Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:13, реферат
Цель контрольной работы – рассмотреть философию даосизма в различных её проявлениях, не прибегая к классическим формулировкам, с применением цитат из канонического текста и изречений китайских философов.
Введение 3
Глава 1. Пределы познания даосизма 4
Глава 2. Проявление дуализма в даосской философии 5
Глава 3. Метод «девяти форм пищевого поста» или девяти этапов единения с Дао 7
Заключение 9
Приложение 1 11
Список литературы 12
Министерство образования Московской области
Московский
государственный областной
Контрольная работа по дисциплине
«Философия»
На тему
«Философия
Китая. Даосизм»
Москва, 2011
Цель контрольной работы – рассмотреть философию даосизма в различных её проявлениях, не прибегая к классическим формулировкам, с применением цитат из канонического текста и изречений китайских философов.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что и в современном мире люди продолжают изучать и применять в жизни принципы даосизма, и это помогает нам обрести гармонию с природой и самим собой, так же, как во времена античности.
Дао
в переводе с китайского языка означает
путь. Основа Дао - это небольшая книга
"Дао де цзин", которую написал Лао-цзы
(VI-V в. до н. э.). С китайского языка Лао-цзы
переводится как старый мудрец или старый
мальчик. Дао дэ цзин является одной из
основ китайского мировоззрения. Характерной
чертой которого, например, являются понятия
"инь" и "янь", которые символизируют
противоположности или дуальность. Даосизм
скорее учение, чем религия, так как в нём
слабо выражена характерная черта религии
– присутствие кумира или личности, любые
слова которой ставятся в ранг истины,
хотя в истории Китая было и обратное.
Возможно, поэтому Лао-цзы незаметно покинул
Китай и скрылся в неизвестном направлении.
О точной дате его смерти сведений нет.
В основном до нас дошли легенды, некоторые
из которых, например, утверждают, что
Лао-цзы был учителем Будды. Так ли это
нам неизвестно, однако интересно сопоставить
фразы, которые выражают это учение:
– Если вы что либо называете «дао», то это уже не дао.
–
Чем больше вы пытаетесь понять дзен, тем
больше вы от него удаляетесь.
Для объективности необходимо отметить, что некоторые историки полагают, что у «Дао де цзин» был не один автор. Есть так же те, кто ставят под сомнение не только авторство, но и само существование Лао-цзы. Правдивость летописей проверить невозможно. Если верна летопись первого известного нам китайского историка Сыма Цянь, то Лао-цзы это второе имя, а первое - Ли Эр. Он был историком, хранителем в библиотеке при дворце. Имел встречу с Конфуцием. На склоне лет отбыл в неизвестном направлении. При пересечении границы, по просьбе смотрителя заставы, Лао-цзы изложил своё учение в небольшом трактате "Дао дз цзин", в котором 81 раздел. При современной печати он занимает около 25 страниц.
Стоить отметить, что, как бы ни был обширен язык, он никогда не сможет отразить всё многообразие мира. Это подобно тому, как каплей пробовать выразить океан. Язык – прекрасное отражение культуры мировоззрения нации. В нём есть масса слов и значений, которых нет в других языках. Например, в русском есть значения синий и голубой, а в немецком и английском есть лишь синий (blau или blue). В Китайском языке есть символы "инь" и "янь", которых нет в нашей речи. Как уже упоминалось, если наше мировоззрение основывается на добре и зле, то китайская философия основывается на символах противоположностей: "инь" и "янь" (например: женщина и мужчина, длинное и короткое, ночь и день и так далее).
Смысловые границы слова выражены не одинаково не только у людей, но и в толковых словарях, то есть, абсолютных значений нет. Формулировка - это большое искусство. Как говорил Будда "умны те, кто смог подобрать слова для этого". Действительно сложно выразить словами музыку или вкус сока. Поэтому в некоторых случаях слово подобно лишь призрачной тени. Чем дальше "объект" от нашего мира, тем меньше толку от слов, так как язык развивается из того, что непосредственно рядом с нами и нашим познанием.
Единственная четкая терминология – это математика, но она абстрактна и виртуальна, если смотреть с точки зрения объективности, которая выражена тем, что всё едино. Характерная черта человеческого ума в том, что он постоянно делит мир, создавая матрицы, которые зачастую не имеют чёткой формулировки. При этом порой возникает иллюзия статичности (неподвижности) объекта, в то время как всё постоянно меняется. Многим знакомо удивление, когда проходя по двору, мы обнаруживаем, что деревья стали гораздо выше – это значит, что ум долго обманывал нас, выдавая статичное прошлое за настоящее. Человек находит или строит в окружающем мире приятное и комфортное, а потом пытается это не менять и зафиксировать. Но это противоречит устройству вселенной. Есть придание, что когда царю Соломону было нелегко, он поворачивал свой перстень, на котором было написано "и это пройдет".
Не
стоит забывать, что древние тексты
почти невозможно перевести однозначно,
можно встретить различные
Лао-цзы определяет Дао как Срединный Путь между Инь и Ян. Поэтому имеет место следующая схема:
Инь – (Дао) – Ян,
т.е. Инь и Ян являются полюсами выражения Дао.
