Философия Л. Фейербаха

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872) был выдающимся представителем немецкой классической философии. Надо признать, что в развитии мировой философии его соотечественники, такие, как Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель занимают целую эпоху. Но именно Фейербаху было суждено завершить развитие немецкой классической философии.
Без сомнения, для того, чтобы исследовать работы Фейербаха по истории философии, необходимо рассмотреть творчество его предшественников. К ним относятся Аристотель, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза и др., и конечно все представители немецкой классической философии, о которых мы указывали выше. Но представляется, что именно Гегель больше, чем кто–либо другой, стал для Фейербаха истинным учителем в области философии, и именно он стимулировал в Фейербахе живой интерес к проблемам истории философии.

Содержание

1. Введение

2. Антропологическая философия Фейербаха

3. Фейербаховская «философия религии»

4. Критика «спекулятивной философии»

5. Материалистическое учение Фейербаха

6. Заключение

Работа содержит 1 файл

Философия Фейербаха.docx

— 31.28 Кб (Скачать)

                                                  Философия Л. Фейербаха 
 

1. Введение 
 
2. Антропологическая философия Фейербаха  
 
3. Фейербаховская «философия религии»  
 
4. Критика «спекулятивной философии»  
 
5. Материалистическое учение Фейербаха
 

6. Заключение 
 
 

1.  Введение 

Людвиг Андреас  Фейербах (1804 – 1872) был выдающимся представителем немецкой классической философии. Надо признать, что в развитии мировой  философии его соотечественники, такие, как Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель занимают целую эпоху. Но именно Фейербаху  было суждено завершить развитие немецкой классической философии.  
Без сомнения, для того, чтобы исследовать работы Фейербаха по истории философии, необходимо рассмотреть творчество его предшественников. К ним относятся Аристотель, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза и др., и конечно все представители немецкой классической философии, о которых мы указывали выше. Но представляется, что именно Гегель больше, чем кто–либо другой, стал для Фейербаха истинным учителем в области философии, и именно он стимулировал в Фейербахе живой интерес к проблемам истории философии. 
Философская карьера молодого ученика начиналась в то время, когда авторитет Гегеля был непререкаем. Гегель возвел человеческий разум на такой уровень, на котором ни у одного из его предшественников, да и последователей тоже, он никогда не стоял. Казалось, что после Гегеля просто невозможно развитие философской мысли. Миру требовался человек такого же масштаба, который мог бы задать новое направление для дальнейшего развития философской мысли. Им оказался Людвиг Фейербах.
 
 
 
 
 

2. Антропологическая философия Фейербаха  

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная  религия, а философия и религия  по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую  задачу философии Фейербах видел  в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия  и близкая к ней по духу идеалистическая  философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех  атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.  
 
   По Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Он писал:” Мое учение или воззрение может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, предшествующие человеку, существо, являющиеся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не бог - мистическое, неопределенное, многозначащие слово, а природа - слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня - человек” . Ф. Энгельс писал о сочинении Фейербаха” Сущность христианства” :” Природа всегда существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это - лишь фантастические отражения нашей собственной сущности” .  
 
   Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого” Я” . Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.  
 
   Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.  
 
   Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие” объект” . По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек,” Ты” . Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.  
 
   Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.
 
 
 
 

3. Фейербаховская «философия религии» 

Согласно  логике Фейербаха, например, христианская формула «Бог есть любовь» должна быть сведена к любви. Если поменять местами субъект и предикат, получаем суждение «любовь есть Бог». Такую  же операцию можно проделать и  с суждением по поводу других качеств  Бога

Фейербах  анализировал религию в ряде своих  произведений: “Предварительные тезисы к реформе философии”, “Основные  положения философии будущего”, “Необходимость реформы философии”, “Сущность христианства”, “Лекции  о сущности религии” и др. Обозревая  путь своего духовного развития, Фейербах писал, что его Первой мыслью был  “Бог”, второй — “разум”, третьей  и последней — “человек”. Сначала  считал Гегеля своим учителем. Однако затем Фейербах подверг философскую  систему Гегеля принципиальному  переосмыслению

