Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:20, реферат
Постепенно критика религии привела их и к критике самого Гегеля: его философии как рационализированной, спекулятивной теологии. Особенно здесь преуспел Людвиг Фейербах (1804-1872). В своих фундаментальных работах Сущность христианства, Происхождение религии он попытался показать, что человек - Начало, середина и конец всякой религии. Сущностью религии является человеческое сердце, от рассудка оно отличается тем, что стремится верить и любитъ. Бог - это совершенный и могущественный человек. Религия - всего лишь сон человеческого духа. Подобный антропологический атеизм лег в основу философии Фейербаха - учения о конкретном чувствующем, страдающем, мыслящем человеке, из которого можно вывести все основные законы и категории философии, не прибегая к понятиям абсолютного духа, субстанции, Бога и т.д.
1.Введение…………………………………………………….……...2
2.Философия марксизма………………………………………….....3
3.Позитивизм…………………………………………………………5
4.Прагматизм…………………………………………………….…10
5.Иррационализм 19ого-начала 20ого века……………….…….14
6.Заключение………………………………………………………..19
Прагматизм (от др.-греч. πράγμα, родительный
падеж πράγματος — «дело, действие») —
философское течение, базирующееся на
практике как критерии истины и смысловой
значимости. Его происхождение связывают
с именем американского философа XIX века
Чарльза Пирса, который первым сформулировал
«максиму» прагматизма. Далее прагматизм
развивался в трудах Уильяма Джемса, Джона
Дьюи и Джорджа Сантаяны. Среди основных
направлений прагматизма известны инструментализм,
фаллибилизм, антиреализм, радикальный
эмпиризм, верификационизм и др.
Основные принципы прагматизма
В основе
прагматизма лежит следующая
максима: «Примем во внимание, какой
практический эффект может быть связан
с данным объектом, и наше понимание
этого объекта будет состоять
в совокупности наших знаний о
его практических приложениях».
Первичность
практики
Прагматик
исходит из основной предпосылки
о способности человека теоретизировать,
что является неотъемлемой частью его
интеллектуальной практики. Теория и
практика не противопоставляются как
разные сферы деятельности; напротив,
теория и анализ являются инструментами
или «картами» для поиска правильного
пути в жизни. Как утверждал Дьюи,
не следует разделять теорию и
практику, скорее можно разделять интеллектуальную
практику и тупую, неинформированную практику.
Он же говорил о Уильяме Монтегю, что «его
деятельность состояла не в практическом
применении ума, а в интеллектуализации
практики». Теория — это абстрактное представление
непосредственного опыта и, в свою очередь,
непременно должна обогащать опыт своей
информацией. Таким образом, организм,
ориентирующийся в окружающей среде, —
основной предмет исследования для прагматизма.
Против
материализации теорий
и концепций
В своей
работе «Поиск определенности» Дьюи
критиковал философов, принимающих
категории (ментальные или физические)
как данность, на том основании, что
они не понимают номинальную сущность
любых концепций, изобретаемых человеком
для решения тех или иных задач.
Это приводит к метафизической или
концептуалной путанице. Среди примеров
можно перечислить абсолютное бытие
гегельянцев или идею о том, что
логика, как абстракция, производная
от конкретного мышления, не имеет
с последним ничего общего. Д. Л. Гильдебранд
суммировал эту проблему следующим
образом: «Ощутимое невнимание к
специфическим функциям познания ведет
к тому, что и реалисты, и идеалисты
формулируют знание, которое проецирует
продукт абстракции на опыт.»
Натурализм
и антикартезианство
Философы-прагматики
всегда стремились реформировать философию,
привнеся в нее научный метод.
Они критикуют как
Пирс
в работе «Исправление веры» (1877 г.)
отрицал роль интроспекции и интуиции
в философском исследовании. Он считал,
что интуиция может привести к
ошибкам в рассуждениях. Интроспекция
также не создает доступа к
работе ума, поскольку «Я» — это
концепция, производная от наших
отношений с окружающим миром, а
не наоборот. К 1903 г. он также пришел к выводу,
что прагматизм и эпистемология не являются
производными от психологии, а то, что
мы на самом деле думаем, отличается от
того, что мы должны думать. В этом отношении
его взгляды существенно отличаются от
философии остальных прагматиков, которые
больше привержены к натурализму и психологизму.
