Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:38, курсовая работа
Возможно, одним из первых «серьезных» вопросов, которые задавал себе «человек разумный», был вопрос об отношении его знаний к окружающему его миру. Но этому предшествовали длительная подготовка и достаточно высокий уровень развития абстрактного мышления. Скорее всего, на первых этапах становления человечества, знания воспринимались как нечто само собой разумеющееся, тождественное самому миру. Но уже в Древней Греции появляются утверждения о том, что «многознание не научает быть мудрым», что «плохие свидетели глаза и уши для тех, кто имеет грубые души» и, более того, «знаю, что я ничего не знаю».[1] В сущности, ни одна философская концепция не могла уйти от ответа на вопрос об отношении наших знаний к объективному миру, о возможности получения достоверных знаний о его функционировании и развитии.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Формирование философского знания в различные исторические эпохи………………………………………………………………………………..5
§1.1. Античность…………………………………………………………………...5
§1.2. Средние века………………………………………………………………...10
§1.3. Новое время…………………………………………………………………14
Глава 2. Философия познания……………………………………………………19
§2.1 Теория познания……………………………………………………………..19
§2.2 Эмпирический и теоретический уровни познания………………………..24
§2.3 Формы теоретического знания - закон, теория……………………………28
Заключение………………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………………………….38
Однако не все формулировки закона имеют причинную форму. В подавляющем большинстве следствия закона формулируются в виде какой-либо функциональной зависимости или классификации соотношения, т.е. в конечном счете закон по форме тяготеет к системной корреляции, а не генетической причинности. Однако это не значит, что причинность отсутствует в тех связях, отражением которых являются коррелятивные формулировки законов. Налицо противоречие: с одной стороны, содержание категории закона формировалось в единстве с принципом причинности, а с другой - формулирование законов всегда осуществляется в виде различного рода функциональных соответствий без всякого причинного обоснования. Это породило многочисленные споры о сущности категории закона.
Согласно религиозно-идеалистическим взглядам, в мире все течет по созданным Богом путям, которые управляют всем, выполняя волю «Всевышнего». Бог управляет миром через законы, “подобно ямщику, держащему в руках вожжи всех событий Вселенной”. Согласно субъективному идеализму законы возникают лишь из-за любви человека к порядку.
Однако в силу того, что мир есть самоуправляющая система, законы в ней являются ее внутренним самопроявлением.
С точки зрения сферы действия, законы делятся на общие и универсальные (закон сохранения энергии), частные, и действующие лишь в ограниченной области (закон общего развития).[21]
По своему внутреннему содержанию законы делятся на законы строения (в основном законы, выражающие необходимые коррелятивные связи в системах), законы функционирования (причинная и системная детерминация) и законы развития (область причинной детерминации). В силу диалектики необходимости и случайности законы развития выступают как тенденции, которые прокладывают себе путь сквозь хаос случайностей.
По форме своего проявления законы делятся на динамические и статистические. Так любой брошенный камень вернется на землю в силу динамического закона, а количество очков на брошенных костях непредсказуемо, действует статистическая закономерность.
Необходимо различать тенденции и статистическую вероятность: тенденция отражает путь проявления однозначных динамических законов, а статистическая закономерность предполагают альтернативную вероятность конкретного события. Обычно в случае динамического, хотя бы и в форме тенденции, проявления говорят о законе, а в случае статистического проявления - о закономерности. Однако и то и другое является различными выражениями необходимости. Но закономерность в отличие от закона отражает не жестко детерминированный характер объективной необходимости, а лишь ту или иную степень вероятности ее проявления. Строение организма подчиняется законам, однако обладает и массой индивидуальных качеств, которые с точки зрения общего закона есть случайности, через которые и проявляется закон. Закон, как необходимость в конкретном, действуя опосредовано через случайное, выступает для этого конкретного как закономерность. Иными словами закономерность - это форса конкретного проявления закона.
В мире действуют законы, а не слепой рок. Это особенно верно для социальных законов, т.к. закон общего развития не может осуществляться без деятельности людей, обладающих достаточно высокой степенью творческой свободы.
Следует обратить внимание на другую форму теоретического знания – теорию. Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области; высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности.[22] А также - самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно выведены из немногих определений основных понятий и истин, принятых без доказательств (аксиом). Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, то есть в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение.