.Он  провел “реформу” философии  и сформулировал основные положения  “новой философии”, “философии  будущего”. Вместо абсолютного  идеализма он предложил в качестве  подлинной философии натурализм  в единстве с антропологизмом.  Это “откровенно чувственная  философия”, ее объективно обоснованным  началом и одновременно “каноном”  является природа. Поскольку человек  — часть природы, Фейербах  рассматривал его как “единственный,  универсальный и высший предмет  философии, превращая, следовательно,  антропологию, в том числе и  физиологию, в универсальную науку”. Новая философия опирается на  разум, но сущность его сводится  к человеческой сущности: человек  есть мера разума. Поэтому познавательным  принципом, субъектом новой философии  является не “Я”, не абсолютный  дух, не разум в абстрактном  смысле, но действительное и цельное  человеческое существо

Согласно  принципам новой философии мышление исходит из бытия. Предмет дается не посредством мышления, а благодаря  чувствам, бессознательно мысль предполагает истинность реальности, чувственности, от мысли не зависимой. Фейербах утверждал: “Понятие объекта в непосредственном смысле есть... понятие чужого Я. Только в ощущении, только в любви это  лицо, эта вещь обладает абсолютной ценностью, в ощущении конечное оказывается  бесконечным, в любви, а не в абстрактном  мышлении заключена тайна бытия. любовь есть подлинное онтологическое доказательство наличности предмета вне  нашей головы.

Отличительными  признаками истинно человеческого  в человеке Фейербах считал разум, волю и чувства (сердце):. Разум (воображение, фантазия, представление, мнение), воля и любовь не являются его непосредственным достоянием и продуктом, это —  оживотворяющие, определяющие господствующие, абсолютное силы, которым человек  не может противостоять, они им владеют  и поглощают его.

По его  мнению, искусство, религия, философия  и наука суть проявление или развитие человеческой сущности.

Предметом и содержанием религии считается  человек, его непосредственная сущность. Религия выражает существенное отличие  человека от животного: у животных нет  религии. Религия есть сознание человеком  себя в своей живой цельности, в которой единство самосознания существует только как завершившееся  единство “Я” и “Ты”. В религии, считал Фейербах, имеется сознание бесконечного, человек осознает свою не конечную, а бесконечную сущность.

Чувственный объект находится вне человека религиозный  — внутри него, поэтому познание Бога — самопознание человека. Бог  есть откровение внутренней сути человека, выражение его “Я”, а религия - торжественное раскрытие тайных сокровищ человека, признание его сокровенных помыслов, открытое исповедание его тайн любви. В религии содержится внутреннее противоречие: религия есть первое и к тому же косвенное самосознание человека: прежде чем искать свою сущность в себе, он полагает ее вне себя, свою собственную сущность он объективирует в качестве другой. Поскольку, с точки зрения Фейербаха, сущность человека обрадуют разум, воля и чувства, постольку и сущность религии составляют эти свойства, но предстающие в качестве объективированных. Человек не может допустить, представлять, мыслить другую духовную сущность, другой разум, кроме того, который светится и проявляется в нем. Он может только вынести разум , пределы своей индивидуальности. Религиозные чувства не отличаются от тех, которые человек испытывает вне и без религии. Настроения и чувства, связанные религиозным предметом он, человек, переживает и по отношению к нерелигиозным предметам. Фейербах полагал, что, поскольку подлинным предметом и содержанием религии является человек, антропология, религиозные определения Бога выражают и объективируют истинную человеческую сущность. Важным моментом фейербаховской концепции религии являлся поиск ее “основы”, “корня”, “источника”, “фона”. Исходный принцип формулировался так: “Основу религии составляет чувство зависимости человека”; самым ярким выражением чувства зависимости является страх. Вначале предметом этого чувства была природа с ее изменчивостью, непостоянством, драматическими событиями: она — первый, изначальный объект религии. Религии, в которых поклоняются явлениям природы, Фейербах называл естественными. Главный предмет религии — случайность, ибо она является чем-то непреднамеренным и непроизвольным, независимым от человеческого знания и воли, но в то же время таким, от чего зависит судьба человека. От естественной религии Фейербах отличал религию духовно-человеческую: в ней предметом является дух, духовное существо, иной оказывается и основа. По мнению философа, в ходе истории человек возвышается над природой, его Бог оказывается “сверхъестественным существом”, и тогда объектом чувства зависимости выступают и общественные силы. Из чисто физического существа человек становится существом политическим. Как и в природе, в обществе действует случай. Основание религии Фейербах связывал с потребностями, желаниями, эгоизмом человека. Религия есть не только дело воображения, фантазии, не только дело чувства, но также и желания, стремления человека устранять неприятные чувства и создавать себе приятные. Стремление к счастью, любовь к себе, т. е. человеческий эгоизм, Фейербах называл “первоосновой”, “последним основанием” религии и в то же время ее целью. Периоды человечества, развивал свою мысль философ, отличаются один от другого лишь переменами в религии.  
 

