Философия Л. Фейербаха

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872) был выдающимся представителем немецкой классической философии. Надо признать, что в развитии мировой философии его соотечественники, такие, как Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель занимают целую эпоху. Но именно Фейербаху было суждено завершить развитие немецкой классической философии.
Без сомнения, для того, чтобы исследовать работы Фейербаха по истории философии, необходимо рассмотреть творчество его предшественников. К ним относятся Аристотель, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза и др., и конечно все представители немецкой классической философии, о которых мы указывали выше. Но представляется, что именно Гегель больше, чем кто–либо другой, стал для Фейербаха истинным учителем в области философии, и именно он стимулировал в Фейербахе живой интерес к проблемам истории философии.

Содержание

1. Введение

2. Антропологическая философия Фейербаха

3. Фейербаховская «философия религии»

4. Критика «спекулятивной философии»

5. Материалистическое учение Фейербаха

6. Заключение

Работа содержит 1 файл

Философия Фейербаха.docx

— 31.28 Кб (Скачать)

По Фейербаху, только гегелевский абсолютный идеализм явился отрицающей реализацией содержательного  теизма, божественной троичности и  предстал как подлинно пантеистический  идеализм. Именно в философии Гегеля новейшая философия, по мнению Фейербаха, реализовала и упразднила божественное существо, отмежеванное и отличенное от чувственности, от мира, от человека. 
 
 
 
 

5. Материалистическое учение Фейербаха  

Материалистическое  учение Фейербаха складывалось в  процессе критики гегелевского идеализма  и преодоления идей левого гегельянства, в движении которого он принимал участие. Своей первостепенной задачей он считал критическое исследование религии, в философии же Гегеля усматривал попытку рационализации теологии. Отвергая гегелевскую онтологизацию мышления, т. е. рассмотрение его как сверхприродной, субстанциальной реальности, Фейербах считал, что единство бытия и мышления имеет смысл лишь тогда, когда субъектом этого единства является человек. Следовательно, вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека: “Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в т. ч. и физиологию, в универсальную науку. Сущность человека — это прежде всего чувственность, многообразие переживаний, страдания, любовь, стремление к счастью, жизнь ума и сердца. Возражая Гегелю, Фейербах утверждает, что человека отличает от животных не только разум: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. “Ощущение у животного животное, у человека — человеческое”. Фейербах— последовательный сторонник сенсуализма: “Не только внешнее, но и внутреннее, не только тело, но и дух, не только вещь, но и Я составляют предметы чувств. Поэтому все является чувственно воспринимаемым, если не непосредственно, то опосредованно, если не обычными, грубыми чувствами, то изощренными, если не глазами анатома или химика, то глазами философа, поэтому совершенно законно эмпиризм усматривает источник наших идей в чувствах” . 

Заключение.  

Подводя итог анализу  философских представлений Фейербаха, можно сделать следующие выводы. 
Первое. В своих работах Фейербах ссылался на множество, оказавших на него влияние, мыслителей, принадлежавшим к различным философским направлениям. Идейное становление мыслителя проходило через увлечение идеями Б. Спинозы, Р. Декарта и др. Однако, наибольшее влияние на его философское становление оказал прежде всего Гегель, некоторые идеи которого в начале Фейербах отстаивал, пытался уточнить и развить, но потом и оспаривать.  
Второе. Если в первых своих работах, он заявил о себе как о полностью сложившимся философе гегельянского толка., то потом в ходе дальнейшей эволюции, его философское мировоззрение претерпело ряд крупных изменений. Как было показано в реферате, Фейербах в ряде работ, развил критику идеализма Гегеля и всей спекулятивной философии. Это — «Необходимость реформы философии», «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основные положения философии будущего». Фейербах критикует отношение гегелевской философии, во-первых, к религии и теологии, во-вторых, к проблеме бытия и мышления. Тайна гегелевской спекулятивной философии заключается, по Фейербаху, в теологии. Философия Гегеля — это вывернутый наизнанку теологический идеализм. Она превратила мышление как таковое, взятое без субъекта, в божественное, абсолютное существо. Основой, фундаментом своей собственной концепции для Фейербаха стал именно «критицизм» как общая направленность его мировоззрения. Критика именно идеалистического, гипостазированного представления привела его к необходимости создания философии, в центре которой стоял бы человек.  
Третье. Критика спекулятивной философии вовсе не означает полного принятия Фейербахом материалистической философии. Главным его возражением против материалистов того времени было их механистическая направленность. Фейербах был сторонником витализма – взгляда, согласно которому в организмах имеется наличие особой жизненной силы, от которой должны зависеть все проявления жизни. Философ критиковал современных ему материалистов за мертвое, неживое восприятие природы. 
Четвертое. По Фейербаху человеческая история не представляет собой, как у Гегеля, истории развития абсолютного духа. Это периоды смены религий, которые должны закончиться эпохой, когда человек придет к главной и истинной своей религии – веры в себя. Фейербах считает, что вера в Бога это оторванная и абстрагированная вера в свою собственную сущность, бог есть не что иное, как сущность человека, мысленно освобожденная от границ телесного человека, и опредмеченная, созерцаемая и почитаемая как некая другая, отличная от него, самостоятельная сущность. На место любви к Богу нужно поставить любовь к человеку как единственную истинную религию, на место веры в Бога - веру человека в самого себя. 
Пятое. Антропологическое мировоззрение Фейербаха ставит в центр его концепции человека, но нельзя не упомянуть о том, что всей основой его философии, его базисом была природа. Природа, согласно Фейербаху, представляет собой не только количественную, но и качественную определенность. Именно общаясь с природой, человек осознает себя как бесконечное существо. Природное бытие и составляет, по Фейербаху, объективную реальность, «бытие вне нас» 
Он считал, что человек является совершенным существом природы, его непосредственное единство души с телом и составляет исходный пункт антропологического миросозерцания.
 
 
 

Список  использованной литературы: 

1. Антропов В.В.  Этика и религия в философии  Людвига Фейербаха // Вестник Московского  университета. 2004. №1. 
2. Быховский Б. Людвиг Фейербах. Издательство «Мысль», Москва, 1967. 
3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. Издательство «Высшая школа», Москва, 2003. 
4. Фейербах Л. История философии. Издательство «Мысль», Москва, 1967. 
5. Фейербах Л. Избранные философские произведения Т. 2., Москва, 1955. 
6. Фейербах Л. Сочинения Т. 1. Издательство «Наука», Москва, 1995. 
7. Фейербах Л. Сочинения Т. 2. Издательство «Наука», Москва, 1995. 
8. Философия свободомыслия: (К 200 – летию со дня рождения Людвига Фейербаха). Отв. ред. Чесноков Г.Д., Издательство РАГС, Москва, 2004. 
9. Шинкарук В.И., Булатов М.А., Табачковский В.Г. и др. Очерки по философии Л.Фейербаха. Издательство «Наукова думка», Киев, 1982.

Информация о работе Философия Л. Фейербаха