Философия Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:42, реферат

Описание работы

Самая ранняя и наиболее распространенная и по сей день классификация направлений китайской философии представлена в трактате «О шести школах» историка Сыма Таня («в.до н.э.) Сыма Тань выделяет в китайской традиции следующие течения:
1. школа Темного и Светлого начала (Инь-ян цзя)
2. школа Пути (Даодэ цзя)
3. школа Конфуцианских учений (Жу цзя)
4. школа Закона (Фа цзя)
5. школа Мо Ди (Мо цзя)
6. школа Названий (Мин цзя).

Работа содержит 1 файл

Философия Китая.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Существуют четыре средства правильного познания: 1) интуиция (пратъяхма); 2) вывод (анумана); 3) сравнение (упамана); 4) устное свидетельство (шабда).

Проблема вывода является центральной для ньяйя, однако и та¬кие источники познания, как интуиция и устное свидетельство не остаются вне круга рассуждений философов данной школы. Устное свидетельство пророков (риши), постигших вечные истины и законы, является гарантией правильности ведического знания.

Вайшешика («философия различий»), созданная Канадой (III в. до н. э.), - система, родственная ньяйя. Так же, как и ньяйя, вступая в полемику с буддизмом, вайшешика исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное по¬знание в качестве основной цели систематического мышления. Основная тема этой школы - классификация и характеристика рассматриваемых объектов. Различая объективно существующие предметы, вайшешика разделяет их на категории и подробно характеризует каждую из них. Все существующие вещи могут быть осмыслены (артха) и названы (пада), следовательно, все они - падартхи. Падартхи делят¬ся на шесть категорий: 1) субстанцию (дравью); 2) качество (гуна); 3) действие (карма); 4) общность (саманъю); 5) особенность (вишешу) и 6) присущность (самаваю).

Сутра - специфическая  форма организации текста в виде кратких изречений. Сутры имели  мнемоническое (направленное на запоминание) назначение - конспективно изложенные идеи легко заучивались, однако, для того, чтобы «развернуть» их в полный текст, нужна была помощь учителя.

' Основателем  этой школы считается Паттижали  (около II в. до н. э.). Базовый  текст этого направления - «Йога  Сутра».

Субстанция существует и обладает качествами, которые делятся  на два вида: принадлежащие множеству объектов, общие (саманья) и присущие индивидам (вишеша). Они бывают постоянные(гуна) и преходящие (карма). Присущность же есть особый вид отношения.

Первые три  категории реальны (артха). Знание о  них можно получить интуитивно. Три следующих - продукты интеллектуального различения (буддхьяпекшам). Доказательство их реальности должно быть логическим.

Познание объектов не рассматривается в вайшешике  как самоцель. Оно необходимо для  истинного освобождения. Страсти  и желания навязывают человеку телесное существование и перерождение, понимание истинной сущности вещей лишает их влас¬ти над человеком.

Основателем школы санкхья считается Капила (около VII в. до н. э.). Его идеи были систематизированы в «Санкхьяправа-кана Сутре».

Санкхья исходит из посылки о существовании в мире двух вечных принципов: пуруша - начала, подобного духу, - и пракрити, материи.

Пуруша обладает сознанием, но полностью пассивен, и  сам по себе не в состоянии создать  ничего, в то время как пракрити - активна. Однако это действующее начало лишено сознания. Только из взаимодействия обоих первоначал возникает мир. При соединении пуруша и пракрити формируются три гуны (состояния): 1) святость (саттва); 2) активность (раджас); 3) инертность (тамас). Эти состояния, или качества, присутствуют во взаимодействии в каждом конкретном явлении.    Активизированная пракрити становится Буддхи (интеллектом), из которого возникают индивидуальные сознания. Связь тела и духа индивидуума мнима. Как кристалл становится красным, если сквозь него просвечивает красный предмет, так и дух появляется лишь от свечения пуруша. Процессы, происходящие в душе, в действительности принадлежат пуруша. Путь же освобождения человека из круга перерождений состоит в освобождении от пракрити.

Санкхья является теоретическим основанием для йоги  - практической методики для достижения освобождения. Однако в отличие от санкхьи, йога содержит идею высшего личного божества.

В основе методики йоги лежит убеждение в том, что  человек с помощью концентрации духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может достичь освобождения от материального пракрити.

Йога - это упорядоченная  методика, направленная на разрыв связей между духом и телом. Она охватывает восемь восходящих ступеней совершенствования, первые пять из которых направлены на совершенствование тела, в то время как три последних обращены на понимание:

1) самодисциплина;

2) праведное поведение;

3) правильная поза;

4) правильное дыхание;

5) подавление ощущений;

6) самоконцентрация;

7) медитация;

8) просветление.

Веданта («завершение Вед») – учение Шанкары, получившее завершение в конце VIII в., - наиболее влиятельное направление индийской философии. Эта доктрина основывается, прежде всего, на толковании Упанишад. Главными текстами веданты являются «Брахма Сутра» и «Бхагавадгита». «Бхагавадгита» («Песнь господа») - часть обширной эпической поэмы «Махабхарата», в которой поступки героев иллюстрируют идеи сансары, кармы и дхармы. «Бхагавадгита» состоит из 90 ООО строф. Большую ее часть составляют рассуждения о моральном долге.

«Брахма Сутра» Шанкары представляет собой попытку последовательного и логически непротиворечивого истолкования Упанишад. По его мнению, знание о мире, полученное из Упанишад, должно быть во всех смыслах единообразным. В первую очередь это касается идеи Брахмана, верховного божества, причины и начала всего.

Все сущее в  конечном итоге является Брахманом. Он стоит за  всеми явлениями. Однако духовный и материальный миры не однопорядковы. Мир материальный, состоящий из множества вещей, является лишь иллюзией (майя).

Освобождение  из круга перерождений достигается  высшим знанием единства Атмана и  Брахмана. Свобода от перерождений является истинной целью изучающего веданту.

Миманса - школа, примыкающая к веданте. Ее центральной проблемой является познание и описание истинного ритуала, необходимого для того, кто желает достичь спасения. Исследование дхармы - жизненного долга человека - вот основная тема «Пурва Миманса Сутра» Джаймини (около V в. до н. э.). «Миманса Сутра» описывает различные виды жертвоприношений и их цели.

Таким образом, особенности восточной философии  связаны со специфическим для  индийской и китайской культур  пониманием места человека в мире. Идеалом человеческого бытия  в этих традициях выступает не столько реализация себя в предметной области, сколько нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир, что и обусловливает рационально-практическую направленность философии Древнего Китая и религиозно-мифологический характер основных философских школ Древней Индии.

Информация о работе Философия Китая