4. Критика «спекулятивной  философии»  

Свою критику  спекулятивной философии Фейербах связывал со своей «философией религии» не только в методологическом плане: обе их он рассматривал как необходимые  пути к построению «новой философии», или «философии будущего». В содержательном плане их общим знаменателем была скрытая в них «антропологическая истина». Считая, что мировоззренческая  задача нового времени, понимаемого  как эпоха с начала Возрождения, «заключалась в раскрытии и очеловечивании бога», Фейербах рассматривал два способа  решения этой задачи: религиозный, который  был представлен протестантизмом, и спекулятивно-философский. Поскольку  «спекулятивная философия» Фейербах характеризовал как «рациональную теологию», поскольку  он получал основания утверждать, что воплощенный в его «философию будущего» немецкий материализм  имеет религиозное происхождение. Стремление Фейербаха отмежеваться от французского материализма во многом объяснялось тем, что он, подобно  другим представителям немецкой классической философии, представлял себе это учение в крайне упрощенном виде и самостоятельно не исследовал его, а довольствовался сведениями о нем из вторых и третьих рук.  

Когда декларации о нематериалистических истоках  «немецкого материализма» сопровождались действительным отрывом от материалистической традиции, то это приводило к недостаточно последовательному проведению принципов  материализма в «антропологии» Фейербаха.  

Фейербах считал протестантизм религиозным способом «очеловечения» бога потому, что эта  религия в отличие от католицизма  делает объектом поклонения фактически одного только Иисуса Христа, понимаемого  как богочеловек, и перестает  интересоваться тем, «что такое бог  сам по себе», вне его отношения  к человеку, и это приводит к  тому, что «протестантизм не есть теология, - он по существу только христология, то есть религиозная антропология». Возможно, что размышления Фейербаха над  протестантским «христоцентризмом» были колыбелью, в которой зарождалась  идея его последующей «антропологической философии», и потому он заявлял, что  «немецкий материалист… непосредственный и кровный потомок Лютера».[14]  

Подчеркивая, что  протестантизм все же оставлял теоретически неприкосновенным бога в себе или  бога, как бога, то есть признавал  его реальность как потустороннего высшего существа, Фейербах утверждал, что спекулятивная философия  сделала предметом своей рациональной обработки именно этого «беспредметного  бога, потустороннего для религии…». Дело в том, что, согласно Фейербаху, опирающемуся на выводы «Сущности христианства», «бог, как бог, как духовная или  абстрактная сущность, то есть не человеческая, не чувственная, доступная только для  разума или интеллекта и составляющая его объект, есть не что иное, как  сущность самого разума…». Такие определения  бога, как бесконечность, безграничность, безусловность, неизменность, внутренняя необходимость и самостоятельность  существования, Фейербах считал абстрагированными  от свойств человеческого разума и благодаря силе воображения  представленными обычной, религиозной  теологией как свойства сверхчеловеческого существа. Согласно Фейербаху, имеется  внутренняя необходимость в том, чтобы эта сущность разума, отличная от разума, была в конце концов отождествлена  с разумом, и эту задачу выполняет  спекулятивная философия, в чем  и состоит ее великое историческое значение. Это отождествление изображено Фейербахом как происходящее двояким  образом. С одной стороны, спекулятивная  философия создает учение о чистом разуме, как свойственной человеку способности постигать сущность всех вещей, независимо от чувственности, и спекулятивный философ считает  себя носителем и выразителем  абсолютных истин, тем самым приписывая своему разуму те свойства, которые  теология усматривает в боге. Полагая  поэтому правомерным назвать  спекулятивную философию также  спекулятивной теологией, Фейербах заявляет, что она превращает божественную точку зрения в точку зрения человека или, скорее, мыслителя.  

