Истоки
и основные этапы
развития философской
мысли Беларуси.
Формирование
условий, подготовивших возможность
возникновения философии Беларуси,
следует связать с принятием
христианства во времена Киевской
Руси. Начало процессу христианского
просвещения было положено полоцкой
княжной Рогнедой. Своей христианско-просветительской
деятельностью широко известна
также полоцкая княжна принявшая
монашество под именем Ефросиньи
(Полоцкой). Становление же профессиональной
философской деятельности в Беларуси
произошло в период Возрождения;
оно связано с именем белорусского
первопечатника и гуманиста Франциска
Скорины. В истории философской
мысли Беларуси выделяют следующие
периоды:
1)Начало XVI века.
Развитие белорусской философии
осуществлялось в контексте всей
европейской культуры. Поэтому белорусская
философская мысль эпохи Возрождения
воплощала в себе основные
черты философии европейского
Возрождения, к таковым следует
отнести: 1) антропоцентризм, т. е.
идею самодостаточности человека,
когда в центре внимания философов
выступала проблема исторического
его предназначения; 2) идею абсолютной
духовной свободы, сочетавшей
в себе концепцию оптимизма
с представлением о безграничных
возможностях человека в деле
практического преобразования природы,
общества на началах разума; 3)
натурализм, выступавший в качестве
основополагающего принципа интеграции
мироздания и самого человека.
Вместе с тем своеобразие социально-экономического
и общественно-политического развития
Беларуси отложило свой отпечаток
на развитие национальной духовной
традиции, обусловило специфические
черты эволюции философской мысли.
Следует отметить, что индивидуальная
свобода, историческое предназначение
человека представлены идеей
ограничения абсолютной свободы
интересами всеобщего блага. Белорусский
гуманизм трансформировал понимание
свободы в идею социального
служения. Она конкретизировалась
демократической, просветительской
идеями белорусского Возрождения,
стремлением сделать культурно-исторические
ценности достоянием всего общества, всего
народа. Этим объясняются особенности
стиля изложения, практикуемого белорусскими
мыслителями, их стремление к ясному, простому,
доходчивому языку. Для белорусской культуры
была характерна задача актуализации
христианско-гуманистических ценностей
(Франциск Скорина, Сымон Будный);
2) Со второй
половины XVI на территории Великого
княжества Литовского развернулось
движение Реформации. Поэтому Белорусский
гуманизм развивался в тесной
связи с Реформацией, широким
социальным движением, захватившим
самые широкие слои общества.
Реформация оказавшее значительное
влияние на общественную мысль.
Видным идеологом одного из
течений Реформации был Сымон
Будный. Реформация в Великом
княжестве Литовском оказала
существенное влияние на развитие
культурных процессов, активизировала
общественно-политическую деятельность
практически всех социальных
слоев. Она стимулировала проведение
социально-экономических реформ, развитие
образования. Особое значение
приобрело радикально-реформационное
движение, инициировавшее обсуждение
целого ряда философских проблем,
таких как природа духовной
свободы, роль разума в познавательной
деятельности, соотношение веры
и разума, отношение к античному
духовному наследию.
3) Конец ХVI –
ХVII вв. философия позднего Возрождения,
контрреформации и барокко. Содержание
этого периода может быть обозначено
такими признаками, как: ослабление
и закат реформационно-гуманистического
движения. Формулируются задачи
защиты национально-культурного
своеобразия белорусов, их национально-политического
самоопределения. Гуманистические
тенденции этого периода, представлены
Казимиром Лыщинским и Симеоном
Полоцким.
4)Следующий этап
в развитии духовной культуры
Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходил
под знаком идейной борьбы
православия и униатства. Философская
мысль этого времени концентрировалась
в сфере влияния католических
орденов. Разрабатывались этические, эстетические
и педагогические идеи. Развертывались
дискуссии между представителями различных
религий: православной (М. Ващенко, Л. Карпович,
М. Смотрицкий), униатской (Л. Кревза, И.
Кунцевич), католической (Я. Альшевский,
А. Баболь, Я. А. Кулеш).
5) Конец ХVIII –
начале ХIХ в. происходило становление
на территории Беларуси и Литвы
классического естествознания, что
требовало философского осмысления
его оснований (М. Почебут, Ю.
Мицкевич, Я. Снядецкий).
6) Первая половина
ХIХ в. наблюдается закат традиций
Просвещения, смена духовно-ценностных
ориентаций в связи с вхождением
Беларуси в состав Российской
империи. Поэтому в целом собственно
философская традиция в Беларуси
прерывается. Общественно-политическая
мысль того времени полна идеями
поиска национальной идентификации.
7) С середины
ХIХ в. осмысление идей национального
возрождения осуществлялось в
художественной литературе (А. Мицкевич,
Я. Чечот, У. Сырокомля, Я.
Барщевский, В. Дунин-Мартинкевич,
Я. Лучина, Ф. Богушевич).
8) В ХХ в.
эта традиция была продолжена
Я. Купалой, Я. Коласом, М.
Богдановичем, М. Горецким.
8) В конце
20-х гг. 20 века заканчивается очередной
период в развитии философской
мысли Беларуси, ее эволюция протекала
далее в контексте советской
философии. Распад Советского
Союза и образование суверенной
Республики Беларусь дали новые
импульсы поискам национальной
идентификации белорусов, стимулировали
обращение к национальной духовной
традиции, освоению ценностей, выработанных
в белорусской философской культуре.[www.bargu.by]
Заключение
На переломном
этапе истории возникла настоятельная
потребность более четко определить полномочия
философии, ее отношение к действительности,
к решению сложных современных проблем.
С этой точки зрения представляется крайне
важным возродить, ввести в действие интерпретацию
философии как социально исторического
знания, мировоззрения, связанного с жизнью,
практикой, открытого новым ситуациям
и проблемам.
Культура
реально существует как исторически сложившаяся
разноуровневая система, обладающая своими
вещными формами, своей символикой, традициями,
идеалами, установками, ценностными ориентациями
и, наконец, образом мысли и жизни - этой
центрирующей силой, живой душой культуры.
И в этом смысле бытие культуры обретает
сверхиндивидуальный характер, существуя
вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.
Таким образом,
если человек создает культуру, то и культура
создает человека. А в более глобальном
смысле это означает, что общество осуществляет
воспроизводство и совершенствует себя,
только наследуя и творчески перерабатывая
накопленные богатства культуры.
Говоря о
прогрессе, нельзя утверждать, что будущее
человечество лучше нас справится со своими
нуждами, потому что речь идет не о будущем
человечестве, а о нас самих, о том, как
мы представляем свою судьбу. Все, что
имеет по этому поводу сказать наука, это
одно: невозможно разгадать сокровенный
смысл истории и ее конечную цель.
Возможно, именно
обращение в первую очередь к культурным
ценностям поможет разрешить противоречия
прогрессивного пути развития человечества.
Но остановиться на ответе «будущее и
смысл непознаваемы» - значит стать спиной
к самым основным вопросам сознательной
жизни, после которых уже не о чем спрашивать.