Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:45, реферат
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что Китай – страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
Введение……………………………………………………….………………………3
1. Особенности развития философии в Китае ……………………………………...6
2. Школы в китайской философии …………………………………………………..8
3. Основные проблемы в философии Древнего Китая……………………………..9
Заключение……………….………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………….19
Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Этические воззрения сводятся к положениям о раскрытии человеком тех свойств, которые заложены в нем от рождения природой. Он рассматривал жизнь и смерть как форму бытия природы.
Отвергая идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в систему взгляды Конфуция о воспитании и управлении. Они утверждали, что природа человека изначально, врожденно добра.
Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы, является конфуцианские этические принципы.
Древнекитайские мыслители, особенно выражавшие интересы сил, оппозиционных наследственной аристократии, в своих взглядах на человека делали упор не только на возможность переделать его природу, но подчеркивали активную преобразующую роль человеческой деятельности. Впервые этот вопрос поставил Мо-Цзы, который в способности людей к сознательной деятельности видел главное отличие человека от животных и условие изменения жизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку зрения высказывали Сюнь Цзы и представители школы легистов: «люди одинаковы по природе и благородный муж и простолюдин от природы равны, но разница между ними возникает в результате накопления добрых качеств и преодоления злых». Сюнь-Цзы обосновывал социальную роль воспитателя, с помощью которого можно «переделать изначальную природу человека».
Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их учения о первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста, непознаваема, смысл жизни - в следовании естественности и недеянии.
Чжуан-цзы
считал, что природа человека и окружающий
мир в следствии свое бесконечной и скоротечной
изменчивости непознаваема.[2, c.347]
Природа знания и логические идеи.
Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.
Вопрос о знании и его источники сводился в основном к изучению древних книг, заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителей не интересовало понятийно-логическая основа знания.
Конфуций считал основным методом получения знаний - обучение, а источником знания, древнее придание и летописи.
Конфуций проповедовал способ восприятия знаний через призму традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под авторитеты древности.
Превратившись в освященную авторитетом веков традицию и привычку, конфуцианский образ мышления став серьезным препятствием развития науки и мысли в Китае.
Антиподом конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. Их взгляды на познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V-III в. до н. э. в области изучения мышления и процесса познания, но вершиной достижения китайской философии в области гносеологии и логики вплоть до конца XIX в.
Заслуга
Мо-цзы и моистов в истории
китайской философии состоит
в том, что они первыми начали
изучать сам процесс познания,
поставили вопрос о критерии знания,
об источнике знания, о путях познания
человеком окружающего мира и
самого себя. Они рассматривали вопросы
о целях и практическом значении
знания, о критерии истинности и пытались
дать ответы на них.[1, c.160]
Заключение
Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными, это способствовало появлению в Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.
Что же касается Европы, то она по-настоящему «открыла» Китай лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Пола в Китай стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика китайской культуры, в том числе и основной, части философии.
С
легкой руки миссионеров Китай то
представал как страна особых, неповторимых
в своей оригинальности традиции
и культуры, где люди всегда жили
по иным социальным законам и нравственным
нормам, чем в Европе, то, как страна
где якобы в первозданной чистоте сохранились
утраченные на Западе истинные моральные
принципы. Это привело к появлению двух
диаметрально противоположных точек зрения
на историю китайской культуры и философии,
одна из которых сводилась к противопоставлению
западной и китайской культуры и философии
за счет принижения последних, а другая
- к превращению отдельных элементов китайской
культуры, в том числе и философских учений
(конфуцианство), в образец для подражания.
Список
использованной литературы