Отказываясь от прежнего взгляда на Спинозу как  основоположника спекулятивной  философии, Фейербах видит ее начало в односторонне рационалистической философии Декарта, осуществивший  отвлечение познающего разума от чувственности.  

С другой стороны, Фейербах имеет в виду сведение представителями  этой философии деятельности бога к  тому, что определяется приписываемым  ему всеведущим разумом. Отмечая, что  согласно Лейбницу, всеведущий, очищенный  от всех материалистических представлений  ум и есть как раз божественный ум, Фейербах полагал, что гегелевский  абсолютный идеализм есть не что иное, как реализованный божественный ум лейбницевского теизма. Все эти соображения Фейербаха привлекали внимания к существенной роли понятия бога в новоевропейской спекулятивной философии, хотя трактовка последней как рационализированной теологии весьма преувеличивала эту роль.  

Впрочем, Фейербах сам же вносил необходимые коррективы в эту трактовку, указывая, что  спекулятивная философия как  реализация бога представляет собой  одновременно и утверждение и  устранение бога, то есть и теизм, и  атеизм. Фейербах обращает внимание на то, что в спекулятивной философии  понятие бога насыщается такими определениями, которые по своей сути являлись определениями  действительности – или природы, или человека, или обоих вместе. Фейербах квалифицировал их как пантеистические  определения, понимая в данном случае пантеизм как учение не отличающее бога от сущности природы и человека. С этой точки зрения конкретными  проявлениями пантеизма представали  натурализация и антропологизация. В этом смысле Фейербах заявлял, что  главной тенденцией в мировоззренческом  развитии Нового времени явилась  тенденция антихристианская, антитеологическая, то есть антропологическая, материалистическая тенденция. Ставя в один ряд с  материализмом и гуманизмом также  эмпиризм и реализм, Фейербах указывал, что в спекулятивной философии  названная тенденция принимала  теологическую форму. Как считал Фейербах, сущностью нового времени  является обожествление действительного, материально существующего, что  означает отрицание теологии в ее содержании – таков материализм, эмпиризм, гуманизм.  

Правда, при рассмотрении философии Спинозы пантеизм понимался  Фейербахом более узко и более  строго. Проницательно выявляя мировоззренческую  суть спинозовского пантеизма, Фейербах замечал, что он представляет собой  теологический атеизм, теологический  материализм, поскольку он материю, являющуюся антитезой бога, превращает в божественный атрибут. Так понимал  Фейербах смысл утверждения Спинозы, что протяженность – это один из атрибутов бога как субстанции. Не учитывая спинозистского положения  о мышлении как еще одном атрибуте бога, Фейербах заявлял, что пантеизм только косвенно признает разум как  божественную сущность. Прямой же апофеоз  разума Фейербах видел в идеализме, для которого божественная сущность заключается в Я, в сознании. По Фейербаху, пантеизм неизбежно приводит к идеализму и идеализм составляет истину пантеизма, вместе с тем представляя  собой просто рационализированный  теизм. Фейербах считает Канта родоначальником  этого идеализма или просто новейшей философии, в роли которой выступает, собственно, предшествующая немецкая философия. Но Кант не сумел последовательно  провести идеалистическую точку  зрения; это сделал Фихте, тем самым  освободившийся и от тисков теизма, редуцируя бога к мыслящему Я. Но, заявлял Фейербах, фихтевский идеализм произвел реализующее отрицание  лишь абстрактного и формального  теизма с его представлением о  сугубо едином боге; с другой стороны, этот идеализм реализовал лишь мыслящий аспект пантеистического божества, оставив  в стороне его материальный аспект, в силу чего фихтеанство -–это лишь теистический идеализм.  

Информация о работе Философия Л. Фейербаха