Философия как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:23, реферат

Описание работы

Философия - одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Однако, как ни странно, до сих пор окончательного согласия в отношении того, является ли философия наукой ли нет, а также о ее связи с естественнонаучными дисциплинами, среди ученых нет. Начиная примерно с середины двадцатого столетия наблюдается повышенный интерес к философии в среде физиков, - интерес, обусловленный развитием квантовой теории и необходимостью интерпретации полученных результатов, для чего формальный физический аппарат оказался бесполезен.

Работа содержит 1 файл

тэк фил.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

 

2) Познавательно-эвристическая функция  (искусство как знание и просвещение.  Оно является средством просвещения  (передача опыта, фактов), образования (передача опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей). Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромно. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

 

3) Информационная и коммуникативная  (искусство как сообщение и  обобщение). Искусство - художественная  коммуникация, и его родство с  языком неоднократно подчеркивалось  в истории эстетики. На коммуникативном  плане основывается его современное рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта.

 

4) Воспитательная функция. (формирование  целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика–политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце. 5) Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику. 6) Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция - ничем не заменимая специфическая способность искусства:

 

- формировать эстетический вкусы,  способности и потребности человека  и тем самым ориентировать  ценностно его в мире.

 

    - пробуждать творческий  дух, творческое начало личности.

 

7) Геданестическая функция (искусство  как наслаждение). Во-первых, это  свободное владение художником  сложным и многообразным жизненным  материалом. Во-вторых, это обязательная  соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с человечеством - выявление их эстетической ценности. В-третьих, это гармония формы и содержания. В-четвертых, это упорядоченный художественный мир, построенная реальность по законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспект художественного творчества.

 

    Структура явления искусства.

 

Искусство –это форма общественного  сознания, выраженная в отражении  общественного производства жизни. Оно является способом познания окружающего мира, то есть формой отражения людьми общественного производства жизни с помощью творческого процесса в соответствии с формой общественного сознания.

 

Общественное производство жизни  составляет реальную основу, над которой возвышается надстройка, которой соответствует творческий процесс. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, бытие определяет их сознание.

 

На известном этапе развития формы общественного сознания приходят в противоречие с отражением общественного производства жизни. С изменением общественного производства жизни изменяется искусство.

 

    Диалектика искусства.

 

Диалектика –наука о наиболее общих  законах развития природы, общества, мышления и основанных на этом методов  познания и преобразования окружающего мира. Предметом диалектики является развитие, объектом– природа, общество, мышление. Искусство, как форма отражения, объединяет в себе идеальное и материальное, субъективное и объективное. Формы искусства являют собой формы вещей, каковы они в сознании или каковы они сами по себе. Таким образом рассматривается соответствие материального и идеального.

 

Единичные вещи –есть суть, всеобщая материя всех искусств. Воспроизводящая  форма искусства изображает особенное  частное во всеобщем.

 

Так как исходным процессом познания является живое созерцание, абстрактное мышление, оперирование вещами в соответствии с понятиями, то это суть диалектического познания. И она же суть искусства. Именно поэтому искусство– это способ познания окружающего мира.

 

   Современная проблематика.

 

В ХIХ и ХХ вв. на первый план выдвинулась  проблема соотношения искусства  и идеологии. Будучи облечены властью, идеологические системы, вбирающие  в себя политические, моральные и  другие установки каждого данного  общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Естественно, при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некой логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления, к утилитаризации эстетического чувства. В результате идеологического диктата расцветает так называемая массовая культура, в которой эстетические показатели настолько снижены, что фактически исчезает всякое различие между таким усредненным искусством (т. е. уже псевдоискусством) и самой идеологией.

 

Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить. Любое  глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при  активном участии искусства. Так  было и в античности, и в эпоху Возрождения. Таким образом, эстетическое сознание и его высшая форма – искусство –являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.

 

Однако искусство обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность культуры, ее нарастающую  универсальность. Создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих  символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее, и главное, будущее. Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность. Итак, синтезирующая мысль искусства проявляется и на уровне отдельной личности, скрепляя воедино все ее духовные силы, и на уровне каждого данного этапа общественного развития, обеспечивая целостное самовыражение народа, и на уровне исторической связи поколений, выражая единство поступательного прогресса культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

При анализе идеологии необходимо руководствоваться принципом партийности, выявляя связь идеологических построений с интересами определенных классов, а также принципом конкретно-исторического подхода, имея в виду, что сами классы и их интересы меняются в ходе истории. Поскольку идеология отражает природу того или иного общественного строя, то идеологические различия неустранимы, пока существуют различные социальные системы.

Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся  и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой  есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный  определенным идейно-эмоциональным смыслом.

Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его  создание, требует всего человека, ибо оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое  напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа. Художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания: через них узнаются, воспроизводятся в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры и межличностные отношения людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1.    Введение в философию.  Ч.1 М., 1989.

2.    Философия. Учебник.  М.:ТОН 1998

3.    Философия. Учебник  для вузов. 1995

4.    На переломе. Философские  дискуссии 20-х годов. Философия  и мировоззрение. М.,1990.

5.    Ильин И.А. Философия  и жизнь.

6.    Франк С.Н.  Понятие  Философии. Взаимоотношение философии  и науки.

7.    Вернадский В.И. Научное  мировоззрение.

8.   Соловьев В.С.  Исторические дела философии //  Из  истории русской гуманистической мысли. М., 1993

9.    М.Хайдеггер. Что такое   философия?  //  Вопросы  философии  1993. - N8.

10. ФЭС. Статьи:  агностицизм,  вульгарный материализм, деизм,  дуализм, идеализм, материализм, мировоззрение, мифология, монизм, основной вопрос философии, пантеизм, скептицизм, солипсизм, философия.

11. www.ruclass.ru/node/594‎

12. ru.wikipedia.org/wiki/Философия_науки‎

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия как наука