Философия культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

В современной философии, понимание «общество» нередко употребляют наряду с понятием «культура» и «цивилизация». Общество как живой развивающийся организм можно представить в качестве совокупности различных общественных отношений.
Деятельность человека, на какие бы системы она не подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 31.64 Кб (Скачать)

Основные  понятия культуры.

   Культура  – (от лат.culture – возделывание, воспитание, образование) вошёл в сферу европейской мысли лишь во второй половине 18века.

   В историческом  развитии понятие культуры наполнялось  различными смыслами – от возделывания  человеком земли, процессов и  результатов возделывания материалов  природы в различных ремёслах  до процессов воспитания и  обучения человека и обозначения  этим термином всего искусственно  созданного, сотврённого в противополжность  естественному, природному. Начав  активно развиваться со второй  половины  18века, культура представала  как процесс развития человеческого  разума и разумных форм жизни,  противостоящих дикости и варварству  первобытного челочества; как развитие  человеческой духовности, обеспечивающей  прогресс человечества.[1,стр. 291]

   Существует  такое понятие, как пространство  культуры, которое включает в  себя:

  • «сотворённую» человеком среду обитания, возникающая благодаря человеческой деятельности и включающая в себя продукты этой деятельности;
  • систему исторически развивающихся социокультурных программ человеческой деятельности, поведения и общения;
  • систему социальных ценностей, норм и регулятивов;
  • мир «возделанных» социокультурной средойличностей, чьё сознание, поведение и деятельность мотивируются и регулируются социалными нормами  потребностями;
  • мир «упорядоченных» коллективов людей, объединённых общими ориентациями, проблемами и опытом совместной жизнедеятельности.

   Таким  образом, культура состоит из  различных систем, творческих идей  и созидания материальных и  духовных ценностей.[1,стр.292] 
 

Культура-как  форма бытия общества.

   В современной философии, понимание «общество» нередко употребляют наряду с понятием «культура» и «цивилизация». Общество как живой развивающийся организм можно представить в качестве совокупности различных общественных отношений.

    Деятельность человека, на какие бы системы она не подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной, нетронутой природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека.

Принято различать материальную и духовную культуру.

   К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.

   К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура проявляет себя в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой.[www.petaref.com]

   Культура как философская категория охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами современности.

   Культура - это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих эмоций, чувств, а также уровень мышления.

   Культура - это сочетание материальных и духовных ценностей. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство негодования, ненависти или презрения. Таким образом, можно сказать, что ценность - это субъективно-объективная реальность. Вот почему, утверждая, что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на приоритет и объективность именно своего вкуса. Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов.

   Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет общественную ценность. Например, стол - не просто доска, опирающаяся на четыре ножки, но и вещь, сидя за которой, люди питаются или работают.[www.petaref.com]

   Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности, и т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью.

   Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих вкусов, потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находится в непрерывном единстве. Таким образом, понятие ценности неотделимо от понятия культуры. [www.petaref.com] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Культура  и цивилизация.

   Изучение  культуры тесно связано с понятием  цивилизации.

   Термин  «цивилизация» означает гражданский,  государственный. Французские философы-просветители  называли цивилизованным такое  ощество, которое основано на  принципах разума и справедливости. В 19 веке в ходу было употребления  этого слова для обозначения  высокого уровня культуры народов  Западной Европы и даже в  качестве характерстики капитализма  как общественной формации. Этот  термин употребляется в разных  значениях, например:

  • ступень развития человечества, которая следует за периодом дикости и варварства (Морган, Энгельс);
  • мировое общество государств и народов;
  • культура  общества;
  • степень развития материальной культуры;
  • завершающий этап развития культуры, её закат (Шпенглер).

   Известно, что вокруг смысла слов «культура» и «цивилизация» ведутся споры, порой обретая острый характер. Редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.[5, стр.85]

   Первым ввел отличие культуры от цивилизации И. Кант, чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком; хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподобившие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.

   Исходя из своего понимания сути культуры, Кант со всей четкостью противопоставил «культуре умения» «культуру воспитания», а чисто внешний, «технический» тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее, чем цивилизация. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. [www.petaref.com]

   Например, О.Шпенглер определяет цивилизацию  как заключительную стадию развития  любой культуры, свидетельство её  деградации вследствие урбанизации  мира  и  машинизации человека (умирая, культура перерождается  в цивилизацию). В первом случае  понятие цивилизации употребляется  опять-таки как синоним культуры, во втором-как определённый этап  в её развитии.[3,стр.359]

   Важно  подчеркнуть: цивилизация формируется  в связи с переходом от «собирательного»  способа жизнедеятельности человека, для которого характерно присвоение продуктов природы в чистом виде, к производящей экономике, стимулирующей активно-творческое, целенаправленно-образующее отношение человека к миру и самому себе. Переход к новым способам жизнидеятельности сопровождался общественным разделением труда (отделение ремесла от земледелия, умтсвенного труда от физического).

   Различают,  таким образом, два основных  подхода: первый рассматривает  цивилизацию как синоним культуры, второй – как определённый  этап всемирной истории человечества. В стадиальном аспекте цивилизация  обычно определяется как такой  исторический период в развитии  человечества, который характеризуется  интенсивным и разносторонним  развитием промышленности, техники, науки, искусства, средств связи, городского строительства, предметов быта и других культурных ценностей и проявлением соответствующих этому процессу общих черт поведения и внешнего облика человека.

   Согласно  предлагаемой концепции связь  культуры с цивилизацией следует  рассматривать в трёх аспектах. В первом аспекте понятие культуры  и цивилизации в соответствии  с традиционным подходом трактуются  как синонимы, поскольку выражают  одно и то же качество: совершенство, компетентность, профессионализм. Во  втором аспекте, когда понятие  «культура» со всеми своими  компонентами – философией, наукой, искусством, религией и моралью  мыслится как духовный феномен,  оно не совпадает с понятие  «цивилизация», которую должно  рассматривать как овеществление  культуры, т.е. как феномен материальной, В этом аспекте проблема взаимосвязи  культуры и цивилизации рассматривается, прежде всего как проблема соотношения науки и техники, науки и современного научно-технического прогресса со всеми его противоречиями.[3,стр.359]

   Наконец,  в третьем аспекте цивилизация  в широком смысле рассматривается  как историческая ступень развития  человечества вслед за варварством.

   Основываясь на данном положении, можно установить взаимосвязь цивилизации и культуры. Выше понятие культуры выводилось из естественных потребностей труда. От первоначальных источников процесса труда необходимо, видимо, исходить и в генезисе цивилизации. Если в эпоху дикости и варварства господствовала собирательная производственная технология, то цивилизация возникла на почве преобразующей технологии, вызванной неолитической революцией. Возникновение цивилизации связывается с разделением труда и вытикающим из этого появлением товарно-денежных отношений как регулятора производства и распределения продуктов труда на базе естественно возникших законов стоимости, а в конечном итоге и появления собственности как политико-экономического отношения.[3,стр.360]

   В цивилизованной  реальности складывается тот  или иной тип культуры со  специфическим содержанием познавательной, коммуникативной, преобразующей  деятельности; с особыми предметными  формами, способами их производства, распространения и хранения; со  своим ценностным сознанием. Формируется  культурная среда – целостность  с динамически изменяющимся контекстами.  В цивилизованной истории всегда  создаются условия, более или  менее благоприятные, для перевода  уникального во всеобще-универсальное.  Изначально единичные культурные  образцы унифицируются, формируя  новую культурно – цивилизационную  реальность. Это превращение даёт  повод для афористичной формулы:  культура – уникальна, цивилизация – универсальна.[3,стр.361] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия культуры