечества — в преобразовании основы
основ, в уничтожении отчужденного труда.
4.Устранение
отчуждения. Универсальный человек
Процесс,
обратный отчуждению, присвоение человеком
собственной подлинной
Характеристика
«присвоения» человеком собственной
сущности, или превращения труда из принудительного
в «человеческий», рассматривается
Марксом по тем же параметрам, что и процесс
отчуждения: а) по присвоению предмета
труда и его результата; б) по присвоению
или освобождению самой деятельности;
в) по присвоению человеком труда общей
«родовой сущности»; г) по гармонизации
отношений человека с человеком, «Я» и
«Ты» в самой деятельности. Итак, уничтожение
отчуждения, превращение труда в свободную
самореализацию человека означает и полное
«переворачивание» и человека, и его отношения
к природе и другим людям. Маркс создает
грандиозную по гуманистическому пафосу
картину человека, живущего в единстве
с природой, преобразующего природу «по
мерке каждого вида», то есть в соответствии
с ее, природы, законами. Гармония с природой
внешней осуществляется в деятельности,
в которой человек реализует свои цели
уже не по законам утилитарной пользы,
эксплуатации природы, а «по законам красоты».
Внутренняя природа самого человека также преобразуется — вместо искалеченных, отчужденных, стремящихся только к удовлетворению животных потребностей людей появляется человек, само природное развитие которого есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. Это означает, что в человеке начнут бурно развиваться способности, пока еще реализующиеся отнюдь не у всех людей: музыкально развитое «ухо», художественно развитый «глаз» и т. д.
Универсально
развитый, живущий в единстве и
гармонии с внешней и внутренней
природой человек — таков идеальный
философский образ, рисующийся
Марксу в качестве «ядра» коммунистического
идеала. Маркс называет его
«закопченным натурализмом», или «законченным
гуманизмом». Уничтожение частной собственности
Маркс считает средством реализации этого
идеала.
Однако сама по себе ликвидация частной
собственности хотя и неизбежна, но еще
недостаточна для присвоения людьми человеческой
сущности.
5.Философская
критика «казарменного
Уничтожение частной собственности, которое некоторые современники Маркса мыслили как средство для достижения общего равенства людей в труде и наслаждениях, отнюдь не идентично с ликвидацией отчуждения человека в существующем обществе. По Марксу, превращая всех в рабочих и осуществляя равенство всех людей в труде и получаемой заработной плате, образе жизни, личностных проявлениях и т. д., теоретики уравнительного коммунизма вовсе не устраняют сам отчужденный труд. Вместо «особой» частной собственности, персонифицированной в определенных людях — капиталистах, возникает «всеобщая» частная собственность, или «община как всеобщий капиталист».
Распространение «социального равенства» в том виде, как его понимают теоретики грубо-уравнительного коммунизма (равенство труда, оплаты, удовольствий и наслаждений) фактически означает распространение всеобщей нищеты, резкое понижение уровня культуры и одновременно сильнейшую личностную нивелировку членов общества. «Тайна» уравнительного коммунизма видится Марксу в тезисе «общности жен». Дело не в практической реализуемости, а в теоретическом смысле этого тезиса. Превращение человека в средство (уравнивание женщины с имуществом и владением) узаконивает высшую степень унижения человека, существующую в реальности. Фактическое рабство женщины в настоящем делается законом жизни будущего общества. Несравнимо выше стоит концепция социалиста Ш. Фурье, согласно которой степень цивилизованности всякого общества измеряется степенью освобождения женщины. Философским обоснованием и объяснением этого положения Фурье Марксу в то время представлялась фейербаховская концепция единства «Я» и «Ты» в отношении индивидуальной любви, в которой Фейербах видел наиболее полное проявление сущности человека.
Признавая
необходимость уничтожения
ИДЕОЛОГИЗМ
МАРКСИЗМА.
Весной 1845 года, когда Энгельс приехал в Брюссель, Маркс, уже открыл для себя и устно излагал своему другу и соавтору положения нового философского мировоззрения.
Учение
об отчуждении и присвоении человеком
собственной сущности, то есть об экономических
причинах и возможностях устранения
эксплуатации и порабощения людей,
явилось огромным шагом на пути создания
целостного мировоззрения. Однако перспективы
будущего, а также история общества были
нарисованы в «Экономическо-философских
рукописях 1844 года» в обобщенной, абстрактно-образной
философской форме. А именно, почти не
просматривался практический «путь к
будущему» и не объясненным оставался
«путь из прошлого» — причины, механизмы,
источники отчужденного труда. Получалось,
что для практической реализации идеалов,
ярко и полно намеченных в философской
картине «целостного человека», недоставало
подлинной научной основы понимания того,
каким образом эти идеалы достижимы. Ответ
на эти вопросы был получен на путях разработки
и обоснования нового философского мировоззрения.
1.Материалистическая
идея практики
В чем же состояла принципиальная новизна философских идей Маркса? Как неоднократно поясняли основоположники марксизма, домарксовский философский материализм (в том числе и фейербаховский) ограничивался констатацией зависимости человека, ею практической и познавательной деятельности от природы. Человек есть часть природы, «живет природой» и потому не является нейтральным носителем «чистого самосознания», или «духа» В «Экономическо- философских рукописях 1844 года» Маркс неоднократно возвращался к мысли об общественной! (социальной) сущности человека. Развитие этой мысли, определив направление, в котором Маркс преобразовывает материализм. Уже в «Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический характер. Человек не про сто «находится» в природе, а практически преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше, как мы помним, Маркс заключил, что трудовая деятельность — родовая для человека, то есть подлинно человеческая. В обществе отчуждения она извращена, перевернута, искажена. Отчужденный труд является проклятием, утратой человеческой сущности.
Поэтому философам — и материалистам, и идеалистам — подлинно человеческим в человеке всегда казалось только духовное начало, относящееся к высшим формам творчества и культуры. Практическая же жизнь людей третируется как что-то грязно-торгашеское, античеловеческое и враждебное разуму и высшим философским ценностям.
В действительности именно труд как преобразование природы и активное одновременное преобразование людьми своих собственных общественных отношений и составляет бытие человека в обществе. Таким образом, практика является наиболее глубинной основой и характеристикой человеческого мира.
Главная,
фундаментальная философская