Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа
Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872) был выдающимся представителем немецкой классической философии. Надо признать, что в развитии мировой философии его соотечественники, такие, как Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель занимают целую эпоху. Но именно Фейербаху было суждено завершить развитие немецкой классической философии.
Без сомнения, для того, чтобы исследовать работы Фейербаха по истории философии, необходимо рассмотреть творчество его предшественников. К ним относятся Аристотель, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза и др., и конечно все представители немецкой классической философии, о которых мы указывали выше. Но представляется, что именно Гегель больше, чем кто–либо другой, стал для Фейербаха истинным учителем в области философии, и именно он стимулировал в Фейербахе живой интерес к проблемам истории философии.
1. Введение
2. Антропологическая философия Фейербаха
3. Фейербаховская «философия религии»
4. Критика «спекулятивной философии»
5. Материалистическое учение Фейербаха
6. Заключение
1. Введение
2. Антропологическая философия Фейербаха
3. Фейербаховская «философия религии»
4. Критика «спекулятивной философии»
5. Материалистическое учение Фейербаха
6. Заключение
1.
Введение
Людвиг Андреас
Фейербах (1804 – 1872) был выдающимся представителем
немецкой классической философии. Надо
признать, что в развитии мировой
философии его
Без сомнения, для того, чтобы исследовать
работы Фейербаха по истории философии,
необходимо рассмотреть творчество его
предшественников. К ним относятся Аристотель,
Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза и др., и конечно
все представители немецкой классической
философии, о которых мы указывали выше.
Но представляется, что именно Гегель
больше, чем кто–либо другой, стал для
Фейербаха истинным учителем в области
философии, и именно он стимулировал в
Фейербахе живой интерес к проблемам истории
философии.
Философская карьера молодого ученика
начиналась в то время, когда авторитет
Гегеля был непререкаем. Гегель возвел
человеческий разум на такой уровень,
на котором ни у одного из его предшественников,
да и последователей тоже, он никогда не
стоял. Казалось, что после Гегеля просто
невозможно развитие философской мысли.
Миру требовался человек такого же масштаба,
который мог бы задать новое направление
для дальнейшего развития философской
мысли. Им оказался Людвиг Фейербах.
2.
Антропологическая
философия Фейербаха
В середине XIX века
с острой критикой идеализма выступил
немецкий философ Людвиг Фейербах.
С точки зрения Фейербаха, идеализм
есть не что иное, как рационализированная
религия, а философия и религия
по самому их существу, считал Фейербах,
противоположны друг другу. В основе
религии лежит вера в догматы,
тогда как в основе философии
- знание, стремление раскрыть действительную
природу вещей. Поэтому первейшую
задачу философии Фейербах видел
в критике религии, в разоблачении
тех иллюзий, которые составляют
сущность религиозного сознания. Религия
и близкая к ней по духу идеалистическая
философия возникают, по мнению Фейербаха,
из отчуждения человеческой сущности,
посредством приписывания богу тех
атрибутов, которые в действительности
принадлежат самому человеку.
По Фейербаху, для освобождения от религиозных
заблуждений необходимо понять, что человек
- не творение бога, а часть - и притом наиболее
совершенная - вечной природы. Он писал:”
Мое учение или воззрение может быть поэтому
выражено в двух словах: природа и человек.
С моей точки зрения, существо, предшествующие
человеку, существо, являющиеся причиной
или основой человека, которому он обязан
своим происхождением и существованием,
есть и называется не бог - мистическое,
неопределенное, многозначащие слово,
а природа - слово и существо ясное, чувственное,
недвусмысленное. Существо же, в котором
природа делается личным, сознательным,
разумным существом, есть и называется
у меня - человек” . Ф. Энгельс писал о сочинении
Фейербаха” Сущность христианства” :”
Природа всегда существует независимо
от какой бы то ни было философии. Она есть
та основа, на которой выросли мы, люди,
сами продукты природы. Вне природы и человека
нет ничего, и высшие существа, созданные
нашей религиозной фантазией, это - лишь
фантастические отражения нашей собственной
сущности” .