Рорти
в работе «Философия и отражение
природы» также критиковал попытки
философов науки выкроить пространство
для эпистемологии, независимое
или даже превосходящее пространство
эмпирических наук. Куэйн в «Натурализованной
эпистемологии» (1969 г.) подверг критике
«традиционную» эпистемологию и
ее картезианскую мечту об абсолютной
определенности. Он заявлял, что на
практике эта мечта оказалась
несбыточной, а в теории — ложной,
поскольку привела к разделению
эпистемологии и научного исследования.
Примирение
антискептицизма
и фаллибилизма
Антискептицизм
возник в современном академическом
сообществе как реакция на учение
Декарта о том, что основой
философского исследования является сомнение,
наличие которого подтверждает факт
существования сомневающегося. Прагматизм,
в основе которого также лежит
сомнение в достоверности человеческого
знания, лежит вполне в русле старой
традиции скептицизма.
Тем
не менее, Патнем считает, что основной
задачей американского
1.5 Иррационализм 19ого – начала 20ого века
Еще во времена Гегеля
Шопенгауэр после окончания университета пришел устраиваться на работу к самому Гегелю и, будучи принятым, назначил свои лекции на то же время, когда перед студентами выступал Гегель - ректор университета, философ в зените своей славы Шопенгауэр, конечно, провалился и, кое-как доработав семестр, больше никогда преподавательской деятельностью не занимался, чем, правда, не был особенно опечален Показателен, однако, факт непосредственного столкновения двух людей, представляющих две совершенно разные эпохи в философии.
В 1818 году Шопенгауэр закончил главный труд своей жизни, книгу Мир как воля и представление, которая намного опередила свое время, не была замечена, понята, и почти весь тираж книги автор вынужден был забрать из издательства и десятилетия хранить у себя дома
С точки
зрения Шопенгауэра, мир может обнаруживаться
нами и как воля, и как представление
- это как бы две ипостаси мира
по отношению к человеку. Воля - это
кантовская вещь в себе, абсолютное
начало всего бытия, некая космическая,
в определенном смысле, биологическая
по своей природе сила, создающая
и мир и человека. Когда появляется
человек, возникает мир как
Шопенгауэр
первым в XIX веке создал философское
обоснование пессимизма, и, конечно,
все его рассуждения о
Есть лишь одна разновидность людей, которые перестали быть рабами воли, победили в себе желания и стремления, стали безвольными субъектами - это гении в искусстве и святые в земной жизни. Когда человек, поднятый силой духа, предстает рассматривать мир как представление, связанное законами причинности, в пространстве и во времени, когда он всей мощью этого духа отдается созерцанию, наполняя свое сознание спокойным видением окружающего мира, его щей и предметов тогда он теряется в них, забывая свою индивидуальность, свою волю и остается только в качестве чистого зеркала мира, вещей, объектов, ландшафта и т.д. Погруженная в такое созерцание личность - это уже не индивид, а чистый, безвольный, безболезненый, вневременный субъект познания .
Сущность
гения состоит в способности
к такому созерцанию, а так как
последнее требует полного
Он родился последним ребенком, когда
матери было 46 лет. Все детство он находился
под полным влиянием отца, о матери почти
никогда не упоминал - такие дети, по мнению
психологов, всегда несчастны в личной
жизни (в сходной обстановке прошло детство
Шопенгауэра). Окончил теологический факультет,
потом учился в Германии, слушал лекции
Шеллинга. За четыре года (с 1843 по 1846) написал
основные произведения: Или-или, Страх
и трепет, Философские крохи и др. Всего
за 13 лет им написано 28 томов сочинений,
из них 14 - его дневники. В молодости Кьеркегор
отказался от своей невесты и всю оставшуюся
жизнь жил одиноко и замкнуто. Умер он,
упав на улице от истощения. Как и Шопенгауэр,
он считается одним из философов, наиболее
заметно повлиявших на философскую мысль
XX века, предтечей такого направления
современной философии как экзистенциализм.