Философия конфуцианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:12, реферат

Описание работы

Конфуций родился в 551(2) году до н.э. Отцом его был великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ. Когда мальчику было два года и три месяца ( китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия ), отец скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ, ненавидевшие молодую мать наследника, не стали сдерживать свою ненависть к ней, и женщина вернулась в свой родной город. Мальчик рос, отличался от своих сверстников обостренным восприятием несправедливости, чувством особой любви к родителям, знанием многих религиозных обрядов (его мать, выполняя долг жены, каждый день читала молитвы по усопшему мужу). Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие. Узнав об опыте своих предков, среди которых были талантливые люди, проявившие себя во многих областях человеческой деятельности, он сделал вывод, что одной военной доблести недостаточно для достижения желаемого, нужны и другие достоинства.

Содержание

1 Человеческая жизнь - главный предмет конфуцианства
2 Поднебесная как главное условие человеческой жизни
3 Конфуцианство о познании
4 Историческое развитие конфуцианства и проблема человека
Вывод
Литература
ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИАНСТВА.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

3 Конфуцианство  о познании 
 

Представления о разуме, познании и знании определяются общей направленностью политико-нравственных воззрений конфуцианства. Знания для  конфуцианцев - это, прежде всего, знания людей (знания, направленное на понимание  людей, и знание, являющееся людским знанием). В редких людях существует врожденное знание. Эти люди стоят выше всех. Конфуций считал, что он сам им не обладает. Он человек учения. Эти люди стоят за обладающими врожденным знанием. Третий вид знаний - это знания о природе, которое необходимо тем, кто работает, прежде всего, земледельцам. 

Обучение - не достижение суммы знаний, оно всегда связано  с размышлением. Обучение дает возможность: обучиться поведению, чтобы правильно  выполнять ритуал, и овладеть надежным познавательным процессом. Настолько надежным, что он будет позволять изрядно судить о предмете, не имея конкретных знаний о нем. «Обладаю ли я знаниями? Нет, но когда низкий человек спросит меня о чем-нибудь, то даже если я не буду ничего знать, я смогу рассмотреть этот вопрос с двух сторон и обо всем рассказать ему». 

4 Историческое  развитие конфуцианства и проблема  человека 
 

Будучи практической философией, философией-поучением, философией человека, а не природы, конфуцианство  несет в себе во многом разнородный потенциал. Такая философия максимально укоренена в человеке, открыта и естественна для него, но у нее слабые перспективы теоретического развития. Она может либо превратиться в набор банальных нравственных поучений, замечательных, но, к сожалению, стирающихся от исторического употребления, либо стать в полной мере философской антропологией (философией человека), т. е. обратиться к проблеме природы человека и к теоретическому исследованию ее. 

В конфуцианстве  последнее происходит достаточно рано, хотя конфуцианцев нельзя назвать представителями теоретической философской антропологии. Но ученики Конфуция вполне определенно делятся на тех, кто отстаивает тезис о благой природе человека, приближаясь во многом к своим оппонентам - даосам, и тех, кто отстаивает тезис о дурной природе человека и выдвигает идеи, частично совпадающие со взглядами легистов и моистов, также противостоящих конфуцианству. 

Одним из известных  последователей Конфуция, придерживавшихся тезиса о благой природе человека, был Мэн-цзы. Он считал, что «человечность - это сердце человека. Долг - это путь человека. Как жаль, что люди бросают свой путь и не идут по нему, теряют свое сердце, и не знают, как отыскать!» Все беды Поднебесной от того, что человек забывает о своей естественной нравственности. 

Беседующий с  ним Гао-цзы говорит: «Человеческая  природа подобна иве, а чувство  долга подобно деревянной чаше. Воспитать  в человеке человечность и долг - все равно, что вырезать чашу из ивы». На это Мэн-цзы возражает: «Разве вы можете вырезать чашу из ивы, не насилуя природу ивы. Ведь чтобы вырезать чашу нужно прежде искалечить иву. Стало быть, изувечив дерево, вы смастерите из него чашу, а, изувечив человека, сделаете его человечным и справедливым? Если вся Поднебесная станет отныне считать человечность и долг злом, то виною тому - только ваши речи». 

Лишь подлинное  естественное милосердие человека, к  которому человек может, потеряв  его, вернуться, возвращаясь к себе, является основой благополучия человека и общества. Природа человека, в  сущности благая, определяет общественное устройство. 

Противоположного  тезиса о дурной природе человека придерживался Сень-цзы. Он считал, что общественное устройство важнее природы человека, поскольку только оно может компенсировать его  исходную порочность. Всё доброе в человеке может быть лишь благоприобретенным. Люди по природе стремятся только к выгоде, неуступчивы и ненавистны. Послушное следование природе человека, повиновение чувствам неизбежно порождает соперничество. В этом случае люди будут нарушать укоренившийся порядок и благонравие, что приведет к хаосу в государстве. Поэтому необходимо путем воспитания человека изменить его природу, обучая его правилам («ли»), справедливости («и») и долгу. При этом все правила и само представление о справедливости создаются совершенно мудрыми и не возникают из человеческой природы. 

ВЫВОД 

По сути, конфуцианство  правильно было бы назвать не религией, а философией. Несмотря на это, оно, подобно другим восточным учениям, признает существование духов, демонов, богов. Конфуцианство с его нравственно-практической ориентацией, как было сказано, является фактически официальной этико-политической доктриной Китая. Оно настолько глубоко пронизывает китайскую культуру, что и сегодня конфуцианству не требуется быть религией и храмовым служением настолько же, насколько, например, даосизму или буддизму, поскольку независимо от вероисповедания каждый китаец в некоторой степени может быть назван конфуцианцем. 

Взвешенно-точное, ясное и одновременно глубокое знание о нравственной и политической практике человеческой жизни - цель конфуцианства. Вопросы, обозначенные в конфуцианской философии, становятся предметом школ моистов и легистов, составляющих, тем не менее, оппозицию конфуцианству. 

Литература 

1. «Древнекитайская  философия» Т.1, 2. - М., 1972. 

2. Конфуций. Изречения. - М.: «Изд-во МГУ», 1992. 

3. Конфуций, его  жизнь и учение. 

4. Курс лекций  по философии www.filo-edu.ru 

5. Переломов  Л.С. Конфуций : жизнь , учение , судьба . М. 1989.

Информация о работе Философия конфуцианства