Материализм Фейербаха существенно отличается
от материализма XVIII века, поскольку, в
отличие от последнего, не сводит всякую
реальность к механическому движению
и рассматривает природу не как механизм,
а скорее как организм. Он характеризуется
как антропологический, так как в центре
внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие
материи, как у большинства французских
материалистов, а человек как психофизическое
единство, единство души и тела. Исходя
из такого понимания человека, Фейербах
отвергает его идеалистическую трактовку,
при которой человек рассматривается
прежде всего как духовное существо. Согласно
Фейербаху, тело в его целостности как
раз и составляет сущность человеческого”
Я” . Духовное начало в человеке не может
быть отделено от телесного, дух и тело
- две стороны той реальности, которая
называется организмом. Человеческая
природа, таким образом, толкуется Фейербахом
преимущественно биологически, и отдельный
индивид для него - не исторически-духовное
образование, как у Гегеля, а звено в развитии
человеческого рода.
Критикуя идеалистическую трактовку познания
и будучи недоволен абстрактным мышлением,
Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию.
Полагая, что ощущение составляет единственный
источник нашего познания. Только то, что
дано нам через органы чувств - зрение,
слух, осязание, обоняние, - обладает, по
Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью
органов чувств мы познаем как физические
объекты, так и психические состояния
других людей. Фейербах не признавал никакой
сверхчувственной реальности и отвергал
возможность чисто отвлеченного познания
с помощью разума, считая последнее изобретением
идеалистической спекуляции.
Антропологический принцип Фейербаха
в теории познания выражается в том, что
он по-новому интерпретирует само понятие”
объект” . По Фейербаху, понятие объекта
первоначально формируется в опыте человеческого
общения, и поэтому первый объект для всякого
человека - это другой человек,” Ты” .
Именно любовь к другому человеку есть
путь к признанию его объективного существования,
а тем самым к признанию существования
вообще внешних вещей.
Из внутренней связи людей, основанной
на чувстве любви, возникает альтруистическая
мораль, которая, по убеждению Фейербаха,
должна встать на место иллюзорной связи
с богом. Любовь к богу, согласно немецкому
философу, есть лишь отчужденная, ложная
форма подлинной любви - любви к другим
людям.
3.
Фейербаховская «философия
религии»
Согласно логике Фейербаха, например, христианская формула «Бог есть любовь» должна быть сведена к любви. Если поменять местами субъект и предикат, получаем суждение «любовь есть Бог». Такую же операцию можно проделать и с суждением по поводу других качеств Бога
Фейербах анализировал религию в ряде своих произведений: “Предварительные тезисы к реформе философии”, “Основные положения философии будущего”, “Необходимость реформы философии”, “Сущность христианства”, “Лекции о сущности религии” и др. Обозревая путь своего духовного развития, Фейербах писал, что его Первой мыслью был “Бог”, второй — “разум”, третьей и последней — “человек”. Сначала считал Гегеля своим учителем. Однако затем Фейербах подверг философскую систему Гегеля принципиальному переосмыслению
.Он
провел “реформу” философии
и сформулировал основные
Согласно
принципам новой философии
Отличительными признаками истинно человеческого в человеке Фейербах считал разум, волю и чувства (сердце):. Разум (воображение, фантазия, представление, мнение), воля и любовь не являются его непосредственным достоянием и продуктом, это — оживотворяющие, определяющие господствующие, абсолютное силы, которым человек не может противостоять, они им владеют и поглощают его.
По его мнению, искусство, религия, философия и наука суть проявление или развитие человеческой сущности.
Предметом
и содержанием религии
Чувственный объект
находится вне человека религиозный
— внутри него, поэтому познание
Бога — самопознание человека. Бог
есть откровение внутренней сути человека,
выражение его “Я”, а религия - торжественное
раскрытие тайных сокровищ человека, признание
его сокровенных помыслов, открытое исповедание
его тайн любви. В религии содержится внутреннее
противоречие: религия есть первое и к
тому же косвенное самосознание человека:
прежде чем искать свою сущность в себе,
он полагает ее вне себя, свою собственную
сущность он объективирует в качестве
другой. Поскольку, с точки зрения Фейербаха,
сущность человека обрадуют разум, воля
и чувства, постольку и сущность религии
составляют эти свойства, но предстающие
в качестве объективированных. Человек
не может допустить, представлять, мыслить
другую духовную сущность, другой разум,
кроме того, который светится и проявляется
в нем. Он может только вынести разум ,
пределы своей индивидуальности. Религиозные
чувства не отличаются от тех, которые
человек испытывает вне и без религии.
