Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:20, реферат
Постепенно критика религии привела их и к критике самого Гегеля: его философии как рационализированной, спекулятивной теологии. Особенно здесь преуспел Людвиг Фейербах (1804-1872). В своих фундаментальных работах Сущность христианства, Происхождение религии он попытался показать, что человек - Начало, середина и конец всякой религии. Сущностью религии является человеческое сердце, от рассудка оно отличается тем, что стремится верить и любитъ. Бог - это совершенный и могущественный человек. Религия - всего лишь сон человеческого духа. Подобный антропологический атеизм лег в основу философии Фейербаха - учения о конкретном чувствующем, страдающем, мыслящем человеке, из которого можно вывести все основные законы и категории философии, не прибегая к понятиям абсолютного духа, субстанции, Бога и т.д.
1.Введение…………………………………………………….……...2
2.Философия марксизма………………………………………….....3
3.Позитивизм…………………………………………………………5
4.Прагматизм…………………………………………………….…10
5.Иррационализм 19ого-начала 20ого века……………….…….14
6.Заключение………………………………………………………..19
После смерти Гегеля его духовное наследство
поделили между собой два направления
его единомышленников - правые гегельянцы
(Габлер, Гинрихс, Гешель и др.), которые
преимущественно развивали гегелевское
учение о праве и государстве и пытались
сохранить в целостности гегелевскую
систему; и левые, или младогегельянцы
(Штраус, Бауэр, Штирнер, Фейербах), стремившиеся
сделать из философии Гегеля атеистические
и даже революционные выводы. Поскольку,
согласно Гегелю, философия образует высшую
форму самосознания абсолютного духа
по сравнению с религией, то младогегельянцы
смело выступили с критикой религии, видя
в ней тормоз развития общества. Постепенно
критика религии привела их и к критике
самого Гегеля: его философии как рационализированной,
спекулятивной теологии. Особенно здесь
преуспел Людвиг Фейербах (1804-1872). В своих
фундаментальных работах Сущность христианства,
Происхождение религии он попытался показать,
что человек - Начало, середина и конец
всякой религии. Сущностью религии является
человеческое сердце, от рассудка оно
отличается тем, что стремится верить
и любитъ. Бог - это совершенный и могущественный
человек. Религия - всего лишь сон человеческого
духа. Подобный антропологический атеизм
лег в основу философии Фейербаха - учения
о конкретном чувствующем, страдающем,
мыслящем человеке, из которого можно
вывести все основные законы и категории
философии, не прибегая к понятиям абсолютного
духа, субстанции, Бога и т.д.
1.2 Философия марксизма
Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии.
К младогегельянцам поначалу относился
и Карл Маркс, но потом, под влиянием философии
Фейербаха, он перешел на позиции материализма
и в конце концов создал самостоятельное
философское учение - диалектический материализм.
Маркс был одним из тех мыслителей XIX века,
чье учение оказало огромное влияние на
судьбы людей, особенно в XX веке, когда
впервые в человеческой истории люди стали
воевать друг с другом за идеологические
доктрины.
Обычно
говорят о существовании двух
Марксов - один был философом-гуманистом,
тонким аналитиком сознания, крупным
теоретиком в области философии;
другой - революционером-практиком, разработавшим
учение о сверши существующего
Еще
одно важнейшее положение марксизма
- учение о повторяемости в истории,
о наличии в истории
Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Позитивисты объединили логический и
эмпирический методы в единый научный
метод. Сущность единого для всех наук
метода, обеспечивающего надежным и достоверным
знанием закономерностей природы, была
выражена в манифесте «Венского кружка»,
опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали
научное миропонимание в основном посредством
двух определяющих моментов. Во-первых,
оно является эмпиристским и позитивистским:
существует только опытное познание, которое
основывается на том, что нам непосредственно
дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается
граница для содержания легитимной науки.
Во-вторых, для научного миропонимания
характерно применение определенного
метода, а именно метода логического анализа».
Основная
цель позитивизма — получение
объективного знания.
Позитивизм
оказал влияние на методологию естественных
и общественных наук (особенно второй
половины XIX века).
Позитивизм
критиковал натурфилософские построения,
которые навязывали науке неадекватные
умозрительные образы изучаемых
ею объектов и процессов. Однако эту
критику позитивисты перенесли
на всю философию в целом. Так
возникла идея очищения науки от метафизики
. Сущность позитивистской концепции соотношения
философии и науки отражается во фразе
О. Конта: «Наука - сама себе философия».
Тем не менее многие позитивисты верили
в возможность построения «хорошей», научной
философии. Такая философия должна была
стать особой сферой конкретно-научного
знания, она не должна отличаться от других
наук по своему методу. В ходе развития
позитивизма на роль научной философии
выдвигались разные теории: методология
науки (Конт, Милль),научная картина мира
(Спенсер), психология научного творчества
и научного мышления (Мах, Дюэм), логический
анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап),
лингвистический анализ языка (Райл, Остин,
поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая
реконструкция динамики науки (Поппер,
Лакатос). Однако все указанные выше варианты
позитивной философии были раскритикованы
прежде всего самими позитивистами, так
как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли
провозглашенным самими позитивистами
критериям научности, а, во-вторых, опирались
на явно (а чаще — неявно) определенные
«метафизические» предпосылки .
Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:
Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.
Стадии истории человечества с позиции позитивизма
Из эпохи барокко позитивисты заимствуют
идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном
движении к одной определённой цели. Развитие
человечества как прогресс, главную роль
в котором играет наука. Прогресс связан
с эволюцией, но не сводится к ней. Идея
эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни
считают, что идею эволюции раскрыл Чарльз
Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором
этой идеи был английский философ-позитивист
Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было,
именно Спенсер раскрывает концепцию
космической эволюции. Эволюция — это
предельно общий закон развития природы
и общества; то есть собственно, предмет
философии. Суть этого закона в том, что
развитие идёт путём ветвления, от однообразия
к многообразию. За иллюстрациями Спенсер
обращался к различным наукам — к астрономии,
биологии и социологии. Однообразная космическая
туманность порождает многообразие небесных
тел Солнечной системы; однообразная протоплазма
— многообразие мира живых существ; однообразная
первобытная орда — многообразие форм
государства. Кроме того, эволюция характеризуется
переходом от хаоса к порядку и постепенным
замедлением в результате рассеяния энергии.
Идея эволюции оказалась чрезвычайно
плодотворной. Её заимствовали как материалисты,
так идеалисты и мистики.
Основной внешний конфликт позитивизма
— борьба с метафизикой, которая манипулирует
терминами, которым ничего не соответствовало
в реальности, например, энтелехия, эфир
и т. п. Поиск научного метода преследовал
цель найти свободные от метафизических
предрассудков достоверные основания
знания. Позитивисты считали надежным
знание, которое должно опираться на нейтральный
опыт, а единственной, познавательно ценной
формой знаний, по их мнению, является
эмпирическое описание фактов. Для выражения
результатов наблюдения должны использоваться
особые «протокольные предложения», Мориц
Шлик писал: «первоначально под „протокольными
предложениями“ понимались — как это
видно из самого наименования — те предложения,
которые выражают факты абсолютно просто,
без какого-либо их переделывания, изменения
или добавления к ним чего-либо ещё, —
факты, поиском которых занимается всякая
наука и которые предшествуют всякому
познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно
говорить о недостоверных фактах. Только
утверждения, только наше знание могут
быть недостоверными. Поэтому если нам
удается выразить факты в „протокольных
предложениях“, без какого-либо искажения,
то они станут, наверное, абсолютно несомненными
отправными точками знания».