Не все философы считают, что достоверность это необходимый признак теории. В связи с этим выделяют два подхода. Представители первого подхода если и относятся к теориям концепции, которые могут оказаться не достоверными, то все же считают, что задача науки – создание истинных теорий. Представители другого подхода считают, что теории не являются отражением реальной действительности. Теорию они понимают как инструмент познания. Одна теория лучше другой, если она является более удобным инструментом познания. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы.
Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.
Различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории.
Вывод: Все в мире находится во взаимной связи, которая порождает активный импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие. Развитие обусловлено различными видами связи. Высшим проявлением синтеза принципов всеобщей связи и развития является категория закона, категория не только объясняющая прошедшее, но и частично прогнозирующая будущее. А без самой развитой организации научных знаний, т.е. без теории, не возможно получить целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представитьт знаковую модель этой сферы.
Вывод по второй главе:
Только философия может в полной мере утверждать, что ее предметом является отношение человека к миру, поскольку только это мировоззрение своим особым предметом делает познавательное отношение человека к миру. При этом, в отличие от психологии, формальной логики, кибернетики и т.д. (дисциплин, так или иначе исследующих процесс познания), гносеология изучает именно всеобщее в познавательной деятельности человека, необходимое для формирования целостности мировоззрения. Гносеология изучает всеобщее в процессе познания безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная, а затем уже выделяет специфику различных форм познавательной деятельности.
Понимая под предметом гносеологии то всеобщее, что характеризует процесс познавательной деятельности человека, можно выделить следующий ряд ключевых вопросов: способен ли человек познать объект с исчерпывающей полнотой, получить о нем достоверное знание; если нет, то что является этому причиной: лежит ли она в объекте или субъекте; почему процесс познания осуществляется не через одну универсальную познавательную концепцию, а через множество (рационализм, сенсуализм, эмпиризм, скептицизм, агностицизм, иррационализм и др.); откуда берутся и что представляют гносеологические начала, исходные принципы, которыми субъект руководствуется в процессе познания; как относятся знания к реальному; что есть истина и каковы ее критерии, почему существует не одна какая-либо универсальная концепция истины, а множество (корреспондентная, марксистская, конвенциональная, прагматическая и др.).
Такие вопросы никогда бы не возникли, если бы существовало автоматическое, полное совпадение наших представлений о мире с самим миром, если бы не существовало заблуждений и ошибочных представлений. Этого не бывает. Поэтому возникает необходимость познания процесса познания, которым специально занимается философия
Заключение.
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность — одна из идеальных движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.
Познание, таким образом, носит социально детерминированный характер. Только через призму усвоенной культуры мы получаем знания о реальности. Прежде чем продолжать дело предшествующих поколений, необходимо освоить уже накопленное человечеством знание, постоянно соотнося с ним свою познавательную деятельность,— это категорический императив развивающегося знания.
Наконец, самым животрепещущим вопросом для всего человечества был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а также и те, которые порождаются в области других наук и общественной практики, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания, которая в своей совокупности и может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знание сущности вещей позволяет человеку использовать их в соответствии со своими потребностями и интересами, переделывать имеющееся и создавать новое. Знать, следовательно, и означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью
В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания, и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.
Философия — система теоретических знаний о сущем как едином целом познаваемом и о способах познания этого целого.
Основой теоретического знания (наука, философия, теология) служит исследовательская деятельность — процесс получения нового знания на основе осмысления результатов предшествующего развития. Теоретическое знание может использовать практическое и духовно-практическое знание. Но его развитие зависит и от изменений в обществе, от характера субъектно-объектных отношений, приобретающих специфические черты в каждую историческую эпоху.
Основным назначением научной философии является формирование современной культуры мышления. Философия стремится дать человеку стратегические ориентиры целостного видения мира и общества, глубокого понимания происходящего, истинного познания и результативной деятельности. В ситуации духовного хаоса, уже более десятилетия царящей в России, философское образование, развивающее эти качества, приобретает первостепенное значение. Без него невозможно ни современное полноценное специальное образование, ни формирование настоящего гражданина России, способного внести достойный вклад в ее развитие.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.- 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007г.
2. Философия: Учебник / Под ред. О.А. Митрошин Ф56 кова. – М.: Гардарики, 2004г.
3. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: под общ. Ред. Д-ра филос. Наук, проф. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006г.
4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
Информация о работе Философия как система теоретического знания