Философия Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:45, реферат

Описание работы

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что Китай – страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

Содержание

Введение……………………………………………………….………………………3
1. Особенности развития философии в Китае ……………………………………...6
2. Школы в китайской философии …………………………………………………..8
3. Основные проблемы в философии Древнего Китая……………………………..9
Заключение……………….………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

мой реферат по философии.DOC

— 44.05 Кб (Скачать)

      Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Этические воззрения сводятся к положениям о раскрытии человеком тех свойств, которые заложены в нем от рождения природой. Он рассматривал жизнь и смерть как форму бытия природы.

      Отвергая  идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в  систему взгляды Конфуция о воспитании и управлении. Они утверждали, что  природа человека изначально, врожденно  добра.

      Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы, является конфуцианские этические  принципы.

      Древнекитайские мыслители, особенно выражавшие интересы сил, оппозиционных наследственной аристократии, в своих взглядах на человека делали упор не только на возможность переделать его природу, но подчеркивали активную преобразующую роль человеческой деятельности. Впервые этот вопрос поставил Мо-Цзы, который в способности людей к сознательной деятельности видел главное отличие человека от животных и условие изменения жизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку зрения высказывали Сюнь Цзы и представители школы легистов: «люди одинаковы по природе и благородный муж и простолюдин от природы равны, но разница между ними возникает в результате накопления добрых качеств и преодоления злых». Сюнь-Цзы обосновывал социальную роль воспитателя, с помощью которого можно «переделать изначальную природу человека».

      Взгляды сторонников даосизма на природу  человека вытекают из их учения о первозаконе. Природа человека соответствует  дао, она пуста, непознаваема, смысл  жизни - в следовании естественности и недеянии.

      Чжуан-цзы  считал, что природа человека и окружающий мир в следствии свое бесконечной и скоротечной изменчивости непознаваема.[2, c.347] 
 
 

      Природа знания и логические идеи.

      Человеческое  сознание, мышление в китайской философии  стали предметом специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.

      Вопрос  о знании и его источники сводился в основном к изучению древних  книг, заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителей не интересовало понятийно-логическая основа знания.

      Конфуций  считал основным методом получения знаний - обучение, а источником знания, древнее придание и летописи.

      Конфуций  проповедовал способ восприятия знаний через призму традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под авторитеты древности.

      Превратившись в освященную авторитетом веков  традицию и привычку, конфуцианский  образ мышления став серьезным препятствием развития науки и мысли в Китае.

      Антиподом конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. Их взгляды  на познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V-III в. до н. э. в области изучения мышления и процесса познания, но вершиной достижения китайской философии в области гносеологии и логики вплоть до конца XIX в.

      Заслуга Мо-цзы и моистов в истории  китайской философии состоит  в том, что они первыми начали изучать сам процесс познания, поставили вопрос о критерии знания, об источнике знания, о путях познания человеком окружающего мира и  самого себя. Они рассматривали вопросы  о целях и практическом значении знания, о критерии истинности и пытались дать ответы на них.[1, c.160] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными, это способствовало появлению в Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.

      Что же касается Европы, то она по-настоящему «открыла» Китай лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Пола в Китай стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика китайской культуры, в том числе и основной, части философии.

      С легкой руки миссионеров Китай то представал как страна особых, неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то, как страна где якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе истинные моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально противоположных точек зрения на историю китайской культуры и философии, одна из которых сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и философии за счет принижения последних, а другая - к превращению отдельных элементов китайской культуры, в том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для подражания. 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы 

  1. Абрамов В.Л., Абрамова Н.А. История философии Китая: (истоки, основные этапы развития, современность): Курс лекций. Чита: ЧитГТУ, 1997. 204 с.
  2. История китайской философии: Пер. с кит. / Общ. ред. и послесл. М.Л. Титаренко. М.: Прогресс, 1989. 552 с.
  3. Китайская философия: Энциклопедический словарь / Гл. ред. М.Л. Титаренко. М.: Мысль, 1994. 573 с.
  4. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке: (Древний Китай и Индия). М.: НПО “ИНСАН”, 1992. 207 с.

Информация о работе Философия Китая