Настроения и чувства, связанные религиозным
предметом он, человек, переживает и по
отношению к нерелигиозным предметам.
Фейербах полагал, что, поскольку подлинным
предметом и содержанием религии является
человек, антропология, религиозные определения
Бога выражают и объективируют истинную
человеческую сущность. Важным моментом
фейербаховской концепции религии являлся
поиск ее “основы”, “корня”, “источника”,
“фона”. Исходный принцип формулировался
так: “Основу религии составляет чувство
зависимости человека”; самым ярким выражением
чувства зависимости является страх. Вначале
предметом этого чувства была природа
с ее изменчивостью, непостоянством, драматическими
событиями: она — первый, изначальный
объект религии. Религии, в которых поклоняются
явлениям природы, Фейербах называл естественными.
Главный предмет религии — случайность,
ибо она является чем-то непреднамеренным
и непроизвольным, независимым от человеческого
знания и воли, но в то же время таким, от
чего зависит судьба человека. От естественной
религии Фейербах отличал религию духовно-человеческую:
в ней предметом является дух, духовное
существо, иной оказывается и основа. По
мнению философа, в ходе истории человек
возвышается над природой, его Бог оказывается
“сверхъестественным существом”, и тогда
объектом чувства зависимости выступают
и общественные силы. Из чисто физического
существа человек становится существом
политическим. Как и в природе, в обществе
действует случай. Основание религии Фейербах
связывал с потребностями, желаниями,
эгоизмом человека. Религия есть не только
дело воображения, фантазии, не только
дело чувства, но также и желания, стремления
человека устранять неприятные чувства
и создавать себе приятные. Стремление
к счастью, любовь к себе, т. е. человеческий
эгоизм, Фейербах называл “первоосновой”,
“последним основанием” религии и в то
же время ее целью. Периоды человечества,
развивал свою мысль философ, отличаются
один от другого лишь переменами в религии.
4.
Критика «спекулятивной
философии»
Свою критику
спекулятивной философии
Когда декларации
о нематериалистических истоках
«немецкого материализма» сопровождались
действительным отрывом от материалистической
традиции, то это приводило к недостаточно
последовательному проведению принципов
материализма в «антропологии» Фейербаха.
Фейербах считал
протестантизм религиозным
Подчеркивая, что
протестантизм все же оставлял теоретически
неприкосновенным бога в себе или
бога, как бога, то есть признавал
его реальность как потустороннего
высшего существа, Фейербах утверждал,
что спекулятивная философия
сделала предметом своей
Отказываясь от
прежнего взгляда на Спинозу как
основоположника спекулятивной
философии, Фейербах видит ее начало
в односторонне рационалистической
философии Декарта, осуществивший
отвлечение познающего разума от чувственности.
С другой стороны,
Фейербах имеет в виду сведение представителями
этой философии деятельности бога к
тому, что определяется приписываемым
ему всеведущим разумом. Отмечая, что
согласно Лейбницу, всеведущий, очищенный
от всех материалистических представлений
ум и есть как раз божественный
ум, Фейербах полагал, что гегелевский
абсолютный идеализм есть не что иное,
как реализованный божественный
ум лейбницевского теизма. Все эти соображения
Фейербаха привлекали внимания к существенной
роли понятия бога в новоевропейской спекулятивной
философии, хотя трактовка последней как
рационализированной теологии весьма
преувеличивала эту роль.
Впрочем, Фейербах
сам же вносил необходимые коррективы
в эту трактовку, указывая, что
спекулятивная философия как
реализация бога представляет собой
одновременно и утверждение и
устранение бога, то есть и теизм, и
атеизм. Фейербах обращает внимание на
то, что в спекулятивной философии
понятие бога насыщается такими определениями,
которые по своей сути являлись определениями
действительности – или природы,
или человека, или обоих вместе.
Фейербах квалифицировал их как пантеистические
определения, понимая в данном случае
пантеизм как учение не отличающее
бога от сущности природы и человека.
С этой точки зрения конкретными
проявлениями пантеизма представали
натурализация и
Правда, при рассмотрении
философии Спинозы пантеизм понимался
Фейербахом более узко и более
строго. Проницательно выявляя