С другой стороны, для даосских мудрецов характерны парадоксальные высказывания, которые обычно ставят людей в тупик. Приведем лишь некоторые из так называемых "безумных речей" даосских мудрецов:
Понятие "Дао" играет роль божественного начала в религиозной философии даосизма. Хун Цзычен выразился о Дао в поэтической форме:
«Нужно вообразить облако, которое замерло в как будто застывшем водном потоке, а в них парит коршун и плещутся рыбы – вот это и будет образ сознания, обладающего дао».
Отсюда ясно, что Дао – это гармония двух стихий (например, воздушной и водной), двух качеств, двух критериев. В даосской книге "Гуань Инь-цзы" приведены некоторые высказывания о Дао:
«Мое дао подобно пребыванию в темном месте. Находясь на свету, нельзя ничего увидеть в темноте. Пребывая же в темноте, увидишь все, что находится на свету».
«Мое дао подобно мечу. Обращая меч против других, извлечешь выгоды для себя. Хватаясь за меч руками, нанесешь себе рану».
«В том, что мудрый не держится за дао, - залог того, что он не потеряет дао».
Отсюда видно, что Дао – довольно парадоксальное понятие. Рассмотрим следующее изречение:
«Все в мире – одна вещь. Обыкновенные люди не знают ее истинного имени. Они видят вещи и не видят дао. Достойные люди определяют принципы вещей. Они видят дао и не видят вещи. Мудрый соединяется с небесным в себе. Он не доискивается до дао и не привязан к вещам. Во всех путях – один и тот же путь. Не следовать дао – вот дао. Следовать ему – значит покоряться вещам».
Отсюда следует, что мудрый занимает среднюю позицию между обыкновенными людьми, которые привязаны к вещам, и достойными людьми, которые привязаны к Дао. Получаем следующую схему:
обыкновенные люди – (мудрый) – достойные люди.
(вещи)
Таким образом, вовсе необязательно слепо придерживаться парадоксального закона природы Дао. Теперь становится понятным следующее изречение даосских мудрецов:
«Суть событий в самих событиях, и слова о них имеют смысл. Суть дао не в дао, и слова о нем бессмысленны. Если знать, что слова бессмысленны, то всякое слово будет приобщать к дао. Если не знать, что слова бессмысленны, то даже утонченнейшие слова будут все равно, что бельмо на глазу».
Здесь подчеркивается ценность безмолвия, никогда не повторяющегося, но одного на все времена. Неуловимость Дао выражена в следующем афоризме:
«Говорить о дао – все равно, что говорить о сновидениях. Тот, кто рассказывает об увиденных им во сне драгоценностях, всевозможных предметах или зверях, может только описать их, но не может передать их другому. Слушатели же могут только услышать о них, но не могут ими завладеть. Только тот, кто умеет слушать, ничего не принимает на веру и ничего не оспаривает».
Отсюда возникают следующие схемы:
рассказчик – (умеющий слушать) - слушатель
(описывает) (
принимать на веру – (уметь слушать) – оспаривать.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Дао можно рассматривать как Парадокс. Поэтому Дао имеет два полюса – Парадокс и Срединный Путь, т.е. имеет место следующая модель Дао:
Парадокс – (Дао) – Срединный Путь.
Парадокс можно отнести к Инь, а Срединный Путь – к Ян.1
Первая форма – это питание зерном и злаками и отказ от мясной пищи (вегетарианство). При этом уделяется большое внимание и общечеловеческим добродетелям, так как лживые, недостойные люди напрасно ищут бессмертия. В первую очередь это пять запретов: не убивать, не пить вина, не лгать, не красть, не прелюбодействовать; а также десять добрых деяний: почитать родителей, соблюдать верность господину и наставнику, сострадать всем тварям, помогать страждущим даже во вред себе, освобождать на волю животных и птиц, возводить мосты, сажать деревья, строить жилища и колодцы у дорог, наставлять неразумных людей.
Вторая форма предполагала питание овощами и травами (сыроеденье).
Третья форма предписывала строгую дисциплину в количестве и времени приёма пищи. Следовало не насыщаться до конца, существовали особые «голодные» дни.
Четвёртая форма – «питание семенем» - означала прием внутрь заговоренной воды, в которой мог быть растворён пепел от сожжённой бумаги с изображением магических иероглифов (подразумевается, видимо, употребление только жидкостей).
Пятая форма – «Питание слюной»: слюна в даосизме считается одним из питательных соков организма, поэтому её следует «сберегать», т.е. не сплёвывать напрасно, а как можно чаще сглатывать. Разработаны даже специальные упражнения и массаж горла для усиления слюноотделения.
Шестая форма – «питанием светом» или «сиянием». Поглощение света солнца, луны и звезд, что должно было напитать организм человека тем же могуществом и нетленностью, которыми обладают эти светила.
Седьмая форма – «питание Ци». Овладенье различными дыхательными упражнениями и приёмами углублённой медитации.
Восьмой этап – питание «изначальным Ци», т.е. энергией, из которой формируются три первоначала Мира. Адепт как бы подходит к изначальному состоянию Мира, приобщается к «великой изначальной Пустоте».
Девятый этап – «зародышевое питание» или «эмбриональное дыхание». По традиционным даосским понятиям, зародыш в утробе ничем не питается – но растёт и развивается, не дышит – но живёт. Таким образом, «зародышевое питание» фактически означает отказ от пищи и дыхания. Даос «восполняется от Дао», не прилагая к этому никаких усилий.2