Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:42, реферат
Самая ранняя и наиболее распространенная и по сей день классификация направлений китайской философии представлена в трактате «О шести школах» историка Сыма Таня («в.до н.э.) Сыма Тань выделяет в китайской традиции следующие течения:
1. школа Темного и Светлого начала (Инь-ян цзя)
2. школа Пути (Даодэ цзя)
3. школа Конфуцианских учений (Жу цзя)
4. школа Закона (Фа цзя)
5. школа Мо Ди (Мо цзя)
6. школа Названий (Мин цзя).
Существуют четыре средства правильного познания: 1) интуиция (пратъяхма); 2) вывод (анумана); 3) сравнение (упамана); 4) устное свидетельство (шабда).
Проблема вывода является центральной для ньяйя, однако и та¬кие источники познания, как интуиция и устное свидетельство не остаются вне круга рассуждений философов данной школы. Устное свидетельство пророков (риши), постигших вечные истины и законы, является гарантией правильности ведического знания.
Вайшешика («философия различий»), созданная Канадой (III в. до н. э.), - система, родственная ньяйя. Так же, как и ньяйя, вступая в полемику с буддизмом, вайшешика исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное по¬знание в качестве основной цели систематического мышления. Основная тема этой школы - классификация и характеристика рассматриваемых объектов. Различая объективно существующие предметы, вайшешика разделяет их на категории и подробно характеризует каждую из них. Все существующие вещи могут быть осмыслены (артха) и названы (пада), следовательно, все они - падартхи. Падартхи делят¬ся на шесть категорий: 1) субстанцию (дравью); 2) качество (гуна); 3) действие (карма); 4) общность (саманъю); 5) особенность (вишешу) и 6) присущность (самаваю).
Сутра - специфическая форма организации текста в виде кратких изречений. Сутры имели мнемоническое (направленное на запоминание) назначение - конспективно изложенные идеи легко заучивались, однако, для того, чтобы «развернуть» их в полный текст, нужна была помощь учителя.
' Основателем
этой школы считается
Субстанция существует и обладает качествами, которые делятся на два вида: принадлежащие множеству объектов, общие (саманья) и присущие индивидам (вишеша). Они бывают постоянные(гуна) и преходящие (карма). Присущность же есть особый вид отношения.
Первые три категории реальны (артха). Знание о них можно получить интуитивно. Три следующих - продукты интеллектуального различения (буддхьяпекшам). Доказательство их реальности должно быть логическим.
Познание объектов не рассматривается в вайшешике как самоцель. Оно необходимо для истинного освобождения. Страсти и желания навязывают человеку телесное существование и перерождение, понимание истинной сущности вещей лишает их влас¬ти над человеком.
Основателем школы санкхья считается Капила (около VII в. до н. э.). Его идеи были систематизированы в «Санкхьяправа-кана Сутре».
Санкхья исходит из посылки о существовании в мире двух вечных принципов: пуруша - начала, подобного духу, - и пракрити, материи.
Пуруша обладает сознанием, но полностью пассивен, и сам по себе не в состоянии создать ничего, в то время как пракрити - активна. Однако это действующее начало лишено сознания. Только из взаимодействия обоих первоначал возникает мир. При соединении пуруша и пракрити формируются три гуны (состояния): 1) святость (саттва); 2) активность (раджас); 3) инертность (тамас). Эти состояния, или качества, присутствуют во взаимодействии в каждом конкретном явлении. Активизированная пракрити становится Буддхи (интеллектом), из которого возникают индивидуальные сознания. Связь тела и духа индивидуума мнима. Как кристалл становится красным, если сквозь него просвечивает красный предмет, так и дух появляется лишь от свечения пуруша. Процессы, происходящие в душе, в действительности принадлежат пуруша. Путь же освобождения человека из круга перерождений состоит в освобождении от пракрити.
Санкхья является теоретическим основанием для йоги - практической методики для достижения освобождения. Однако в отличие от санкхьи, йога содержит идею высшего личного божества.
В основе методики йоги лежит убеждение в том, что человек с помощью концентрации духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может достичь освобождения от материального пракрити.
Йога - это упорядоченная методика, направленная на разрыв связей между духом и телом. Она охватывает восемь восходящих ступеней совершенствования, первые пять из которых направлены на совершенствование тела, в то время как три последних обращены на понимание:
1) самодисциплина;
2) праведное поведение;
3) правильная поза;
4) правильное дыхание;
5) подавление ощущений;
6) самоконцентрация;
7) медитация;
8) просветление.
Веданта («завершение Вед») – учение Шанкары, получившее завершение в конце VIII в., - наиболее влиятельное направление индийской философии. Эта доктрина основывается, прежде всего, на толковании Упанишад. Главными текстами веданты являются «Брахма Сутра» и «Бхагавадгита». «Бхагавадгита» («Песнь господа») - часть обширной эпической поэмы «Махабхарата», в которой поступки героев иллюстрируют идеи сансары, кармы и дхармы. «Бхагавадгита» состоит из 90 ООО строф. Большую ее часть составляют рассуждения о моральном долге.
«Брахма Сутра» Шанкары представляет собой попытку последовательного и логически непротиворечивого истолкования Упанишад. По его мнению, знание о мире, полученное из Упанишад, должно быть во всех смыслах единообразным. В первую очередь это касается идеи Брахмана, верховного божества, причины и начала всего.
Все сущее в конечном итоге является Брахманом. Он стоит за всеми явлениями. Однако духовный и материальный миры не однопорядковы. Мир материальный, состоящий из множества вещей, является лишь иллюзией (майя).
Освобождение из круга перерождений достигается высшим знанием единства Атмана и Брахмана. Свобода от перерождений является истинной целью изучающего веданту.
Миманса - школа, примыкающая к веданте. Ее центральной проблемой является познание и описание истинного ритуала, необходимого для того, кто желает достичь спасения. Исследование дхармы - жизненного долга человека - вот основная тема «Пурва Миманса Сутра» Джаймини (около V в. до н. э.). «Миманса Сутра» описывает различные виды жертвоприношений и их цели.
Таким образом,
особенности восточной