Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:13, реферат
Цель контрольной работы – рассмотреть философию даосизма в различных её проявлениях, не прибегая к классическим формулировкам, с применением цитат из канонического текста и изречений китайских философов.
Введение 3
Глава 1. Пределы познания даосизма 4
Глава 2. Проявление дуализма в даосской философии 5
Глава 3. Метод «девяти форм пищевого поста» или девяти этапов единения с Дао 7
Заключение 9
Приложение 1 11
Список литературы 12
Дао означает Путь постижения законов природы, ее закономерностей. Учение призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным гармонизирующим принципом.
В VI-V в. до н.э. китайские мудрецы сформулировали основной принцип даосизма, который сводится к следующему: Все вокруг представляет собой единое целое. Мы не можем делать различий между жизнью и смертью, правильным и неправильным, святым и мирским или любым иным "этим" и "тем".
Учителя
Лао и Чжуан называют свой универсальный
принцип словом "Дао", что значит
"Путь". Отсюда следует, что Дао
можно рассматривать как
В даосской книге "Гуань Инь-цзы" то ж самое выражено в более поэтической форме: «Твари, обитающие в морской пучине, претерпевают бесчисленные превращения, но вода одна для всех. Мое "я" и вещи вокруг непрестанно меняются в великом превращении мира, но природа одна для всех. Зная, что природа одна для всех, поймешь, что нет ни других, ни моего "я", ни смерти, ни жизни».
Даосы смотрели на мир из самого средоточия парадоксального, в котором не остается места какой-либо двойственности. В "Гуань Инь-цзы" так говорится о Дао: «В дао нет ничего от человека. Мудрый не судит: это дао, а то – не дао. В дао нет ничего от своего "я". Мудрый не различает между пребыванием в дао и отстранением от него. В том, что дао нет, - залог того, что дао есть. В том, что мудрый не держится за дао, – залог того, что он не потеряет дао.»
Дао трактуется как абсолютная, не поддающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип. В начале "Дао дэ цзин" сказано: "Дао, о котором можно говорить, не есть истинное Дао".
Глава 42 трактата Лао-цзы «Дао Дэ Цзин» определяет последовательность творения: "Дао рождает одно, одно рождает двух, два рождает трех, трое рождают все вещи. Все вещи содержат инь и несут ян, которые взаимодействуют в неиссякающем потоке энергии ци".
О Дао упоминают как о "начале и матери десяти тысяч вещей", то есть сущностной основе бытия. Проявления Дао спонтанны и осуществляются без усилий; порождая жизнь, Дао не владеет объектами творения. Оно само воплощение естественного процесса, ничем не ограниченного, но производящего непрерывный ряд заурядных, в сущности ограниченных вещей.
Дао не есть бытие, но есть небытие. Это то, что является первопричиной. В этом отношении его уместно сравнить с буддийским понятием шуньяты (пустоты). Дао универсально, всепроникающе и не поддается разрушению.
С точки зрения метафизики Дао – это безмолвный источник, порождающий все сущее, и одновременно конечная цель любого проявления. Оно не обладает фиксированной субстанционной основой, но лишь обеспечивает проявление и угасание существования.
Согласно даосской философии, движению предшествует отдых, а действию – состояние покоя; соответственно, Дао является основой любого процесса. Само по себе оно неподвижно, но является началом любого движения. В этом смысле Дао означает абсолютную естественность.
Цитаты из трактата Лао-цзы «Дао Дэ Цзин»
(цифры
указывают исходный параграф)
1
Дао, которое может быть
14 Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино
20 О! Я несусь! Кажется, нет места, где мог бы я остановиться
25 Я не знаю ее имени. Обозначая знаком, назову ее Дао
37 Не обладающее именем – простое бытие – для себя ничего не желает. Отсутствие желания приносит покой,
41 ...Дао скрыто [от нас] и не имеет имени
... кто на высоте Дао, похож на заблуждающегося.
81
Верные слова не изящны. Красивые
слова не заслуживают доверия.
Добрый не красноречив.